Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Сурниной М.В, Полковникова С.В.
при помощнике судьи Булгачевой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю, дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований фио - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" об оспривании решения об отказе выплате возмещения, указывая в обосновании заявленных требований на то, что 30 мая 2017 года между фио, фио, с одной стороны, и ООО "Град-Инвест", с другой стороны, заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на двухкомнатную квартиру N210, общей площадью по проекту с учетом площадей лоджий/балконов - 64, 81 кв.м (общая площадь по проекту без учета площадей лоджий - 59, 01 кв.м), на 17 этаже, блок-секция "Б". Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 августа 2018 года застройщик ООО "Град-Инвест" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 марта 2019 года фио признан банкротом, в отношении него ведена процедура реализации имущества гражданина. В рамках процедуры банкротства фио были проведены мероприятия по реализации права требования жилого помещения (квартиры N210) к ООО "Град-Инвест", по результатам которых заключен договор купли-продажи имущества (уступки права требования) от 12 мая 2020 года в соответствии с протоколом определения победителей торгов NРАД-210996 от 12 мая 2020 года с фио В соответствии с актом приема-передачи от 08 июня 2020 года права требования фио, фио к ООО "Град-Инвест" на передачу вышеуказанной квартиры, перешли к фио
15 ноября 2019 года Наблюдательным советом Фонда принято решение о выплате возмещений гражданам-участникам долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: адрес, строительство которого осуществляло ООО "Гранд-Инвест".
18 декабря 2020 года фио в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства направлено заявление о выплате компенсации. Письмом от 13 июля 2020 года Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства отказал фио в осуществлении выплаты возмещения ввиду отсутствия государственной регистрации договора купли-продажи имущества (уступки права требования) от 12 мая 2020 года до даты признания застройщиком банкротом. Истец в данным отказом не согласна, полагает его незаконным.
На основании изложенного, истец просила суд признать решение от 13 июля 2021 года об отказе в выплате возмещения фио за двухкомнатную квартиру N210, расположенной на 17 этаже, блок - секция "Б" многоквартирного жилого дома по адресу: адрес - незаконным; обязать произвести выплату возмещения в размере, предусмотренном ст.13 Федерального закона N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец фио в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о дате рассмотрения дела.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца фио по доверенности фио, представителя ответчика по доверенности фио, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что 30 мая 2017 года между участниками долевого строительства фио, фио и застройщиком ООО "Град-Инвест" был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного многоэтажного жилого дома (от 6 этажей и выше), расположенного по адресу: адрес, согласно которому участники долевого строительства обязались передать застройщику денежные средства, а застройщик обязался передать участникам долевого строительства имущественное право на долю с выделением доли в натуре -двухкомнатной квартиры N210, общей площадью по проекту с учетом площадей лоджий/балконов - 64, 81 кв. м (общая площадь по проекту без учета площадей лоджий - 59, 01 кв. м), на 17 этаже, блок-секция "Б" (л.д.12-15).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 августа 2018 года ООО "Град-Инвест" признано банкротом с применением при банкротстве должника правил параграфа 7 "Банкротство застройщиков" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год до 09 августа 2019 года (л.д.21).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 марта 2019 (резолютивная часть от 05 марта 2019 года) фио признан банкротом, в отношении него ведена процедура реализации имущества гражданина; финансовым управляющим должника утвержден Свинарев А.И. - член Ассоциации арбитражных управляющих саморегулируемой организации "Центральное Агентство Арбитражных Управляющих", город Москва (л.д.16).
В рамках процедуры банкротства фио были проведены мероприятия по реализации права требования жилого помещения (квартиры N210) к ООО "Град-Инвест", по результатам которых заключен договор купли-продажи имущества (уступки права требования) от 12 мая 2020 года в соответствии с протоколом определения победителей торгов NРАД-210996 от 12 мая 2020 года с фио (л.д.17-18).
В соответствии с актом приема-передачи от 08 июня 2020 года права требования фио, фио к ООО "Град-Инвест" на передачу двухкомнатной квартиры N210, общей площадью по проекту с учетом площадей лоджий/балконов - 64, 81 кв. м (общая площадь по проекту без учета площадей лоджий - 59, 01 кв. м), на 17 этаже, блок-секция "Б" в многоквартирном многоэтажном жилом доме (от 6 этажей и выше), расположенного по адресу: адрес, перешли к фио (л.д.19).
