Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 июня 2022 года по делу по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Пензы к министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Лесопожарный центр" о понуждении обеспечить лесопожарные формирования техникой, инвентарем и оборудованием.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителей административного ответчика Калининой М.Ю. и Малина А.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, и прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным дела
установила:
прокурор Железнодорожного района города Пензы, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнения просил обязать министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Лесопожарный центр" (далее - ГБУ ПО "Лесопожарный центр") в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования Пензенской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, в том числе, техникой: АГ2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси грузоподъемностью от 1, 5 тонн до 6 тонн в количестве 15 штук; пожарным оборудованием: СП3 бензомоторными пилами в количестве 7 штук; ВОЗ мотопомпами (переносными) с производительностью свыше 600 литров в минуту в комплекте в количестве 3 штук; ВО5 мобильными пожарными резервуарами (емкостями) открытого типа в количестве 26 штук; ВО6 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров в количестве 63 штук; ВО10 напорными пожарными рукавами (метров) в количестве 10 540 метров; ВО11 комплектами технологической оснастки, состоящих из пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособлений для переноски рукавов в количестве 26 штук; пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: К2 тепловизорами (портативными) в количестве 26 штук; К3 метеостанциями с анемометрами полевыми (карманными) в количестве 23 штук; К5 комплексами мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) и (или) беспилотными авиационными системами (БАС) в количестве 23 штук; К6 приборами спутниковой навигации (навигаторами) в количестве 48 штук; СК2 радиостанциями УКВ диапазона стационарными наземного канала связи в количестве 22 штук; СК3 радиостанциями УКВ диапазона возимыми наземного
канала связи в количестве 23 штук; СК8 терминалами спутниковой связи в количестве 26 штук; СК10 звуковещательными устройствами (переносными) в количестве 23 штук; СК11 комплектациями пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, состоящих из ракетниц или сигнальных устройств, сигнальных ракет (в количестве 20 штук) в количестве 22 штук; противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС1 средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте из защитной одежды из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинок (сапог), перчаток, защитной каски, защитных очков, универсальной накидки из огнестойкой ткани, средств защиты органов дыхания, персонального свистка и компаса, индивидуального фонаря, индивидуальной емкости для воды объемом не менее 0, 8 литров, индивидуальной аптечки первой помощи в количестве 150 штук; ПС2 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами в количестве 150 штук; ПС3 спальными мешками в количестве 150 штук; ПС4 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами) в количестве 150 штук; ПС5 палатками для защиты пожарных от неблагоприятных погодных факторов в количестве 150 штук; ПС7 тентами бивуачными в количестве 25 штук; ПС8 комплектами для оказания первой помощи на месте происшествия (групповыми) в количестве 25 штук; ПС10 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповыми) в количестве 25 штук; ПС11 контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения в количестве 50 штук; ПС12 контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря в количестве 50 штук; ПС13 лодкой надувной грузоподъемностью не менее 350 килограмм в количестве 1 штуки; СО1 переносными генераторами электричества мощностью 0, 8-5 киловатт в комплекте в количестве 2 штук; СО2 металлическими шкафами или сейфами в количестве 22 штук; СО3 комплектами слесарных инструментов для проведения технического
обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря, состоящих из слесарных инструментов, точильного станка электрического, станка для заточки пильных цепей и другого в количестве 22 штук; СО4 комплектами средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства в количестве 22 штук; СО6 комплектами сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 26 штук; СП5 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 литров в количестве 75 штук; СП10 пилами ручными в количестве 25 штук.
В обоснование требований указывал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что лесопожарные станции на территории Пензенской области, созданные ГБУ ПО "Лесопожарный центр", учредителем которого является министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, в полной мере не укомплектованы противопожарной техникой, средствами тушения и оборудованием, что может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, диких и сельскохозяйственных животных, прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Железнодорожного районного суда города Пензы от 5 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 июня 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 8 августа 2022 года через суд первой инстанции, министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает на недостаточность средств субвенций и отсутствие, вопреки выводам областного суда, возможности у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращаться за выделением средств нераспределенного резерва в Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку такие денежные средства можно использовать только на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Указывает, что в рамках подготовки к пожароопасному сезону в 2022 году в Пензенской области был подготовлен сводный план тушения лесных пожаров в регионе на 2022 год, который утвержден Губернатором Пензенской области и согласован с федеральными органами лестного хозяйства, что свидетельствует о готовности к пожароопасному сезону. Указывает, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19 декабря 1997 года N 167, на который ссылаются суды, носит рекомендательный характер и не применим в данных правоотношениях, поскольку актуален только для пожарно-химических станций. Обращает внимание на то, что министерство осуществляет оснащение учреждений пожарным инвентарем и техникой только в рамках выделенных бюджетных средств. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района города Пензы была проведена проверка ГБУ ПО "Лесопожарный центр", в ходе которой установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, заключающиеся в том, что лесопожарные станции в полной мере не укомплектованы противопожарной техникой, средствами тушения и оборудованием в количестве, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
По результатам проведенной проверки прокурором Железнодорожного района города Пензы ГБУ ПО "Лесопожарный центр" выдано представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности от 18 февраля 2021года.
ГБУ ПО "Лесопожарный центр" 18 марта 2021 года сообщило прокурору Железнодорожного района города Пензы о принятии мер по устранению нарушений законодательства.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, в нарушение законодательства о пожарной безопасности министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, а также ГБУ ПО "Лесопожарный центр" ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение в необходимом объеме имеющихся на территории Пензенской области лесопожарных станций пожарной техникой и инвентарем, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, вследствие чего удовлетворил иск в полном объеме.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Правильно применив положения статей 51, 53.1, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", распоряжения Правительства Российской Федерацией от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", суды пришли к обоснованным выводам о правомерности заявленных требований, возложив на ответчиков обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования Пензенской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
Доводы жалобы ответчика о том, что судами не приняты во внимание нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми за счет бюджета Пензенской области невозможно приобретение пожарной техники и оборудования, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены. Оснований не согласиться с приведенными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Механизм дополнительного финансирования на субвенции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определен в соответствии с пунктами 7.4, 7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, согласно которым при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской власти, в данном случае, агентство лесного хозяйства субъекта, обращается в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Вопреки доводам кассационной жалобы, пунктом 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 года N 536 предусмотрена возможность направления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям, суммы средств, направленных на заявленные мероприятия из планового объема субвенций, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Кроме того, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и ГБУ ПО "Лесопожарный центр" от обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должны влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
Не влияют на законность обжалуемых судебных актов доводы об установлении трехмесячного срока устранения нарушений, так как указанный срок с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов, является разумным.
При этом в соответствии с положениями статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у административных ответчиков имеется возможность отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда.
Доводы жалобы на необоснованность ссылки судами в судебных актах на приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19 декабря 1997 года N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях", в виду того, что на территории Пензенской области нет пожарно-химических станций, были предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно отклонены и не могут служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 5 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.