Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области о признании права на страховую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по кассационной жалобе представителя ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области по доверенности ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ - отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области, в котором просил признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на страховую пенсию по старости с 29 января 2021 года в связи с достижением возраста 55 лет, обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N 1, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды: с 1 сентября 1983 года по 30 апреля 1984 года - учеба в ПТУ; с 13 мая 1984 года по 17 мая 1986 года - служба в армии; с 27 мая 1986 года по 30 июня 1986 года - работа в должности изолировщика СУ-2 стройтреста в районах Крайнего Севера; с 10 мая 1988 года по 30 июня 1993 года - работа в должности монтажника (слесарь-ремонтник металлургического оборудования, слесарь по ремонту газоплазменного инструмента).
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 августа 2021 года исковые требования ФИО3 удовлетворены частично.
Суд обязал ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области включить в специальный стаж ФИО3 по Списку N 1 периоды с 27 апреля 1984 года по 30 апреля 1984 года; с 13 мая 1984 года по 16 мая 1984 года, в удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 августа 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО3 удовлетворены.
За ФИО3 признано право на страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд обязал ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области включить ФИО3 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды:
- с 10 мая 1988 года по 13 мая 1993 года - работа в должности слесаря- ремонтника металлургического оборудования Таганрогского спец СМУ "Центрдомнаремонт" (СУ "Домнаремонт" управления "АО "Центрдомнаремонт");
- с 1 сентября 1983 года по 30 апреля 1984 года - учёба в ПТУ-68 г. Антрацита;
- с 13 мая 1984 года по 17 мая 1986 года - служба в Советской Армии.
Суд обязал отвтчика назначить ФИО3 страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 29 января 2021 года.
В кассационной жалобе представитель ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области по доверенности ФИО10 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года, оставить в силе решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 августа 2021 года, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки заявленных исковых требований и доводов апелляционной жалобы, поскольку требований о назначении пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец не заявлял, что свидетельствует о наличии существенных нарушений норм процессуального права.
Кроме того, для назначения пенсии по данному основанию у истца недостаточно страхового стажа - 13 лет 2 месяца 24 дня, при требуемом - 25 лет.
Помимо этого, в резолютивной части апелляционного определения на пенсионный орган не возлагается обязанность назначить одновременно две пенсии, исполнение судебного акта приведет к прекращению выплаты пенсии по инвалидности и назначении пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако, это приведет к уменьшению размера пенсии (10 334, 15 руб. вместо действующего размера пенсии в размере 14 491, 90 руб.).
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился истец ФИО3
Представитель третьего лица АО "Тагмет" в суд кассационной инстанции не явился, просил провести судебное разбирательство в отсутствие представителя АО "Тагмет".
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 30 апреля 1984 года ФИО3 окончил полный курс среднего профессионально-технического училища N68 г. Антрацита, получил профессию электрослесарь подземный (диплом N).
Согласно выписке из военного билета НУ N, выданного Антрацитовским ГВК 7 мая 1984 года, ФИО3 призван на службу в армии 13 мая 1984 года, уволен со службы 17 мая 1986 года
Проходя службу в рядах Советской армии, ФИО3 привлекался к ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 18 ноября 1986 года по 23 апреля 1987 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30 километровой зоне, что подтверждено соответствующими записями в военном билете НУ N.
Из указанного военного билета также следует, что в 1986-1987 годах ФИО3 (ФИО11) Н.П. проходил сборы при войсковой части 22457 по должности "электромеханик", получил дозу облучения - 18, 70 р, на основании Постановления СМ СССР N от 5 июня 1986 года указано на зачет периода работы в 30 км зоне ЧАЭС с 18 ноября 1986 года по 23 апреля 1987 года в трудовой стаж в трехкратном размере.
Из копии справки Таганрогского военного комиссара от 13 мая 1993 года N следует, что ФИО3 действительно с 18 ноября 1986 года по 23 апреля 1987 года выполнял правительственное задание на специальных военных сборах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
25 мая 1991 года Таганрогским городским военкоматом ФИО3 выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А N.
