Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Орловской области на решение Покровского районного суда Орловской области от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15 июня 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского района Орловской области, Правительству Орловской области об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, мнение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать администрацию Покровского района Орловской области в срок до 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории Покровского района, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации Покровского района, с целью их последующего предоставления указанной категории лиц в собственность бесплатно; обязать администрацию Покровского района Орловской области и Правительство Орловской области провести работы по обеспечению необходимой инфраструктурой (транспортной, социальной и инженерной) в отношении сформированных земельных участков в срок до 12 месяцев с вступления решения в законную силу.
Обосновывая свои требования, сослался на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области" (далее по тексту - Закон Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ), на территории Покровского района Орловской области состоит 56 многодетных семей, из них 46 многодетных семей желают бесплатно получить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, однако данные земельные участки отсутствуют. Кроме того, установлено, что ранее предоставленные земельные участки гражданам бесплатно не обеспечены необходимой инфраструктурой.
Решением Покровского районного суда Орловской области от 6 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15 июня 2022 года, исковые требования удовлетворены.
На администрацию Покровского района Орловской области возложена обязанность провести в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу работы по формированию, постановке на кадастровый учет 13 земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, проживающим на территории Покровского района, с целью последующего предоставления их указанной категории лиц в собственность бесплатно.
Также на администрацию Покровского района Орловской области и Правительство Орловской области в пределах своей компетенции возложена обязанность по осуществлению проведения комплекса работ по обеспечению необходимой инфраструктурой (транспортной, социальной и инженерной) сформированных 46 земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, проживающим на территории Покровского района, с целью последующего их предоставления указанной категории лиц в собственность бесплатно, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Орловской области 29 июля 2022 года обратилась с кассационной жалобой в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 8 августа 2022 года), в которой просило об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как принятых с нарушениями норм материального и процессуального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", считает, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена администрацией Покровского района Орловской области.
При этом, указывает, что вопреки требованиям ст. 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявок от местной администрации на финансирование строительства систем коммунальной инфраструктуры на земельных участках не поступало.
Обращает внимание, что нарушений прав льготной категории граждан в рассматриваемом случае не допущено; суды не проверили и не установили невозможность администрацией Покровского района Орловской области за счет собственных средств организовать обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции по правилам административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, исходил из того, что обязанность по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а также обеспечению объектами инфраструктуры сформированных земельных участков, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием (администрацией Покровского района Орловской области) в порядке решения вопросов местного значения, а поскольку земельные участки не обеспечены необходимой инфраструктурой, допущенное со стороны административного ответчика бездействие нарушает права и законные интересы льготной категории граждан.
С указанными выводами следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение и представленным в дело доказательствам.
Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории Покровского района Орловской области зарегистрировано 168 многодетных семей.
По состоянию на 25 января 2022 года на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ на территории Покровского района состоит 56 многодетных семей, из них 46 многодетных семей желают бесплатно получить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Согласно постановлению администрации Покровского района от 28 февраля 2019 г. N 100 "Об утверждении перечня земельных участков для предоставления в собственность льготным категориям граждан" сформирован перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Часть сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, необходимыми применительно к условиям конкретного населенного пункта, не оснащены; помимо этого, 13 земельных участков не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям (бездействию) административным ответчикам, с учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств и приведенных положений законодательства, установив, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков в целях предоставления их на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а также обеспечению объектами инфраструктуры сформированных земельных участков находится в компетенции органа местного самоуправления, пришли к выводу о наличии бездействия со стороны администрации Покровского района Орловской области, поскольку указанное ведет к нарушению прав и законных интересов льготной категории граждан.
При этом, суды установив, что органы местного самоуправления за счет собственных финансовых средств не смогут обеспечить объектами необходимой инфраструктуры сформированные земельные участки, возложили, в том числе, на Правительство Орловской области в пределах своей компетенции обязанность по осуществлению проведения комплекса работ по обеспечению необходимой инфраструктурой, ссылаясь на то, что вопросы организации и финансирования указанных мероприятий в силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава Орловской области от 26 февраля 1996 года N 7-ОЗ и Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N 1683-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Доводы кассационной жалобе аналогичны доводам, приведенным в судах нижестоящих инстанций, они были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов судов у судебной коллегии не имеется.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Покровского районного суда Орловской области от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.