Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1407/2021 по иску Карякиной Анны Сергеевны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 14 об оспаривании протокола о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат, восстановлении излишне выплаченных сумм в добровольном порядке, освобождении от обязанности выплаты денежных сумм социальных выплат, по кассационной жалобе Карякиной Анны Сергеевны на решение Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 4 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карякина А.С. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Новолялинскому району, в котором, уточнив заявленные требования, просила признать законной выплаченную ей сумму социальной выплаты в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г.; освободить ее от обязанности выплаты ответчику указанной денежной суммы; признать недействительным протокол о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты с указанием, что восстановление излишне выплаченных сумм социальной выплаты в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. осуществляется в добровольном порядке.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что является многодетной матерью, состояла на учете в Управлении социальной политики как получатель мер социальной поддержки, являлась в период с июля 2017 г. по август 2019 г. получателем пособий на несовершеннолетних детей в соответствии с Законами Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-03, N 100-03 от 20 ноября 2009 г, N 204-03 от 14 декабря 2004 г. Согласно протоколу о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, восстановление излишне выплаченных сумм социальной выплаты осуществляется в добровольном порядке в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. Полагала, что протокол, в котором она обязалась выплачивать по 5 000 руб. ежемесячно, ею был подписан по причине юридической неграмотности, а также в связи с тем, что она не имеет возможности производить бухгалтерские подсчеты. Данный протокол ответчиком был составлен в связи с тем, что в сентябре 2019 г. сотрудники по звонку "анонима" произвели проверку доходов ее супруга. Из проверки следует, что доход семьи превысил среднедушевой доход семьи. Ранее в заявлении она указала, что супруг не является многодетным отцом, семейный бюджет вели отдельный. Кроме того, ею при подаче документов на получение пособия были предоставлены: разрешение от супруга о проверке доходов, номер его СНИЛС, копия паспорта, ответчиком были составлены акты о ее проживании совместно с детьми, было сообщено и установлено ответчиком, что она проживает отдельно от супруга. Проверка документов после подачи ею заявлений на пособия производились ответчиком более 3 месяцев. Полагает, что с её стороны не было недобросовестности, в связи с чем законных оснований для взыскания суммы переплаты у ответчика не имелось, не согласна с расчетом переплаты.
Определением Новолялинского районного суда Свердловской области произведена замена ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Новолялинскому району правопреемником Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 14 (далее Управление социальной политики).
Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований Карякиной А.С. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 г. решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 31 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
29 ноября 2021 г. истец, уточнив исковые требования, просила признать недействительным протокол Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Новолялинскому району N 21/22/23 от 19 сентября 2019 г. о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, восстановлении излишне выплаченных сумм социальной выплаты в добровольном порядке в размере 499 946 руб. 50 коп. за период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г, освободить её от обязанности выплаты денежной суммы социальной выплаты, указанной в протоколе N 21/22/23 от 19 сентября 2019 г. в размере 499 946 руб. 50 коп.
Определением Свердловского областного суда от 1 июня 2021 г. дело передано на рассмотрение в Серовский районный суд Свердловской области в связи с принятием отвода, заявленного единственному судье Новолялинского районного суда Свердловской области.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 4 мая 2022 г, исковые требования Карякиной А.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Карякина А.С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, семья Карякиной А.С. является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи Свердловской области, свидетельствами о рождении детей: "данные изъяты", "данные изъяты", родителями которых являются "данные изъяты" "данные изъяты", родителями которой являются Карякина А.С. и "данные изъяты"
Брак между "данные изъяты" прекращен 19 декабря 2009 г. на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 ЗАТО г. Новоуральска от 8 декабря 2009 г.
18 января 2013 г. между "данные изъяты" заключен брак, после заключения брака "данные изъяты" присвоена фамилия "данные изъяты"
8 сентября 2015 г. брак был прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 Новоуральского судебного района от 21 июня 2015 г.
3 июня 2016 г. заключен брак между "данные изъяты" и "данные изъяты", после заключения брака "данные изъяты" присвоена фамилия Карякина.
