Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-38/2022 (УИД 38RS0030-01-2021-003849-60) по иску Макаровой Елены Геннадьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Иркутской области о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Иркутской области на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макарова Елена Геннадьевна (далее по тексту - Макарова Е.Г.) обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 9 по Иркутской области) о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в размере 243 144, 13 рублей, недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 54 981, 91 рублей, недоплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 207 866, 70 рублей, компенсации за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках в размере 51 262, 27 рублей, компенсации за задержку выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 8 716, 54 рублей, компенсации за задержку выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении в размере 2 305, 38 рублей, компенсации морального вреда в размере 40 000 рублей.
Определениями Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 25 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области его правопреемником Межрайонной ИФНС России N 23 по Иркутской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 23 по Иркутской области); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее п тексту - УФНС России по Иркутской области), Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июня 2022 г, исковые требования удовлетворены частично. С Межрайонной ИФНС России N 23 по Иркутской области в пользу Макаровой Е.Г. взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в размере 68 216, 25 рублей (с учетом удержания НДФЛ 10 193, 23 рублей), компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 47 834, 26 рублей (с учетом удержания НДФЛ 7 147, 65 рублей), компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 207 866, 70 рублей, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей. Межрайонной ИФНС России N 23 по Иркутской области разъяснена обязанность уплаты НДФЛ с взысканных сумм по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках в размере 10 193, 23 рублей, с сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 7 147, 65 рублей. В удовлетворении требований о взыскании задолженности по денежному содержанию в большем размере, денежной компенсации за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда в большем размере, отказано.
Межрайонная ИФНС N 23 России по Иркутской области обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июня 2022 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы Межрайонная ИФНС N 23 России по Иркутской области указала на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов относительно включения в состав денежного содержания средств материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами являются ошибочными. Средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных заданий. Судом первой и апелляционной инстанций не дана оценка письменным доводам ответчика и третьего лица о том, что перерасчет отпускных с учетом сумм материального стимулирования повлечет уменьшение размера премий за выполнение особо сложных и важных заданий и не приведет к получению сотрудником большего дохода в связи с ограниченным размером фонда оплаты труда. Суд, определив правовую природу спорных денежных средств, не исследовал вопрос о размере фактически полученного истцом дохода в сравнении с доходом, который бы получил истец при включении спорных выплат в расчет отпускных и компенсационных выплат при увольнении.
Учитывая, что материальное стимулирование не входит в расчет фонда оплаты труда, доведенного до инспекции на соответствующий финансовый год и выплачивается в сумме, утвержденной приказами инспекции без резервирования части средств материального стимулирования для включения 1/12 в расчет отпускных, следовательно, включение средств материального стимулирования в расчет отпускных возможно только за счет экономии фонда оплаты труда и, как следствие, уменьшения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий и ее выплаты только в конце года, при наличии экономии по фонду оплаты труда, а не в течение года. Таким образом, среднее денежное содержание будет меньше и в итоге истец получит ту же сумму дохода, только она будет иначе перераспределена между двумя видами выплат - денежное содержание на период ежегодного оплачиваемого отпуска и премия. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Макарова Е.Г. в период с 31 августа 2015 г. по 29 октября 2021 г. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области в должности заместителя начальника отдела общего обеспечения.
В соответствии с приказом от 11 октября 2021 г. N 02-02-02/104 о расторжении служебного контракта с работником (увольнении, освобождении от должности) Макарова Е.Г. уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно приказам ФНС России от 6 апреля 2020 г. N ЕД-8-5/10ДСП@, от 25 июня 2020 г. N ЕД-8-5/18ДСП@, от 18 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/25ДСП@, от 4 декабря 2020 г. N КЧ-8-5/36ДСП?, от 14 апреля 2021 г. N ЕД-8-5/6ДСП@, от 9 июля 2021 г. N ЕД-8-5/25ДСП?, от 13 сентября 2021 N ЕД-8-5/27ДСП@ утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда соответственно за 4 квартал 2019 г, 1 квартал 2020 г, 2 квартал 2020 г, 3 квартал 2020 г, 4 квартал 2020 г, 1 квартал 2021 г, 2 квартал 2021 г.
Приказами УФНС России по Иркутской области от 10 апреля 2020 г. N 09-17/175дсп@, от 29 июня 2020 г. N 09-17/343дсп@, от 24 сентября 2020 г. N 09-17/483дсп@, от 8 декабря 2020 г. N 09-17/698дсп@, от 15 апреля 2021 г. N 09-17/237дсп@, от 9 июля 2021 г. N 09-17/425дсп@, от 16 сентября 2021 г. N 09-17/571дсп@, в соответствии с решением Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления и во исполнение вышепоименованных приказов ФНС России утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Иркутской области сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 г, 1 квартал 2020 г, 2 квартал 2020 г, 3 квартал 2020 г, 4 квартал 2020 г, 1 квартал 2021 г, 2 квартал 2021 г, соответственно.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области от 17 июля 2018 г. N 02-02-02/78, от 26 сентября 2018 г. N 02-02-02/96, от 13 декабря 2018 г. N 02-02-02/122, от 17 декабря 2019 г. N 02-02-02/148, от 27 сентября 2019 г. N 02-02-02/114, от 10 июля 2019 г. N 02-02-02/84, от 25 апреля 2019 г. N 02-02-02/60дсп, от 14 декабря 2020 г. N 02-02-02115дсп от 28 сентября 2020 г. N 02-02-02/90дсп, от 7 июля 2020 г. N 02-02-02/63дсп от 20 апреля 2020 г. N 02-02-02/33дсп, от 20 апреля 2021 г. N 02-02-02/29 на основании вышеуказанных приказов УФНС России по Иркутской области утверждался Протокол заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений инспекции за соответствующий период и распределялись бюджетные ассигнования в отношении каждого работника, в том числе, Макаровой Е.Г.
