Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-317/2022 по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах Янкова Константина Ивановича к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" о возложении обязанности включить смену в реестр для начисления выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации 30 октября 2020 года N1762, предоставить реестр в Фонд социального страхования для перерасчета и начисления социальной выплаты, по кассационной жалобе Янкова Константина Ивановича на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения прокурора Пятого апелляционно-кассационного отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, согласившегося с доводами кассационной жалобы Янкова К.И, поддержавшего исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, обратившегося в суд в интересах Янкова К.И, возражения представителя бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" Ильиновой Н.П, действующей на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах Янкова К.И. обратился в суд с иском о включении смены 11 июля 2021 года в реестр для начисления специальной социальной выплаты медицинским работникам, о предоставлении реестра в Фонд социального страхования для перерасчета и начисления выплаты.
В обосновании иска указано, что Янков К.И. с 05 мая 2010 работает фельдшером скорой медицинской помощи в отделении скорой помощи Салымской участковой больницы бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница". С 01 июня 2018 года по внутреннему совместительству работает на 0, 25 ставки фельдшером. На основании приказов от 15 апреля 2020 года N 325, от 30 июня 2021 года N 610 Янков К.И. включен в состав работников, оказывающих скорую медицинскую помощь и обеспечивающих условия оказания скорой медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19 и лицам из групп риска заражения COVID-19 скорой помощи на июль 2021 года. Работодатель необоснованно не включил рабочую смену Янкова К.И. 11 июля 2021 года в реестр для начисления специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года Нефтеюганскому межрайонному прокурору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, обратившемуся в суд в интересах Янкова К.И, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Янков К.И. ставит вопрос об отмене решения Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, с внесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обосновании доводах кассационной жалобы указывает, что его право на получение специальной социальной выплаты вытекает из положений подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762. Считает, что законодатель для медицинских работников утвердил единственный критерий для назначения выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2022 года N 1762, которым является участие в реализации приказа N198н, других критериев для начисления выплат нет. Медицинские работники специализированной бригады скорой медицинской помощи, в состав которой он включен, участвуют в реализации приказа N198н, следовательно, имеют право на выплаты как отвечающие требованиям подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762. Считает, что выплаты должны производится согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 независимо от установленного пациенту диагноза.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" указывают на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просят оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Янкова К.И. без удовлетворения.
Янков К.И, представитель Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора и возражения представителя бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница", изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Янков К.И. на основании трудового договора N22 от 05 мая 2010 года осуществляет трудовую деятельность в отделении скорой помощи в сп. Салым бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи, а также согласно трудовому договору внутреннего совместительства N50 от 01 июня 2018 года осуществляет трудовую деятельность на 0, 25 ставки фельдшера того же отделения больницы.
На основании приказа главного врача бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" от 30 июня 2021 года N610 Янков К.И. включен в состав работников, оказывающих скорую медицинскую помощь и обеспечивающих условия оказания скорой медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 скорой помощи отделения медицинской скорой помощи участковой больнице в сп. Салым на июль 2021 года.
Янков К.И. включен в реестр за июль 2021 года работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762. 09 августа 2021 года бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" в отношении Янкова К.И. предоставлен в электронной форме реестр сведений для назначения и выплаты пособия 99-С/В "Специальная социальная выплата работникам медицинских и иных организаций" за работу в июле 2021 года с указанием количества нормативных смен - 28, 30 по должности фельдшер скорой медицинской помощи, категория - средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи. Смена от 11 июля 2021 в данный реестр не включена.
Выплата по представленному работодателем реестру произведена отделением Фонда в полном объеме 11 августа 2021 года платежным поручением от 11 августа 2021 года N 388161. Всего, начиная с момента действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762, истцу назначено и произведено десять специальных социальных выплат на общую сумму 352 836 рублей.