С 28 апреля 1993 года ФИО3 является инвалидом третьей группы, установленной ему впервые при освидетельствовании во ВТЭК с 28 апреля 1993 года на срок до 28 марта 1998 года, причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на ЧАЭС (выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии ВТЭ-193 N).
На основании заявления ФИО3 от 13 мая 1993 года решением комиссии по назначению пенсий при исполкоме Таганрогского рай/гор Совета народных депутатов (протокол N от 20 июля 1993 года) ФИО3 с 28 апреля 1993 года была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС.
При назначении пенсии в представлении Таганрогского АО СУ "Центрдомнаремонт" от 13 мая 1993 были указаны сведения о стаже работы ФИО3 в соответствии с записями в его трудовой книжке от 7 мая 1984 года, с указанием стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, продолжительностью 6 лет 5 месяцев 4 дня. Из расчета пенсии, в соответствии со статьей 36, 41 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", следует, что общий стаж на момент её назначения составлял 10 лет 01 месяц 06 дней.
Из копии трудовой книжки ФИО3 (Самодайкина) Н.П. БТ- N от 7 мая 1984 года следует, что истец:
-с 1 сентября 1983 года по 30 апреля 1984 года обучался в ПТУ-68 г. Антрацит, диплом N от 30 апреля 1984 года (запись N);
-с 7 мая 1984 года принят электрослесарем 4 разряда с полным рабочим днем под землей в Шахтоуправление им. газеты "Ворошиловградская правда", приказ N/к от 7 мая 1984 года (запись N); 10 мая 1984 года уволен по статье 36 КЗОТ УССР в связи с призывом в Советскую Армию, приказ N/к от 10 мая 1984 года (запись N)
-с 13 мая 1984 года по 17 мая 1986 года проходил службу в рядах Советской Армии, военный билет серии НУ N (запись N);
-27 мая 1986 года принят изолировщиком 3 разряда, район Крайнего Севера, г. Новый Уренгой, СУ-2 треста ГРМ, приказ Nк от 26 мая 1986 (запись N), 30 июня 1986 года уволен по статье 31 КЗОТ РСФСР - по собственному желанию, приказ Nк от 30 июня 1986 года (запись N);
-20 октября 1986 года принят электрослесарем 4 разряда с полным рабочим днем под землей в Шахтоуправление им. газеты "Ворошиловградская правда", приказ N/к от 16 октября 1986 года (запись N); 18 марта 1988 года уволен по статье 38 КЗОТ УСССР - по собственному желанию, приказ N/к от 21 марта 1988 года (запись N);
-10 мая 1988 года принят монтажником оборудования металлургических заводов 3 разряда в Таганрогское СМУ "Центрдомнаремонт", приказ 87-к от 6 мая 1988 (запись N); 1 февраля 1991 года присвоен 4 разряд монтажника оборудования металлургических заводов, приказ N от 25 января 1991 года (запись N); 2 января 1992 года на основании распоряжения Министерства ЧМ СССР от 24 июля 1991 N, 265 переименован слесарем- ремонтником металлургического оборудования 4 разряда, приказ N от 17 января 1992 года (запись N); Таганрогское СУ "Центрдомнаремонт" переименовано в СУ "Домнаремонт" АО "Центрдомнаремонт", приказ ММ СССР N от 15 июля 1991 года (запись N); 1 октября 1993 года переведен слесарем по ремонту газоплазменного инструмента 5 разряда, приказ 236к от 17 сентября 1993 года (запись N); СУ "Домнаремонт" АО "Центрдомнаремонт" переименовано в АООТ "Домнаремонт" постановлением главы администрации N от 26 декабря 1994 года (запись N); 31 января 1996 года уволен в связи с переводом на работу в АО "Таганрогский металлургический завод" по согласованию между руководителями, пункт 5 статьи 29 КЗОТ РФ, приказ Nк от 5 февраля 1996 года, письмо 39г от 5 февраля 1996 года (запись N);
-7 февраля 1996 года принят в цех ремонта металлургического оборудования АО "Таганрогский металлургический завод" слесарем-ремонтником в порядке перевода с АООТ "Домнаремонт" (запись N); 26 января 1998 года уволен в связи с несоответствием выполняемой работе вследствие состояния здоровья, пункт 2 статьи 33 КЗОТ РФ, 2 группа инвалидности, приказ Nк от 4 февраля 1998 года (запись N).
