Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Баласултанова А.Х. Ферзилаева Р.А. на решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску Баласултанова А.Х. к Межмуниципальному отделу МВД России "Ахтынский", Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконными решения, действий (бездействия) о должностных лиц в части признания недействительным паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности отменить решение о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации, признании законным получения гражданства Российской Федерации Баласултановым А.Х..
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баласултанов А.Х. обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу МВД России "Ахтынский", Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконными решения, действий (бездействия) о должностных лиц в части признания недействительным паспорта гражданина Российской Федерации и возложении обязанности отменить решение о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации, признании законным получения гражданства Российской Федерации Баласултановым А.Х.
В обоснование требований указано, что Баласултанов А.Х. был принят в гражданство в 1994 г, в 2002 г. проведена процедура замены паспорта на новый и в момент получения паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданного 16 января 2002 г, административный истец уже являлся гражданином Российской Федерации, о чем было установлено при его первичной паспортизации. Баласултанов А.Х. тридцать лет прожил на территории России, прошел службу в рядах армии, все его документы выданы в данной стране, имеет высшее образование, официально трудоустроен и исправно платит налоги. Однако решением миграционной службы МО МВД России "Ахтынский" по результатам проверки выдачи миграционной службой Докузпаринского района паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты" на имя Баласултанова А.Х. указанный паспорт признан недействительным и объявлен в розыск. С данным решением административный истец не согласен, так как паспорт гражданина Российской Федерации он получал в соответствии с законодательством, виновных действий с его стороны не допущено, паспортный стол из Докузпаринского района был передан в Ахтынский район, часть архива миграционного органа была уничтожена пожаром, в обоснование оспариваемого решения должностными лицами не указано какое именно нарушение было допущено при документировании Баласултанова А.Х. паспортом гражданина Российской Федерации.
Решением Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 июля 2022 г, в удовлетворении требований Баласултанова А.Х. отказано.
В кассационной жалобе представителя Баласултанова А.Х. Ферзилаева Р.А, поданной 17 августа 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 августа 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
От МВД по Республике Дагестан поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы, в которых указано об отсутствии заявления Баласултанова А.Х, переехавшего на территорию Российской Федерации в 1993 г, о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке регистрации.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Баласултанов А.Х, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переехал в село Кара-Кюре Докузпаринского района Республики Дагестан к родственникам из Азербайджанской Республики в 1993 году, где продолжил учебу в Кара-Кюринской средней общеобразовательной школе. Согласно справке и.о. директора МКОУ "Каракюринская средняя общеобразовательная школа им. ФИО5" от 29 марта 2022 г. Баласултанов А.Х. действительно учился в 1993-1994 учебном году в Каракюринской СОШ и закончил 11 класс в 1994 году (аттестат о среднем образовании под номером "данные изъяты").
После окончания школы в 1994 г. Баласултанов А.Х. обратился в Докузпаринский РОВД для получения паспорта без регистрации по месту жительства и без получения гражданства. Истцу был выдан паспорт гражданина СССР. В электронной базе данных среди лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, Баласултанов А.Х. не значился.
После того, как Баласултанов А.Х. документирован паспортом гражданина СССР в 1994 г, в 2002 г. проведена процедура замены паспорта СССР на новый паспорт гражданина Российской Федерации серии 8201 N512835, выданный 16 января 2002 г. ОВД Ахтынского района Республики Дагестан.
Согласно представленному суду первой инстанции военному билету "данные изъяты", выданного военным комиссариатом Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 декабря 1995 г, Баласултанов А.Х. призван на военную службу, принес присягу 12 января 1996 г, имеет воинское звание сержанта (приобрел воинские должности топогеодезиста, начальника поста наблюдения и связи), уволен с воинской службы 15 ноября 1997 г.