15 ноября 2019 года Наблюдательным советом Фонда принято решение о выплате возмещений гражданам-участникам долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: адрес, строительство которого осуществляло ООО "Гранд-инвест".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 октября 2020 года требования истца фио о передаче вышеуказанной квартиры были включены в реестр требований участников строительства застройщика ООО "Град-Инвест" (л.д.22).
18 декабря 2020 года истец фио обратилась к ответчику с заявлением о выплате возмещения (л.д.23-25).
В ответ Фонд отказал в выплате возмещения, так как договор уступки не был зарегистрирован до признания застройщика банкротом, а в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона N 214-ФЗ, договор долевого участия в строительстве подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Данная норма распространяет свое действие также на заключаемые договоры уступки. Особенности осуществления государственной регистрации указанных договоров регулируются положениями ст.48 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (л.д.31).
Согласно ст.17 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", договор участия в долевом строительстве и соглашение (договор), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.1 ст. 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с п.2 ст.389 ГК РФ, соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
Таким образом, договор считается заключенным именно с момента внесения сведений о государственной регистрации в ЕГРН. Вместе с тем, указанный договор в зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРН до даты принятия судом решения зарегистрирован не был.
В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных п.1 ст.10 ГК РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, оценив и исследовав представленные суду доказательства, руководствуясь нормами гражданского законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о наличии в действиях истца недобросовестного поведения в связи с приобретением прав требования по договору купли-продажи имущества (уступки права требования) от 12 мая 2020 года после объявления застройщика банкротом, принимая во внимание, отсутствие регистрации данного договора в соответствии с требованиями закона, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
После принятия решения Фондом в отношении объектов, расположенных по адресу: адрес, конкурсному управляющему и, соответственно, дольщикам застройщика было известно, что объект находится на рассмотрении Фонда, и в отношении него применены механизмы Фонда. Кроме того, информация о том, что тот или иной объект находится на рассмотрении Фонда, размешена на сайте Фонда.
Приобретая помещение у застройщика-банкрота по договору цессии, истец должен был осознавать, что условия договора о передаче помещения заранее были не исполнимы. При этом факт регистрации договора цессии не подтвержден.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для выплаты возмещения.
Согласно п.17 ст.13 Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч.3 ст.13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части отсутствия права на получение возмещения физическим лицом, имеющим требование о передаче жилого помещения, и (или) машино-места, и (или) нежилого помещения на основании соглашения (договора), в соответствии с которым производится уступка прав требования физического лица, применяются к соглашению (договору) об уступке прав требования, заключенному после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если на момент совершения сделки по передаче права требования застройщик признан банкротом. Физическое лицо, которое приобрело право требования о передаче жилого помещения, и (или) машино-места, и (или) нежилого помещения у юридического лица до 27 июня 2019 года, если на момент совершения такой сделки по передаче права требования застройщик не признан банкротом и в отношении его не открыто конкурсное производство, вправе получить возмещение по указанному требованию в порядке, установленном ст.13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу положений ст.11 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
На основании ст.17 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор участия в долевом строительстве и соглашение (договор), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из представленного судебной коллегии договора купли-продажи имущества (договора уступки права требования) от 12 мая 2020 года следует, что он зарегистрирован Управлением Росреестра по Саратовской области 04 февраля 2022 года, то есть уже после состоявшегося судебного решения (л.д.176-177). На дату вынесения обжалуемого решения договор уступки права требования в силу приведенных норм гражданского законодательства считался незаключенным.
Согласно действующей редакции п.3 ст.13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" физическое лицо, которое приобрело право требования о передаче жилого помещения и (или) передаче машино-места и нежилого помещения после признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства, не имеет права на получение возмещения по такому требованию.
При этом на дату заключения договора уступки права требования от 12 мая 2020 года действовала следующая редакция п.3 ст.13 ФЗ от 29.07.2017 N218-ФЗ: "физическое лицо, которое приобрело у юридического лица право требования по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) по договору, предусматривающему передачу машино-места и нежилого помещения, после возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика, не имеет права на получение возмещения по такому договору".
Договор уступки права требования датирован 12 мая 2020 года, то есть после возбуждения дела о банкротстве застройщика, а потому фио не имеет права на получение возмещения согласно ст.13 Федерального закона от 29 июля 2017 N218-ФЗ.
Вопреки доводам жалобы, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2021 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.