При назначении истцу государственной пенсии по инвалидности в 1993 году работодателем - Таганрогским специализированным управлением "Центрдомнаремонт" была представлена справка N от 12 мая 1993 года, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, выданная ФИО3 в том, что он полный рабочий день работал с 10 мая 1988 года по 13 мая 1993 года (5 лет 0 месяцев 3 дня) в металлургическом производстве в качестве монтажника, как слесаря ремонтника металлургического оборудования на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологические процессы имеют право, что предусмотрено по списку N раздел - III пункт 2. Основание: карты технологического процесса, проекты организации работ, карточка ф-2, подписана директором предприятия, председателем профкома, начальником отдела кадров, заверена печатью организации.
2 августа 1994 года Комитетом соцобеспечения ФИО3 выдано удостоверение нового образца - удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серия А N.
С 26 января 1998 года при повторном освидетельствовании ФИО3 установлена инвалидность второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, потеря профессиональной трудоспособности 80% (выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке серии ВТЭ-64 N) на срок до 1 февраля 2003 года.
При прохождении очередных освидетельствований 22 января 2003 года, 21 января 2008 года ФИО3 повторно устанавливалась 2 группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
С 24 декабря 2009 года инвалидность 2 группы с причиной инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, установлена ФИО3 бессрочно, что подтверждено выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2006 N, выданной экспертным составом N ФГУ "ГБ МСЭ по Ростовской области".
Являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, 6 марта 2006 года и 19 февраля 2015 года истец обращался в УПФР в г. Таганроге Ростовской области о включении периода нахождения на инвалидности 2 группы вследствие участия в ликвидации аварии на ЧАЭС с 27 января 1998 года в трудовой стаж.
16 марта 2015 года письмом начальника Управления ПФР в г. Таганроге Ростовской области истцу отказано со ссылкой на письмо Минтруда и социального развития Российской Федерации N о том, что инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС может считаться инвалидностью вследствие трудового увечья, но не увечья, связанного с производством, которые не являются равнозначными понятиями. Включение в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности вследствие трудового увечья не предусмотрено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" и не было предусмотрено действовавшим ранее законодательством.
3 декабря 2015 года по достижении 50-летнего возраста истец обратился в ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области N от 8 декабря 2015 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости по подпункту 3 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду того, что на дату обращения за назначением данного вида пенсии заявитель не достиг установленного возраста - 55 лет.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, ФИО3 обратился в суд с иском о назначении пенсии по старости, не прекращая выплату пенсии по инвалидности.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 30 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 июня 2016 года, в удовлетворении исковых требований о назначении второй пенсии - страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ФИО3 отказано, поскольку он не достиг возраста 55 лет.
По достижении необходимого возраста 29 января 2021 года ФИО3 обратился в УПФР в г. Таганроге Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно, включив в стаж работы с особыми условиями труда по Списку N все указанные в его трудовой книжке периоды учебы и работы. При этом в заявлении указал, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в 30-ти километровой зоне ЧАЭС.
Заявление ФИО3 было рассмотрено органом пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" (без принятия решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости) и заявителю 26 февраля 2021 года направлен ответ NС-220-21/258, которым фактически отказано в назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявителю разъяснено, что, согласно документам, имеющимся в пенсионном деле, в стаж по Списку N могут быть включены следующие периоды:
-с 7 мая 1984 года по 10 мая 1984 года (4 дня), -с 20 октября 1986 года по 17 ноября 1986 года (28 дней), -с 24 апреля 1987 года по 18 марта 1988 года (10 мес. 25 дней)
-с 18 ноября 1986 года по 23 апреля 1987 года (5 месяцев 6 дней х 3= 1 год 3 мес. 18 дней) в зоне отчуждения на ЧАЭС в тройном размере.