После рождения у Карякиных 27 сентября 2016 г. дочери "данные изъяты" Карякина А.С. 6 июля 2017 г. обратилась к ответчику с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, пособий многодетной, малоимущей семье с приложением документов о составе семьи и доходах.
Решениями Управления социальной политики от 8 сентября 2017 г. Карякиной А.С. назначены с 1 сентября 2017 г. на основании заявлений истца от 6 июля 2017 г.:
ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (протокол N 2/691);
ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" (протокол N 2/692);
социальное пособие малоимущим семьям в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" (протокол N 2/693).
Определением права на выплату пособий является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 1 апреля 2017 г. по 30 июня 2017 г. - 48 096, 33 руб, среднедушевой доход - 3 206, 42 руб, прожиточный минимум - 10 183 руб.
На основании решения N 79 Управления социальной политики от 31 мая 2018 г. проведена проверка наличия условий осуществления выплаты пособия на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" Карякиной А.С, запрошены доходы за период с 1 марта 2018 г. по 31 мая 2018 г. и справки, подтверждающие условия осуществления выплаты.
По результатам проведения проверки распоряжением N 79 от 29 июня 2018 г. принято решение приостановить выплату пособия с 1 июля 2018 г, так как условия осуществления выплаты не соблюдаются.
31 августа 2018 г. Карякина А.С. обратилась в Управление социальной политики с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, денежного пособия и государственной социальной помощи с приложением документов о составе семьи и доходах.
Решением Управления социальной политики от 19 сентября 2018 г. Карякиной А.С. назначена ежемесячная денежная выплата до достижения третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" с 1 июля 2018 г. по 27 сентября 2019 г.
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 47 127 руб, среднедушевой доход - 3 141, 8 руб, прожиточный минимум - 10 301 руб.
На основании решения N 106 Управления социальной политики от 3 июня 2019 г. проведена проверка наличия условий осуществления выплаты Карякиной А.С. пособия на основании Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", запрошены доходы за период с 1 марта 2019 г. по 31 мая 2019 г. и справки, подтверждающие условия осуществления выплаты.
По результатам проведения проверки распоряжением N 106 от 28 июня 2019 г. принято решение приостановить выплату пособия с 1 июля 2019 г, так как условия осуществления выплаты не соблюдаются.
На основании решения N 110 Управления социальной политики от 3 июня 2019 г. проведена проверка наличия условий осуществления выплаты Карякиной А.С. пособия на основании Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
По результатам проведения проверки принято решение продолжить выплату пособия, так как условия осуществления выплаты соблюдены.
23 июля 2019 г. Карякина А.С. через своего представителя "данные изъяты" обратилась в Управление социальной политики с заявлениями о назначении социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты за рождение третьего ребенка, денежного пособия и государственной социальной помощи с приложением документов о составе семьи и доходах за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г.
По результатам проверки соблюдения условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка Управлением социальной политики 23 июля 2019 г. установлено продление выплаты Карякиной А.С. ежемесячного пособия на ребенка с 1 августа 2019 г. на основании Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 106 777, 67 руб, среднедушевой доход - 7 118, 51 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
Распоряжением N 2/868 Управления социальной политики от 30 июля 2019 г. Карякиной А.С. возобновлена с 1 августа 2019 г. ежемесячная денежная выплата до достижения третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 95 754, 57 руб, среднедушевой доход - 6 384, 31 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
Решением N 2/869 Управления социальной политики от 30 июля 2019 г. Карякиной А.С. назначено социальное пособие малоимущим семьям с 1 июля 2019 г. в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области".
Определением права на выплату пособия является: число членов семьи 5 человек, общий доход за период с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 128 154, 65 руб, среднедушевой доход - 8 543 руб, прожиточный минимум - 10 922 руб.
18 сентября 2019 г. Управление социальной политики направило запрос в ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" о предоставлении информации о всех полученных доходах Карякина В.А. с 1 апреля 2017 г. по 30 июня 2017 г, с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2018 г, с 1 апреля 2019 г. по 30 июня 2019 г. с указанием периода работы, на который поступил ответ, подтверждающий факт работы и полученные доходы.
