Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Сурниной М.В, судей фиоВ, фио, при помощнике судьи Коршуновой А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" на решение Савёловского районного суда адрес от 23 марта 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение N ФЦентр-3/21-25 ФГКУ Центррегионжилье от 09.02.2021 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и отменить.
В удовлетворении остальной части требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Бачин Ф.В. обратился в суд с иском к ответчику ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся, обязании осуществить постановку на учет в качестве нуждающегося, просил признать незаконным решение NФЦентр-3/21-25 ФГКУ "Центррегионжилье" от 09.02.2021г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; признать право фио нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по договору социального найма; обязать ФГКУ "Центррегионжилье" осуществить постановку на учет фио, совместно с семьей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Свои требования истец мотивировал тем, что он в период с 15.11.1996 по 15.09.2020 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Был досрочно уволен с воинской службы в запас в связи с неисполнением условий контракта. 22.01.2021 истец обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, однако решением ответчика ему было отказано в постановке на учет. Истец полагает, решение незаконным и необоснованным, учитывая срок его службы, а также то, что в период службы ему было предоставлено жилое помещение по договору служебного найма, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском (т.1 л.д.4-6).
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ФГАУ "Росжилкомплекс" по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. Пояснив, что истец был поставлен на учет по предоставлению служебного жилого помещения, что не приравнивается к обеспечению жилым помещением, предусмотренным п. 9 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих (т.1 л.д.187-189).
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили в адрес суда письменные объяснения из которых следует, то в базе "учет" фио признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением (т.1 л.д.187-189).
Суд постановилуказанное выше решение (т.2 л.д.82-84), об отмене которого просит представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс", действующий на основании доверенности фио, по доводам апелляционной жалобы, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права (т.2 л.д.85-89).
Представитель истца фио, действующий на основании доверенности фио, в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс", третьего лица Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалась, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.2, п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда приведенным требованиям не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бачин Ф.В. был уволен с военной службы 15.09.2020 с выслугой лет 23 года 9 месяцев.
22.01.2021, то есть после исключения его из списка личного состава воинской части, Бачин Ф.В. обратился с заявлением о постановке его и членов его семьи на жилищный учет, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением 3 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороты Российской Федерации N ФЦентр-3/21-25 от 09.02.2021 в постановке фио и членов его семьи на жилищный учет было отказано со ссылкой на то, что с заявлением о постановке он обратился после увольнения его со службы и исключения его из списка личного состава воинской части.
Суд первой инстанции не согласился с решением жилищной комиссии, указав, что фио с 04.04.2020 признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещение, следовательно доводы ответчика о том, что заявление о постановке на жилищный учет было подано после увольнения с военной службы, по мнению суда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Оценив представленные доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 99, 104 ЖК адрес ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п. 2, 6, 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1768, приняв во внимание разъяснения Верховного суда РФ, изложенные в п.47 Обзора судебной практики N1 (2019), суд пришел к выводу о том, что фио, подлежащий обеспечению на весь срок военной службы жилым помещением, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет приобрел право на получение жилищной субсидии; в то же время по месту военной службы он был признан нуждающимся в служебном помещении, то есть военнослужащий при установленных обстоятельствах имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему жилищной субсидии и получение служебного жилого помещения. Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы ответчика не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем признал незаконным и подлежащим отмене решение NФЦентр-3/21-25 ФГКУ "Центррегионжилье" от 09.02.2021г. об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилом помещении.
При этом суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика осуществить постановку истца совместно с семьей в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку, по мнению суда, данная обязанность была исполнена отделом жилищного обеспечения Министерства обороны 04.04.2000г.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 N 2271-О, от 27 октября 2015 N 2527-О, от 26 мая 2016 N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с п. 4 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1768 (далее - Правила), военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).
В соответствии с абз. 1 п. 11 Правил, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 15.11.1996г. и, согласно выписки из приказа командира войсковой части 51870 от 15.09.2020г, был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. На момент увольнения, выслуга лет в календарном исчислении составляла 23 года и 9 месяцев. Истец был исключен из списков части личного состава и всех видов обеспечения.
Заявление истца о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поступило в 3-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье" 22.01.2021г, то есть после исключения фио из списков личного состава воинской части.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от 09.02.2021 года N ФЦентр-3/21-25 истцу и совместно проживающим с ним членам семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ответу заместителя начальника филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" N 194/175/ФЦ/19332 от 22.12.2021г. по данным базы "Учет" фио признан с 04.04.2000г. нуждающимся в обеспечении служебным обеспечением и был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: адрес
На момент увольнения с военной службы Бачин Ф.В. на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации не состоял.
Поскольку материалами дела достоверно установлено, что Бачин Ф.В. с соответствующим заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в уполномоченные органы при прохождении военной службы не обращался, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Необходимым условием реализации права на жилище, предусмотренного как Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления и наличие оснований для признания нуждающимся, однако, в отношении истца таких обстоятельств не установлено. При этом право на жилище в соответствии с приведенным законодательством носит не безусловный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий и принятия соответствующих решений, сам истец с заявлением о его постановке на учет в установленном законом порядке, в период службы, не обращался.
Действующим законодательством не предусмотрено право военнослужащих на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, после увольнения с военной службы, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савёловского районного суда адрес от 23 марта 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Бачина Федора Валерьевича к ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права нуждающихся, обязании осуществить постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.