Янков К.И. 11 июля 2021 года отработал смену 24 часа в должности фельдшера бригады скорой медицинской помощи. В указанный день 11 июля 2021 года Янков К.И. в составе мобильной бригады выезжал по двум вызовам:
- в 17 час 05 мин по вызову "данные изъяты" в сп. Салым Нефтеюганского района в связи с жалобами на повышенную температуру. От "данные изъяты" также поступал вызов 11 июля 2021 года в 01 час 28 мин, на который выезжал фельдшер "данные изъяты" и отобрал у данного пациента мазок при диагнозе ОРВИ;
- в 17 час 59 мин по вызову "данные изъяты" в сп. КС-6 Нефтеюганского района в связи с жалобами на повышенную температуру.
Согласно карте вызова "данные изъяты" N 194, данный вызов являлся повторным, анамнез: болеет второй день, температура с 10 июля 2021 года, не привита, 11 июля 2021 года в 01:35 осмотрена фельдшером скорой медицинской помощи, взят мазок на COVID-19; диагноз: острая инфекция верхних дыхательных путей, неуточненная ОРВИ, код МКБ -10 J06.9. В экстренной медицинской помощи не нуждается. Согласно результатам молекулярно-биологоческого исследования у "данные изъяты" РНК коронавируса методом ПЦР не обнаружено.
Согласно карте вызова "данные изъяты" N 195, данный вызов являлся первичным, анамнез: на амбулаторном лечении с 09 июля 2021 года с диагнозом ОРВИ, привит, от COVID-19 не привит, 09 июля 2021 года взят мазок на COVID-19; диагноз: острая инфекция верхних дыхательных путей, неуточненная ОРВИ, код МКБ -10 J06.9. В экстренной медицинской помощи не нуждается. Согласно результатам молекулярно-биологоческого исследования у "данные изъяты" РНК коронавируса методом ПЦР не обнаружено.
Полагая свои права на получение специальной социальной выплаты на основании подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 нарушенными, 15 октября 2021 года Янков К.И. обратился в электронном виде в Прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с просьбой провести проверку.
22 ноября 2021 года главному врачу бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" внесено представление прокурора об устранении нарушений закона. Учреждением 09 декабря 2021 года представлен ответ о несогласии с требованием межрайонной прокуратуры.
Полагая полученный ответ незаконным, Нефтеюганский межрайонный прокурор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах Янкова К.И. обратился в суд с иском о возложении на бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" обязанности включить смену 11 июля 2021 года в реестр для начисления специальной социальной выплаты медицинским работникам, предоставить реестра в Фонд социального страхования для перерасчета и начисления выплаты.
Разрешая спор и отказывая Нефтеюганскому межрайонному прокурору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, обратившемуся в суд с иском в интересах Янкова К.И, в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правом на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г..N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя. Для определения размера специальной социальной выплаты фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
Суд пришел к выводу о том, что производимые по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 выплаты имеют целевой характер, являются социальными и связаны с особыми условиями труда (в том числе в связи с повышенным риском заражения коронавирусом) и дополнительной нагрузкой работников медицинских учреждений, связанной с осуществлением деятельности или обеспечением условий для оказания помощи гражданам, у которых выявлен коронавирус.