По сведениям Управления социальной политики Карякина А.С. получила ежемесячное пособие на ребенка как лицо, являющееся родителем и (или) усыновителем трех и более несовершеннолетних детей, проживающему совместно с ними, с июля по декабрь 2017 г. в общей сумме 39 006 руб, с января по декабрь 2018 г. - 81 108 руб, с января по сентябрь 2019 года - 63 423 руб.; ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей с июля по декабрь 2017 г. - 62 952 руб, с января по декабрь 2018 г. -128 591 руб, с января по сентябрь 2019 г. - 97 518, 6 руб.; государственную социальную помощь в виде социального пособия малоимущим семьям с июля по декабрь 2017 года - 10 584 руб, с июля по декабрь 2018 г. - 11 016 руб, с июля по сентябрь 2019 года - 5 748 руб.
В ходе проверки личного дела Карякиной А.С. Управлением социальной политики выявлена переплата ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. в размере 289 061, 6 руб.; ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. в размере 183 537 руб.; государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим семьям в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. в размере 27 348 руб.
Согласно протоколу Управления социальной политики N 21/22/23 о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты от 19 сентября 2019 г. восстановление излишне выплаченных сумм выплат Карякиной А.С. осуществляется в добровольном порядке путем перечисления в областной бюджет ежемесячно 5 000 руб. в размере 499946, 6 руб. за период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г.
С протоколом Карякина А.С. ознакомлена, о чем свидетельствует личная запись истца и подпись.
26 марта 2020 г. Карякина А.С. обратилась с заявлением в Министерство социальной политики Свердловской области и в Управление социальной политики, в котором просила провести дополнительную проверку по протоколу от 19 сентября 2019 г. по уплате излишне выплаченных сумм в бюджет Свердловской области, пересчитать и пересмотреть доходы семьи, установить факт о допущенной ошибке сотрудниками социальной политики Новолялинского района, проводящим проверку о доходах; освободить от уплаты излишне выплаченных сумм; запросить необходимые справки или документы, подтверждающие нулевой доход Карякиной А.С. и назначить (возобновить) все полагающиеся пособия на детей, а также пособия в размере 907 рублей на ребенка, отец которых уклоняется от уплаты алиментов и лишен родительских прав с 1 января 2020 г.
Согласно ответу Управления социальной политики от 24 апреля 2020 г, для предоставления ежемесячной денежной выплаты и ежемесячного пособия на ребенка в доход многодетной семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются виды доходов, установленные в главе 3 Порядка исчисления среднедушевого дохода для назначения ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2005 г..N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г..N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", в их числе все виды доходов заработной платы и дополнительного вознаграждения по всем местам работы, до вычета налогов и обязательных платежей, алименты, получаемые на несовершеннолетних детей. Документы, подтверждающие доход лица, обратившегося с заявлением о назначении социальных выплат, и членов его семьи, предоставляются заявителем, который несет ответственность за предоставленные сведения и документы. Для определения среднедушевого дохода семьи в качестве документа о доходе супруга Карякина В.А. истцом были предоставлены справки о заработной плате из ООО "УК "Южная столица" и ООО "УК "Южный город" за апрель-июнь 2017 г, апрель-июнь 2018 г..и апрель-июнь 2019 г..При получении информации о работе "данные изъяты" в ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" были направлены запросы о заработной плате супруга истца за расчетные периоды. После получения указанных сведений размер среднедушевого дохода семьи был пересмотрен, его размер превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области, что привело к переплате социальных выплат. Установление недостоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, и (или) предоставление заявителем заведомо подложных документов является основанием для прекращения предоставления социальных выплат.
Суммы социальных выплат, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с неверными сведениями, возвращаются заявителем добровольно, а в случае спора, взыскиваются в судебном порядке.