В общей сложности стаж по Списку N 1 составил 02 года 03 месяца 15 дней.
Общий трудовой стаж заявителя, выработанный на 26 января 1998 года составил 16 лет 9 месяцев 28 дней (с учетом периода учебы и льготным исчислением периода военной службы по призыву в двойном размере, работы в РКС в полуторном и в зоне отчуждения на ЧАЭС в тройном размере) при требуемом 20 лет, в том числе стаж по Списку N 1 - 2 года 3 мес. 15 дней. Отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, и стажа работы по Списку N 1 не менее 5 лет, не дают права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Не согласившись с такими выводами органа пенсионного обеспечения, ФИО3 полагая, что он, как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, достигший 55-летнего возраста и имеющий стаж продолжительностью более 33 лет, вправе получать одновременно две пенсии: по старости и по инвалидности, обратился в суд.
Из дополнительно представленной ответчиком суду апелляционной инстанции информации следует, что по состоянию на 29 января 2021 года страховой стаж истца составляет 16 лет 9 месяцев 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 35, 114.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к обоснованному выводу о том, что совокупностью представленных доказательств подтверждено, что в спорный период истец, работая по профессии слесарь-ремонтник был постоянно занят ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующего производства, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготную пенсию по Списку N 1, период с 10 мая 1988 года по 13 мая 1993 года (5 лет 0 месяцев 4 дня), в связи с чем работа в должности слесаря-ремонтника металлургического оборудования Таганрогского спец СМУ "Центрдомнаремонт" (СУ "Домнаремонт" управления "АО "Центрдомнаремонт") подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, с учетом выводов судебной коллегии о включении в специальный стаж по Списку N 1 периода с 10 мая 1988 года по 13 мая 1993 года, в рассматриваемом случае истцу в стаж работы с тяжелыми условиями труда подлежат включению периоды его обучения в ПТУ-68 г. Антрацита с 1 сентября 1983 года по 30 апреля 1984 года (00 лет 08 месяцев 00 дней) и службы в Советской Армии с 13 мая 1984 года по 17 мая 1986 года (02 года 00 месяцев 04 дня) полностью, поскольку не превышают пределов продолжительности календарного периода его льготной работы - 06 лет 00 месяцев 01 дня.
Таким образом, с учетом включенных судом апелляционной инстанции периодов, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 9 лет 11 месяцев 23 дня.
Однако, у истца отсутствует вся совокупность условий для назначения ему пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления о назначения пенсии с 29 января 2021 года, поскольку страховой стаж заявителя составил 16 лет 9 мес. 28 дней (с учетом периода учебы и льготным исчислением периода военной службы по призыву в двойном размере, работы в РКС в полуторном и в зоне отчуждения на ЧАЭС в тройном размере) при требуемом - 20 лет, что не дает права на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции верно определено, что с учетом заявленных истцом требований, исходя из совокупности всех представленных по делу доказательств имеются основания для признания за ФИО3 права на страховую пенсию по старости с даты обращения - 29 января 2021 года на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений, статьи 30 указанного закона, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Профессия слесарь - ремонтник предусмотрена Списком N 1 от 26 января 1991 года N 10 разделом III "Металлургическое производство" (черные металлы) подраздела 2 "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей" код позиции 103 0200а-1753а - рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, в том числе слесари-ремонтники; а также Списком N 2 разделом III "Металлургическое производство" (черные металлы) подраздела "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей" код позиции 2040200а-18559.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 50 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет, если они проработали на работах с особо вредными условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 10 лет. Если же мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а страховой стаж не менее 25 лет, они имеют право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда либо особо вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком N 1 или Списком N 2), при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, в том числе выдаваемыми в установленном порядке работодателями.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой - стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" могли быть применены к периодам работы истца, имевшим место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается:
- обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пункт "з");
- служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период обучения в профессионально-технических училищах приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения, позволяло включать периоды обучения в профессионально-технических училищах и прохождения срочной военной службы по призыву как в общий, так и в специальный (льготный) стаж с соблюдением приведенных выше условий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
Таким образом, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия, следует, что в рассматриваемом случае назначение страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг установленного законом возраста, имеет страховой стаж 15 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и является получателем государственной пенсии по выслуге лет, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Определением от 19 января 2021 года N 1-0 Конституционный Суд выявил смысл положений подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено право граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на одновременное получение двух пенсий; им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Положениями пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривается назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) (Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2021 года).