Установив, что Янков К.И. не оказывал медицинскую помощь пациенту, у которого подтвержден диагноз COVID-19 в смену 11 июля 2021 года в составе выездной бригады скорой медицинской помощи, суд пришел к выводу о том, что он в указанный день не оказывал медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не контактировал с пациентами с установленным диагнозом, в стационарных условиях не работал, суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд отклонил как ошибочные и не основанные на нормах права доводы Янкова К.И. о том, что осуществление деятельности в специализированных бригадах скорой медицинской помощи при вызове к больным с симптомами ОРВИ является достаточным основанием для получения выплат, предусмотренных постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 и не требует подтверждений наличия у пациентов новой коронавирусной инфекции, выезжая по вызову к пациенту с симптомами ОРВИ имеется риск заражения по причине отсутствия сведений о диагнозе. Судом первой инстанции указано, что особые условия труда, связанные с риском заразиться новой короновирусной инфекцией у медицинского работника возникают только при контакте с пациентом, у которого подтвержден диагноз COVID-19. Именно с наличием у больного новой короновирусной инфекции, имеющей тяжкие последствия, в том числе летальный исход, связаны социальные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762. Установленный у пациентов, осмотренных Янковым К.И. 11 июля 2020 года, диагноз "Острая инфекция верхних дыхательных путей ОРВИ", код МКБ -10 J06.9 не предоставляет ему право на указанные социальные выплаты. Янков К.И. 11 июля 2020 года не контактировал с пациентом, у которого подтвержден диагноз COVID-19. Использование при выезде по вызову пациента истцом 11 июля 2021 года средств индивидуальной защиты более высокого уровня, чем выездной бригадой, на которую приказом главного врача больницы не возложена обязанность в июле 2021 по диагностированию, лечению и транспортировке больных COVID-19, включение его в состав специализированной бригады скорой медицинской помощи, которой приказом главного врача больницы возложена обязанность в июле 2021 по диагностированию, лечению и транспортировке больных COVID-19, не предоставляет ему право на получение спорной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, регулирующих порядок и условия предоставления специальной социальные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) предусмотрено в период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года производство ежемесячных специальных социальных выплат в установленных указанным постановлением размерах.
В силу положений подпункта "а" пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации к таким медицинским работникам, в частности, относятся оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 полномочия давать разъяснения по применению указанного постановления предоставлены Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Разъяснения).
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 приложения N 2 к приказу Минздрава России N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Таким образом, как указано в Разъяснениях, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления N 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.
Вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, в силу вышеприведенных положений Разъяснений, юридическим значимым обстоятельством для осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, определенных в соответствии с приказом Минздрава N 198н, является включение медицинского работника в соответствующий период в состав указанных специализированных выездных бригад, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а не, как об этом ошибочно полагают суды, установление конкретному пациенту (в том числе, в дальнейшем) диагноза новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Условие о том, что медицинский работник специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи вправе претендовать на получение специальной социальной выплаты только в случае оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COVID-19, Разъяснениями не установлено.
Вопреки доводам возражений на кассационную жалобу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница", правовых оснований для иного понимания и применения положений подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, чем установлено приведенными Разъяснениями не имеется. Разъяснения применения постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 даны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями. Приказ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 894н является нормативным правовым актом (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2020 года N 61975), в установленном порядке незаконным не признан, в связи с чем нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 подлежат применению с учетом данных названным приказом разъяснений.
Вопросы предоставления дополнительных гарантий медицинским и иным работникам медицинских организаций разъяснены в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном 17 февраля 2021 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В ответе на вопрос 3 указанного Обзора разъяснено, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данные разъяснения даны применительно к подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
В то же время медицинские работники, входящие в состав специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, определенных в соответствии с приказом Минздрава N 198н, являются медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и согласно Разъяснениям имеют право на специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
Судебная коллегия, приходя к выводу о допущенном судами первой и апелляционной инстанций неправильном применении норм материального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов, в то же время не усматривает оснований для принятия по данному делу нового судебного акта, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судами нижестоящих инстанций не установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства по делу.
Для разрешения заявленных прокурором в интересах Янкова К.И. требований суду, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, необходимо установить создавались ли бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" в спорный период в соответствии с приказом Минздрава N 198н специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, включение в них в спорный период Янкова К.И, включение Янкова К.И. медицинским учреждением в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направляемый в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Давая объяснения в суде кассационной инстанции, представитель ответчика Ильинова Н.П. указала, что бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нефтеюганская районная больница" в спорный период в соответствии с приказом Минздрава N 198н создавались специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, в них в спорный период Янкова К.И. включен в их состав.
Поскольку данные юридически значимые обстоятельства судами в полном объеме не установлены, а суд кассационной инстанции в силу своей компетенции правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, с учетом положений части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.