Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Морозовой Д.Х., Куприенко С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мысловской И.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х. гражданское дело по апелляционному представлению Сковородинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Невмержицкого Н.Ю. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 февраля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Сковородинского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" об обязании провести капитальный ремонт железнодорожного пути общего пользования участок пути 2 7161 км - 7175 км, пути 2 7111 км ПК 477 - 7112 км ПК 207, пути 2 7193 км - 7196 км в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Сковородинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании провести капитальный ремонт железнодорожного пути общего пользования.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в Ерофей Павловичской дистанции пути - структурном подразделении Забайкальской дирекции инфраструктуры - структурном подразделении Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", в части своевременного проведения капитального ремонта участков пути, по результатам которой установлено, что на момент проверки на обслуживаемом Ерофей Павловичской дистанцией участке пути имеются участки с пророченным капитальным ремонтом. Среди участков с просроченным капитальным ремонтом имеются участки пути 2 7161 км - 7175 км, пути 2 7111 км ПК 477 - 7112 км ПК 207, пути 2 7193 км - 7196 км. Истец указывает, что несвоевременно проведенный капитальный ремонт ослабляет прочность и устойчивость железнодорожного пути и сооружений, что влияет на обеспечение безопасности движения поездов, может вновь повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Основываясь на изложенном, истец просит суд об обязании ответчика провести капитальный ремонт железнодорожного пути общего пользования участок пути 2 7161 км - 7175 км, пути 2 7111 км ПК 477 - 7112 км ПК 207, пути 2 7193 км - 7196 км в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Сковородинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" в заседании суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Сковородинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Невмержицкий Н.Ю. по доводам апелляционного представления, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Сковородинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры по доверенности Федосееву А.А, представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности Храменкову Т.Г, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Как установлено ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" владельцы инфраструктур в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Пунктом 17 правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года N 286, установлено, что владелец инфраструктуры, владелец железнодорожного пути необщего пользования должен иметь нормативную и техническую документацию на эксплуатацию и ремонт железнодорожного пути, сооружений и устройств.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования осуществляются в порядке, установленном владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании настоящих Правил, проектной (для вновь строящихся и реконструируемых объектов), ремонтной и эксплуатационной документации.
Согласно п. 12 приложения N 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства "Правила назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути" периодичность выполнения ремонтов железнодорожного пути, в соответствии с которой определяется их ежегодная общая потребность при перспективном и текущем планировании и рекомендуемые ремонтные схемы, определяются с учетом нормативного ресурса конструкции железнодорожного пути, соответствующей определенному классу железнодорожного пути.
В зависимости от фактического состояния железнодорожного пути промежуточные виды ремонтов могут быть заменены в ремонтной схеме, при этом устанавливаемый вид ремонта должен соответствовать критериям для назначения ремонтов.
В силу п. 13 приложения N 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства "Правила назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути" при определении ежегодной потребности в ремонтных работах владелец инфраструктуры, владелец железнодорожного пути необщего пользования может изменить нормативные сроки проведения ремонтов в сторону увеличения или уменьшения до 25% в зависимости от условий эксплуатации.
При назначении капитальных ремонтов владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожного пути необщего пользования применяются критерии, определяющие вид ремонта исходя из необходимости устранения причины, вызывающей снижение надежности или работоспособности железнодорожного пути.
При планировании капитального ремонта железнодорожного пути владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожного пути необщего пользования устанавливаются участки ремонта и сроки проведения работ при условии достижения нормативной наработки тоннажа или срока службы в годах.
В соответствии с п. 1.1 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 N 75р, технические условия являются нормативно-техническим документом, определяющим общие принципы, технические параметры, нормы и требования в современных и перспективных условиях ремонта железнодорожного пути, в том числе при высокой грузонапряженности, в условиях обращения грузовых поездов с повышенной массой, длиной и осевыми нагрузками и скоростных пассажирских поездов.
Согласно п. 1.4 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 N 75р, технические условия включают в себя регламентированные, а также рекомендуемые технические и организационно-технологические параметры и требования, предъявляемые к разным видам путевых работ (реконструкции, ремонтам) в зависимости от классов, групп и категорий путей. В состав параметров и требований входят основные критерии и порядок планирования ремонтно-путевых работ по показателям его фактического состояния.
В силу п. 1.5 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р, на сети железных дорог должно осуществляться перспективное трехлетнее и текущее планирование всех путевых работ.
Из п. 7.1 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р, следует, что назначение ремонтов производится по фактическому состоянию пути, определяемому по результатам комплексной оценки состояния пути, диагностики и генеральных осмотров пути, с учетом нормативных сроков его службы и предельных значений дополнительных критериев, в т.ч. параметров надежности методологии УРРАН, определенных в соответствии с "Методикой расчета показателей надежности методологии управления ресурсами, рисками на этапах жизненного цикла и анализа надежности (УРРАН) в дистанциях пути", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 30.06.2011 года N 1420.
Пунктом 7.2 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р, установлено, что при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка тоннажа или срока службы в годах не менее нормативного.
Согласно п. 7.3 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р, при наработке тоннажа (срока службы в годах) менее нормативного назначение капитальных ремонтов согласовывается с Управлением пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД".
Как верно было установлено судом первой инстанции, наработка железнодорожными путями тоннажа или истечение нормативного срока службы сами по себе не свидетельствуют о ненадлежащем техническом состоянии сооружений путевого хозяйства.
Главным критерием нуждаемости в ремонте железнодорожного полотна является его фактическое состояние, определяемое посредством контрольных мероприятий. По итогу проведения контрольных мероприятий выбираются конкретные виды ремонтных работ. Нормативный ресурс конструкции железнодорожного пути является одним из факторов, определяющих необходимость выполнения ремонта железнодорожного пути.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку исходил из того, что прокурором не предоставлены доказательства, указанные в п. 7.1 технических условий на работы по реконструкции и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 года N 75р, и раскрывающие текущее состояние железнодорожного пути.
Обоснованием заявленных исковых требований выступают письменные доказательства, полученные при проведении прокурорской проверки, при этом натурный осмотр и диагностика фактического состояния железнодорожных путей, находящихся в эксплуатации, Ерофей Павловичской дистанции пути, прокурором не проводились.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
По своей сути доводы апелляционной жалобы, как усматривается из их содержания, повторяют доводы правовой позиции истца, которыми были обоснованы его исковые требования и апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства, фактических обстоятельств, вследствие чего не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Кроме того, все доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судом первой инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
При данных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Сковородинского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Невмержицкого Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.