Из материалов уголовного дела следует, что 27 декабря 2019 г. директор ООО "УК "Южный город" "данные изъяты" и генеральный директор ООО "УК "Южная столица" "данные изъяты" обратились в прокуратуру Ворошиловского района г. Ростов-на-Дону и в отдел полиции N 1 УМВД России по г. Ростов-на-Дону с заявлениями о привлечении Карякиной А.С. к уголовной ответственности за совершение преступлений.
В материалах уголовного дела имеется объяснение Карякиной А.С. от 16 января 2020 г, в котором она указала, что проживает вместе с мужем и ее муж "данные изъяты" по настоящее время трудоустроен в ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш".
Из характеристики несовершеннолетней "данные изъяты" выданной 20 декабря 2021 г. МАОУ "Школа N 96 Эврика-Развитие имени Нагибина Михаила Васильевича", следует, что она посещала учреждение с сентября 2018 г. по апрель 2019 г. Взаимодействие администрации и сотрудников детского сада осуществлялось только с мамой. В апреле 2019 г. ребенок был переведен в МАОУ "Детский сад N 42" по инициативе матери, в связи с близостью к месту проживания семьи.
Согласно справке N 40, выданной 20 декабря 2021 г. МАОУ "Школа N 96 Эврика-Развитие имени Нагибина Михаила Васильевича", Карякина Милана Вячеславовна посещала дошкольный уровень образования учреждения с 1 августа 2018 г. (приказ о зачислении N 507 от 1 августа 2018 г.) по 30 апреля 2019 г. (приказ об отчислении N 11 от 30 апреля 2019 г.).
В характеристике на ребенка Карякину Милану Вячеславовну, выданной 3 ноября 2020 г. МАДОУ N 42 указано о том, что ребенок посещает группу N 1 с июня 2019 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", Закона Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам", Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП, исходил из того, что в спорный период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. требований к действиям органа социальной политики об истребовании сведений о доходах многодетной семьи правовыми актами не установлено, орган социальной политики располагал представленными истцом сведениями о доходах "данные изъяты" провел проверку наличия условий предоставления денежных выплат, должностные обязанности сотрудниками органа социальной политики были выполнены надлежащим образом. Учитывая, что Карякиной А.С. было известно о наличии дохода "данные изъяты" в ООО "КЗ "Ростсельмаш", сведения о наличии данных доходов и их размере органу социальной политики не были представлены, со стороны истца имело место сокрытие данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, что является недобросовестным поведением.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с существенным нарушением норм процессуального права.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" частью 2 статьи 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
К таким дополнительным мерам государственной поддержки лиц, усыновивших (удочеривших) ребенка, на территории субъекта Российской Федерации - Свердловской области - относятся:
ежемесячное пособие на ребенка, назначаемое на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", предусмотрено статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
социальное пособие малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, назначаемое на основании пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам";
ежемесячная денежная выплата многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей, до достижения таким ребенком возраста трех лет, назначаемая на основании пункта 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Такими формами государственной поддержки на территории Свердловской области являются вышеуказанные социальные пособия.
При этом данные выплаты входят в гарантированную государством систему мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направлена на создание таким семьям наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам с тем, чтобы обеспечить им в связи с созданием семьи и рождением детей надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, поэтому по своей правовой природе данные выплаты относятся к средствам существования гражданина.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае социальных пособий, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае социальных пособий, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего данные пособия в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пособий подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Карякиной А.С, возражений относительно иска Управления социальной политики и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Карякиной А.С. при получении в период с 1 июля 2017 г. по 30 сентября 2019 г. сумм ежемесячных социальных пособий, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Управления социальной политики, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением Карякиной А.С. меры социальной поддержки, осуществляемой в форме ежемесячных социальных пособий.
Выводы судебных инстанций о доказанности недобросовестности истца при получении социальных пособий в 2018-2019 г.г, надлежащем выполнении сотрудниками Управления социальной политики должностных обязанностей при назначении истцу социальных пособий, отсутствии обязанности истребовать сведения о доходах членов семьи, получающей пособия, сделаны без учета норм материального права, регулирующих порядок назначения и выплаты социальных пособий на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам" в редакции, действовавшей в спорный период, социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий: 1) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области; 2) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области; 3) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеют места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 5 указанного Закона предусмотрен порядок назначения социальных пособий малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 1).
Социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются на основании заявления гражданина, его опекуна, попечителя или другого законного представителя о назначении социального пособия. К заявлению о назначении социального пособия, подаваемому от имени малоимущей семьи, прилагаются документы, подтверждающие согласие всех совершеннолетних членов семьи на выплату социального пособия лицу, подавшему заявление (пункт 2).
В заявлении о назначении социального пособия, поданном малоимущим одиноко проживающим гражданином, указываются сведения о доходах гражданина и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, а также о получении гражданином государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.
В заявлении о назначении социального пособия, поданном от имени малоимущей семьи, указываются сведения о составе семьи, доходах ее членов и принадлежащем им на праве собственности имуществе, а также о получении членами семьи государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета (пункт 3).
Заявление о назначении социального пособия подается в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания лица, обратившегося за назначением социального пособия. Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Заявление и другие документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, а также документы, указанные в части первой настоящего пункта, могут быть поданы в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Свердловской области и других средств информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (далее - информационно-телекоммуникационные технологии), в форме электронных документов. В последнем случае заявление и электронная копия (электронный образ) каждого документа должны быть подписаны простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании простой электронной подписи заявление и другие документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, а также документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются на бумажном носителе в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в течение пяти дней со дня подачи заявления (пункт 3).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о назначении социального пособия в следующих случаях: 1) если заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий; 2) если в заявлении указаны не все сведения, предусмотренные в пункте 3 настоящей статьи; 3) если к заявлению, подаваемому от имени малоимущей семьи, не приложены документы, предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи; 4) если заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны в соответствии с частью второй пункта 4 настоящей статьи; 5) если в календарном году, в котором подано заявление, малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину было назначено социальное пособие на период, предусмотренный частями третьей - пятой пункта 8 настоящей статьи; 6) если выявлено несоблюдение установленных федеральным законом условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 5).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения рассматривает заявление о назначении социального пособия в течение семи дней со дня его принятия и принимает одно из следующих решений: 1) о назначении социального пособия; 2) о проведении дополнительной проверки сведений, указанных в заявлении; 3) об отказе в назначении социального пособия.
Копия мотивированного решения территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения направляется лицу, подавшему заявление, либо в многофункциональный центр в течение трех дней со дня принятия этого решения.
В случае, указанном в части третьей пункта 4 настоящей статьи, копия мотивированного решения направляется лицу, подавшему заявление, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в форме электронного документа (пункт 6).
В случае принятия территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения решения о проведении дополнительной проверки сведений, указанных в заявлении о назначении социального пособия, проверка должна быть проведена в течение 27 дней со дня принятия заявления. По результатам проведенной проверки территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в трехдневный срок принимает решение о назначении социального пособия либо об отказе в назначении социального пособия и направляет копию этого решения лицу, подавшему заявление, либо в многофункциональный центр в течение трех дней со дня принятия этого решения (пункт 7).
Согласно пункту 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", для многодетной семьи в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей. Мера социальной поддержки предоставляется многодетной семье, имеющей среднедушевой доход, не превышающий двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Свердловской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за предоставлением указанной меры социальной поддержки.
Порядок предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты утвержден постановление Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП "О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Согласно Порядку в редакции, действовавшей в спорный период, предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетной семье осуществляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства либо по месту пребывания на территории Свердловской области родителя (усыновителя) третьего или последующих детей на основании его заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка (пункт 3 Порядка).
Пунктом 4 данного Порядка, в частности предусмотрено, что документы, подтверждающие доход многодетной семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается ежемесячная денежная выплата, представляет в уполномоченный орган заявитель.
В пункте 8 Порядка перечислены сведения, которые управление социальной политики запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия сведения, среди которых документы о доходах заявителя и членов его семьи не указаны.