30 марта 2002 г. поставлен на налоговый учет, в 2013 г. получил диплом о высшем образовании, с 2018 г. зарегистрирован по месту жительства в с. Даркуш-Казмаляр Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, в настоящее время проживает фактически и трудоустроен в г. Москве, состоит в браке с гражданкой Республики Азербайджан, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка.
Согласно письму МВД по Республике Дагестан от 14 июля 2021 г. N 15/7620 подтвердить сведения о регистрации по месту жительства в момент получения Баласултановым А.Х. паспорта гражданина СССР в 1994 г. не представляется возможным в связи с отсутствием похозяйственных и домовых книг, так как в результате произошедшего 24 сентября 2009 г. было уничтожено все имущество сельского поселения "село Каракюре", о чем выдана справка отделения ГНП МЧС России по Докузпаринскому району с. Усухчай.
Вместе с тем, как следует из заключения МО МВД России "Ахтынский" по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации от 24 апреля 2021 г, Баласултанов А.Х. обратился в Докузпаринский РОВД Республики Дагестан в 1994 г. для получения паспорта впервые, после получения паспорта получил регистрации, по месту жительства в с. Кара-Кюре Докузпаринского района Республики Дагестан, однако при документировании Баласултанова А.Х. в 2002 г. паспортом гражданина Российской Федерации, начальником ПВС ОВД Ахтынского района Республики Дагестан Гаджиевым Ф.Г. не были соблюдены требования пункта 14.4 Приказа МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации", документ, удостоверяющий личность, выдан без проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты" от 16 января 2002 г. признан недействительным.
Постановлением старшего следователя Магарамкентского МРСО СУ СК РФ по Республике Дагестан от 1 июня 2021 г. отказано в возбуждении уголовного дела. При этом усматривается, что по учетам ОАСР УВД МВД по Республике Дагестан Баласултанов А.Х. значится зарегистрированным с 27 сентября 2018 г. по месту жительства в с. Даркушказмаляр Сулейман-Стальского района, с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации он в соответствующие органы не обращался. Сведения, подтверждающие регистрацию Баласултанова А.Х. на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 г. и наличие гражданства Российской Федерации по иным основаниям у Баласултанова А.Х. не нашли подтверждения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в нарушение закона при получении паспорта гражданина Российской Федерации в 2002 г. Баласултановым А.Х. не были представлены документы, подтверждающие наличие у него гражданства Российской Федерации, следовательно, без принадлежности к гражданству Российской Федерации, указанный документ, удостоверяющий личность, выдан в нарушение установленного порядка выдачи паспортов. Доказательств постоянного проживания Баласултанова А.Х. на территории Российской Федерации, а также приобретения гражданства Российской Федерации, в том числе на момент документирования первоначально паспортом 30 июня 1994 г. судом также не установлено.
Указанные выводы суда первой инстанции признаны судом апелляционной инстанции верными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, на исследованных судом письменных доказательствах, юридическая оценка которых признана надлежащей, а также отклонены доводы жалобы о возникновении у Баласултанова А.Х. гражданства в 1994 г.
Судебная коллегия находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определено, что гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно частям 6 и 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу статьи 12 Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" (действовавшего на момент документирования Баласултанова А.Х. паспортом гражданина СССР в 1994 г.) гражданство РСФСР приобретается: в результате его признания; в порядке его регистрации; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР.
В соответствии с пунктом "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции на момент призыва на воинскую службу и применения присяги Баласултановым А.Х.) в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г, если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований Баласултанова А.Х, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия доказательств принадлежности административного истца к гражданству Российской Федерации ни по одному из оснований его возникновения, а также необоснованности выдачи административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации в 2002 г.
