Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сапрыгиной Л.Ю, судей Феофиловой Л.В, Абдрахмановой Э.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеконференц-связи кассационную жалобу администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 января 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-2571/2021 по административному иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района о возложении обязанности, Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, выслушав представителя административного ответчика Титовой Я.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы и дополнения к кассационной жалобе, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пермский транспортный прокурор обратился с административным иском к администрации Лобановского сельского поселения о возложении обязанности предусмотреть программами Лобановского сельского поселения реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования "Лобановское сельское поселение" в части строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что местом сложившихся пешеходных потоков в п. Мулянка является место пересечения железнодорожных путей 1466 км ПК2. Подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 генерального плана Лобановского сельского поселения, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 N 336 предусмотрена организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети поселка Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка со сроком исполнения до 2025 года. Органами местного самоуправления не принимаются меры к реализации документов территориального планирования Лобановского сельского поселения. Несоблюдение администрацией Лобановского сельского поселения обязанностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, противоречит установленным целям обеспечения развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов неопределённого круга граждан и свидетельствует о бездействии администрации Лобановского сельского поселения.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 января 2022 года, административные исковые требования удовлетворены, на администрацию Лобановского сельского поселения возложена обязанность разработать программу Лобановского сельского поселения для реализации мероприятия, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 генерального плана муниципального образования "Лобановское сельское поселение" в части строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 19 июля 2022 года, дополнениях к кассационной жалобе, администрация Лобановского сельского поселения, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Заместителем Уральского транспортного прокурора на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частями 5, 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 генерального плана Лобановского сельского поселения, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27 сентября 2018 года N 336 предусмотрена организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети поселка Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка со сроком исполнения до 2025 года.
Уставом МО "Лобановское сельское поселение" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением администрации Лобановского сельского поселения от 30 июля 2020 года N 175 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Лобановского сельского поселения на период 2017-2032 гг, которая не содержит реализацию планируемых генеральным планом мероприятий.
По результатам проверки, проведенной Пермской транспортной прокуратурой по обращению жительницы поселка Мулянка, установлено, что местом сложившихся пешеходных потоков является место пересечения железнодорожных путей населением 1466 км ПК2, органами муниципальной власти не принимаются меры к реализации документов территориального планирования Лобановского сельского поселения.
При принятии оспариваемых судебных постановлений суды пришли к выводу, что отсутствие программы реализации строительства пешеходного перехода в районе железнодорожной станции свидетельствует о бездействии администрации Лобановского сельского поселения по не разработке и не утверждению программы по реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования, приводит к затягиванию реализации генерального плана Лобановского сельского поселения, к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Лобановского сельского поселения, на безопасное передвижение через железнодорожные пути.
С выводами судов судебная коллегия соглашается.
Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 2, части 1 и 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно исходя из интересов населения и с учетом действующих нормативных правовых актов, подлежащих обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, в частности, документов территориального планирования сельского поселения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что генеральный план муниципального образования "Лобановское сельское поселение" Пермского муниципального района (в редакции решения от 27 февраля 2020 года N 31) утвержден решением уполномоченного органа - Земского Собрания Пермского муниципального района от 27 сентября 2018 года N 336, является документом территориального планирования сельского поселения, нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
В качестве мероприятия по развитию объектов транспортной инфраструктуры генеральным планом с проектным периодом исполнения 2025 год предусмотрено мероприятие "Организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети п. Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции "Мулянка", меры по реализации которого на момент принятия оспариваемых судебных постановлений не приняты.
Оценивая доводы заявителя об ошибочном отнесении наземного пешеходного перехода через железнодорожные пути к транспортной инфраструктуре судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Исчерпывающего перечня объектов транспортной инфраструктуры действующее законодательство не содержит.
Наземный пешеходный переход в рассматриваемом случае предназначен не для функционирования железнодорожного транспорта, а для безопасного перемещения жителей населенного пункта из жилого сектора в социально значимые объекты, расположенные по разные стороны железнодорожных путей, в связи с чем отнесение его в целях исполнения генерального плана к транспортной инфраструктуре положениям действующего законодательства не противоречит.
Доводы заявителя со ссылкой на положения распоряжения ОАО "РЖД" от 23 декабря 2009 года N 2655-р "Об утверждении технических требований "Пешеходные переходы через железнодорожные пути. Технические требования" следует признать несостоятельными в связи с признанием его утратившими силу распоряжением ОАО "РЖД" от 07 декабря 2018 года N 2624/р.
Положения Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", действовавшего на момент принятия судебных постановлений, в части установления требований об освещенности пешеходных переходов, об обратном не свидетельствуют.
Доводы дополнения к кассационной жалобе о наличии вступившего в законную силу решения Дзержинского районного суда города Перми от 26 марта 2013 года, которым на ОАО "РЖД" возложена обязанность определить комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития категорию пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Мулянка Пермского региона Свердловской железной дороги, оборудовать переход через железнодорожные пути об ошибочности выводов судов не свидетельствуют.
С учетом предмета иска, субъектного состава участников, преюдициального значения для рассматриваемого административного спора указанное решение суда не имеет.
При этом из материалов дела следует, что железнодорожная станция Мулянка в соответствии с присвоенным на основании действующего законодательства классом оборудована регулируемым железнодорожным переездом с пешеходной дорожкой, обслуживаемым дежурным работником, оборудованным автоматической светофорной сигнализацией с полуавтоматическими шлагбаумами, в связи с чем вступившим в законную силу решением Пермского районного суда Пермского края от 23 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Пермского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности оборудовать пешеходный переход в разных уровнях через железнодорожные пути станции Мулянка Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", оборудовать пешеходный переход (настил) через железнодорожные пути станции Мулянка ограждением, зонами накопления пешеходов, устройствами автоматической сигнализации о приближении поезда отказано.
Реализуя полномочия в области градостроительной деятельности, решением от 27 февраля 2020 года уполномоченным органом представительной власти внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Лобановское сельское поселение" Пермского муниципального района Пермского края, в том числе, в части указания в плановых мероприятиях организации двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети п. Мулянка, строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции "Мулянка" отнеся их к мероприятиям по развитию объектов транспортной инфраструктуры.
Доводы жалобы об отсутствии бездействия администрации Лобановского сельского поселения в связи с необходимостью финансирования данного мероприятия из средств федерального бюджета судебной коллегией отклоняются, поскольку положениями пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе пешеходных мостов, за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Не привлечение к участию в деле Территориального управления Росимущества по Пермскому краю, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, с учетом предмета и оснований административного иска, к таким нарушениям также не относится, поскольку вопросы проектирования, строительства и эксплуатации указанного объекта подлежат разрешению в ходе реализации мероприятия, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2 раздела 3.3 Генерального плана.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.