Управление социальной политики рассматривает заявление и принимает мотивированное решение о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной выплаты в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления и поступления сведений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в порядке межведомственного взаимодействия (пункт 9 Порядка).
Согласно статье 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", ежемесячное пособие на ребенка назначается лицам, на которых распространяется действие федерального закона, устанавливающего это пособие, при соблюдении следующих условий: 1) лицо, обратившееся за назначением пособия, является одним из родителей или усыновителей ребенка, не достигшего возраста 16 лет, либо ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, обучающегося в общеобразовательной организации, опекуном или попечителем такого ребенка; 2) лицо, обратившееся за назначением пособия, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации; 3) лицо, обратившееся за назначением пособия, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Свердловской области; 4) пособие на ребенка не назначено другому лицу; 5) ребенок не находится на полном государственном обеспечении; 6) законодательством Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена выплата денежных средств на содержание ребенка.
Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2005 г. N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".
Согласно Перечня к заявлению о назначении ежемесячного пособия на ребенка прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 июня 2017 г. N 433-ПП, вступившей в силу с 1 января 2018 г, заявителем к заявлению о назначении ежемесячного пособия на ребенка прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка: 1) свидетельство о рождении ребенка, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык; 2) справка, содержащая сведения об обучении ребенка в общеобразовательной организации (для детей в возрасте от 16 до 18 лет); 3) документы, подтверждающие доход лица, обратившегося с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка (далее - заявитель), и членов его семьи, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; 4) справка об обучении отца ребенка в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования; 5) письменное согласие на обработку персональных данных супруга (супруги) заявителя (пункт 1 Перечня).
Пунктом 2 Перечня предусмотрено, что территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия документы, подтверждающие соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка, содержащие ряд сведений, в том числе о доходах заявителя и членов его семьи, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (подпункт 4 пункта 2 Перечня).
До 1 января 2018 г. обязанность по предоставлению сведений о доходах возлагалась на заявителя.
Вывод судебных инстанций о том, что именно недобросовестные действия истца повлекли необоснованную выплату социальных пособий, поскольку Управление социальной политики в спорный период не было обязано самостоятельно истребовать сведения о доходах Карякиной А.С. и членов ее семьи, суд сделал со ссылкой на постановление Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП "О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
При этом не учел положения постановления Правительства Свердловской области от 1 февраля 2005 г. N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", которым с 1 января 2018 г. обязанность самостоятельно истребовать сведения о доходах заявителей и членов их семьи возложена на управления социальной политики.
С 1 января 2018 г. граждане, претендующие на получение ежемесячного пособия на ребенка на основании Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", не должны предоставлять документы о доходах.
При истребовании документов о доходах семьи истца с целью установления права на получение пособия по Закону Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", ответчик имел возможность использовать данные документы и при решении вопроса о праве истца на иные социальные пособия, поскольку вопрос об их назначении решался Управлением социальной политики одновременно, Управление в силу вышеприведенных нормативных положений было обязано давать оценку представляемым заявителем документов, имело право назначить дополнительную проверку в случае такой необходимости.
Причины, по которым Управление социальной политики, действуя в пределах предоставленных ему пунктом 2 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2005 г. N 70-ПП "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка", полномочий по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о доходах Карякиной А.С, проверке предоставленных сведений о доходах, предметом исследования судебных инстанций не являлись. Вследствие этого судебными инстанциями оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки доводы Карякиной А.С, приводимые ею в процессе судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций о том, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по проверке сведений о доходах, привело к возникновению переплаты ей сумм социальных пособий.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что именно действия Карякиной А.С, связанные с неисполнением ею обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений о размере доходов мужа "данные изъяты" после 1 января 2018 г, повлекли за собой необоснованное получение ею мер социальной поддержки, нельзя признать правомерным.
Ввиду изложенного вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Карякиной А.С. о признании недействительным протокола Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Новолялинскому району N 21/22/23 от 19 сентября 2019 г. о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, освобождении от обязанности вернуть сумму социальных выплат, нельзя признать соответствующим закону.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций, нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное выше и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 24 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 4 мая 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.