Вместе с тем, из заключения МО МВД России "Ахтынский" по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации от 24 апреля 2021 г. следует, что основанием для признания недействительным паспорта гражданина Российской Федерации серии 8201 N 512835 от 16 января 2002 г. является несоблюдение начальником ПВС ОВД Ахтынского района Республики Дагестан Гаджиевым Ф.Г. требований пункта 14.4 Приказа МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 14.4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (действовавшей на дату выдачи признанного недействительным паспорта в 2002 г.) для получения паспорта гражданин представляет, в том числе, документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Согласно пункту 21 той же Инструкции поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности, которые обязаны проверить представленные документы. Если документы, необходимые для выдачи или замены паспорта, представлены не полностью и/или личные фотографии не соответствуют установленным требованиям, руководителем предлагается представить недостающие документы и/или новые фотографии.
Законодательство допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В связи с этим и с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемое заключение законным, бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий Баласултанова А.Х. не установили, между тем отсутствие соответствующих сведений в отношении административного истца в базах данных о подаче им заявления при первоначальной паспортизации в 1994 г. о приобретении гражданства не опровергает сложившейся устойчивой правовой связи административного истца с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, исполняемых со стороны Баласултанова А.Х. добросовестно и длительное время.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, что предусмотрено частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Настаивая на удовлетворении своих требований, Баласултанов А.Х. в суде первой и апелляционной инстанций указывал на то, что по законному основанию приобрел гражданство Российской Федерации, в связи с чем был документирован паспортом гражданина Российской Федерации и на основании данного документа на протяжении долгого периода осуществлял реализацию своих прав и обязанностей гражданина, что свидетельствует о его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей и определяющей гражданство данного государства, а именно, был призван на военную службу Российской Федерации и дал присягу.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли приведенные выше нормы и не опровергли обстоятельства, связанные с происхождением Баласултановым А.Х. в период 1995-1997 г.г. военной службы по призыву.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (действовавшей на дату призыва Баласултанова А.Х.) гражданин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество - Российскую Федерацию; воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы.
Согласно части 1 статьи 8 названного Закона Российской Федерации первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста.
В том же порядке осуществляется первоначальная постановка на воинский учет лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, из числа лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет, что предусмотрено частью 5 статьи 8 названного Закона Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 19 того же Закона Российской Федерации гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, что также является конституционной обязанностью согласно статье 57 Конституции Российской Федерации.
Административный истец о своем желании быть гражданином Российской Федерации впервые заявил в 1994 г, в качестве гражданина Российской Федерации в 1995 г. прошел военную службу по призыву, в дальнейшем в 2002 г. - путем обращения за получением паспорта гражданина Российской Федерации.
Таким образом, Баласултановым А.Х. по материалам дела в судах первой и апелляционной инстанций подтверждено наличие устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, длительное проживание с 1993 г, получение среднего и высшего образования на русском языке, исполнение обязанностей гражданина Российской Федерации по защите Отечества - Российской Федерации и по постановке на налоговый учет, что указывает на наличие оснований для приобретения гражданства, предусмотренных действовавшим на момент возникновения спорного правоотношения законодательством.
При этом уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение длительного времени (более 20 лет) подтверждали принадлежность Баласултанова А.Х. к гражданству Российской Федерации посредством выдачи не только паспорта гражданина Российской Федерации, но и военного билета, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, на основании которых административный истец реализовывал свои права и обязанности гражданина Российской Федерации.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с принятием нового решения о признании незаконными действий и решения административного ответчика о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданного ОВД Ахтынского района Республики Дагестан 16 января 2002 г. на имя Баласултанова А.Х.
Иные требования Баласултанова А.Х. (о возложении на административного ответчика обязанности отменить решение о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации, о признании законным получения им гражданства Российской Федерации) вытекают из правомочий органа внутренних дел в области миграционного учета и не требуют принудительной реализации в судебном порядке в случае оспаривания решения о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 июля 2022 г. отменить, принять новое решение, которым признать незаконными действия и решение Межмуниципального отдела МВД России "Ахтынский", Министерства внутренних дел по Республике Дагестан о признании недействительным паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданного ОВД Ахтынского района Республики Дагестан 16 января 2002 г. на имя Баласултанова А.Х..
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.