Макаровой Е.Г. выплачивались дополнительные суммы материального стимулирования на основании приказов Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области о выплате материального стимулирования за выполнение важных и сложных заданий, достижение показателей эффективности деятельности при осуществлении стоящих перед инспекцией задач. Выплата производилась за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих инспекции сверх установленного фонда оплаты труда по приказам от 23 апреля 2018 г, от 28 мая 2018 г, от 18 июня 2018 г, от 25 июля 2018 г, от 18 декабря 2018 г, от 23 декабря 2019 г, от 5 августа 2019 г, от 25 июня 2019 г, от 27 мая 2019 г, от 3 апреля 2019 г, от 25 ноября 2020 г, от 19 августа 2020 г, от 15 июня 2020 г, от 26 марта 2020 г, от 24 июня 2021 г, от 15 мая 2021 г.
В соответствии с приказами ФНС России от 16 февраля 2021 г. N ЕД-7-4/142@, от 12 июля 2021 г. N ЕД-7-4/654@, приказом УФНС России по Иркутской области от 20 июля 2021 г. N 07-0209/136@ с 1 ноября 2021 г. Межрайонная ИФНС России N 9 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области. Вновь образованная инспекция с 1 ноября 2021 г. переименована в Межрайонную ИФНС России N 23 по Иркутской области.
Макарова Е.Г, указав, что в период ее работы работодателем при расчете сохраняемого денежного содержания на период нахождения в очередных отпусках, при расчете денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, при выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении, не были учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные в период работы, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования о взыскании денежных средств за период с 28 октября 2020 г..по дату обращения в суд, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 3.1 части 3 статьи 37, частями 1, 13 статьи 46, частями 1, 2, 5, 10 статьи 50, статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г..N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г..N 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г..N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", статьями 236, 237, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом, заявления ответчика о применении срока обращения в суд, исходил из того, что Макарова Е.Г. являлась получателем денежных сумм материального стимулирования, которые выплачивались за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда, на основании ежеквартального распределения бюджетных ассигнований согласно поквартальных приказов ФНС России, а также на основании ежемесячных приказов Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2, 5 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, в связи с чем суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Законных оснований для удержания налога на доходы физических лиц с выплаченных сумм компенсационных выплат у ответчика не имелось.
Отклоняя ссылку ответчика о том, что материальное стимулирование не относится к премиям и не входит в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, суд указал, что федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами. Таким образом, суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, определилв сумме 1 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд исходил из того. что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Поскольку заявленные Макаровой Е.Г. денежные суммы до принятия судом решения ей не начислялись, оснований для взыскания с ответчика компенсации за нарушение срока выплат, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не установлено.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете отпускных, поскольку не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на ошибочном толковании норм материального права. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном " оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 названного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно приказам ФНС России от 6 апреля 2020 г. N ЕД-8-5/10ДСП@, от 25 июня 2020 г. N ЕД-8-5/18ДСП@, от 18 сентября 2020 г. N ЕД-8-5/25ДСП@, от 4 декабря 2020 г. N КЧ-8-5/36ДСП?, от 14 апреля 2021 г. N ЕД-8-5/6ДСП@, от 9 июля 2021 г. N ЕД-8-5/25ДСП?, от 13 сентября 2021 N ЕД-8-5/27ДСП@ утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда соответственно за 4 квартал 2019 г, 1 квартал 2020 г, 2 квартал 2020 г, 3 квартал 2020 г, 4 квартал 2020 г, 1 квартал 2021 г, 2 квартал 2021 г.
Приказами УФНС России по Иркутской области от 10 апреля 2020 г. N 09-17/175дсп@, от 29 июня 2020 г. N 09-17/343дсп@, от 24 сентября 2020 г. N 09-17/483дсп@, от 8 декабря 2020 г. N 09-17/698дсп@, от 15 апреля 2021 г. N 09-17/237дсп@, от 9 июля 2021 г. N 09-17/425дсп@, от 16 сентября 2021 г. N 09-17/571дсп@, в соответствии с решением Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления и во исполнение вышепоименованных приказов ФНС России утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Иркутской области сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 г, 1 квартал 2020 г, 2 квартал 2020 г, 3 квартал 2020 г, 4 квартал 2020 года, 1 квартал 2021 г, 2 квартал 2021 г, соответственно.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области от 17 июля 2018 г. N 02-02-02/78, от 26 сентября 2018 г. N 02-02-02/96, от 13 декабря 2018 г. N 02-02-02/122, от 17 декабря 2019 г. N 02-02-02/148, от 27 сентября 2019 г. N 02-02-02/114, от 10 июля 2019 г. N 02-02-02/84, от 25 апреля 2019 г. N 02-02-02/60дсп, от 14 декабря 2020 г. N 02-02-02115дсп от 28 сентября 2020 г. N 02-02-02/90дсп, от 7 июля 2020 г. N 02-02-02/63дсп от 20 апреля 2020 г. N 02-02-02/33дсп, от 20 апреля 2021 г. N 02-02-02/29 на основании вышеуказанных приказов УФНС России по Иркутской области утверждался Протокол заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений инспекции за соответствующий период и распределялись бюджетные ассигнования в отношении каждого работника.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о ежеквартальном осуществлении ответчиком материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели, суды пришли к обоснованному выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих целевой характер, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Доводы кассационной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Также правомерными являются выводы судов о том, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку служебный контракт с истцом расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, выплаченная ей в связи с этим компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания, оснований для удержания ответчиком налога на доходы физических лиц у ответчика не имелось.
В целом доводы Межрайонной ИФНС N 23 по Иркутской области, приведенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 3 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.