Как следует из материалов дела, ФИО3 в ноябре 1986 года был призван на специальные военные сборы и в период с 18 ноября 1986 года по 23 апреля 1987 года, исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения (именовавшейся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения). Заявитель имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом.
ФИО3 с 28 апреля 1993 года была назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности в связи с увечьем, связанным с аварией на ЧАЭС на основании Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 24 декабря 2009 года заявителю бессрочно установлена инвалидность 2 группы, причина инвалидности - "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС".
Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы (абзац первый пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Тем самым военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 395-0 и от 26 марта 2019 года N 689-0).
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий -по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2021 года N 1-0).
С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и понимания норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, у ФИО3 возникло право на страховую пенсию по старости на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты подачи заявления не имеется.
Доводы кассационной жалобы являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки заявленных исковых требований и доводов апелляционной жалобы отклоняются в силу следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого возможна в рамках системы обязательного пенсионного страхования и (или) государственного пенсионного обеспечения.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).
Как следует из приведенных предписаний Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2), выбор механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов пенсий, а также правовых оснований и порядка их назначения и выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционных принципах, а также учитывать особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части первой статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрел, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются названным Законом и другими федеральными законами.
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрена возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-0).
Так, части вторая и третья статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливают правило о том, что таким гражданам пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, определенного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с частью третьей статьи 28.1 указанного Закона Российской Федерации составляет 10 лет). В частности, гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, пенсия назначается со снижением на 10 лет пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 названного Закона Российской Федерации (пункт 3 части первой статьи 13, часть первая статьи 30).
При этом пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года N 1302-0).
При осуществлении правового регулирования отношений в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности, а также о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статьи 2, 21 (часть 1) и 42), исходит из конституционно-правовой обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких лиц этой катастрофой.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения указанного вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение этого вреда, и гражданами. Возложение на государство соответствующих обязанностей тем более оправданно по отношению к лицам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), т.е. действовавшим в публичных интересах в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, непосредственно подвергаясь воздействию радиации, превышающему допустимые для здоровья человека уровни (постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11 -П, от 20 декабря 2010 года N 21 -П и др.)
Для таких граждан, у которых в связи с причинением вреда их здоровью в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития, федеральный законодатель предусмотрел особое (льготное) пенсионное обеспечение, которое - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда, причиненного здоровью указанных лиц, - в определенной степени носит компенсаторный характер и нацелено на поддержание надлежащего уровня их материального благосостояния.
Установив, что у истца отсутствует вся совокупность условий для назначения ему пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления о назначения пенсии с 29 января 2021 года, суд апелляционной инстанции учел, что одним из важнейших элементов социального обеспечения для инвалидов является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию. Это нашло отражение в Конвенции о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН), которая признает права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей и права на социальную защиту, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам (пункт 1 и подпункт "e" пункта 2 статьи 28).
Несмотря на то, что просительная часть искового заявления ФИО3 в части досрочного назначения страховой пенсии не содержит указания на основания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", из текста искового заявления и апелляционной жалобы усматривались ссылки на данные нормы права.
Учитывая, что истец является инвалидом 2 группы, вследствие неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств при несении службы в рядах Советской Армии, неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, а также в суд за защитой своих пенсионных прав, Российская Федерация как правовое и социальное государство в лице судебной власти не может допустить ущемление прав экономически слабой стороны гражданских правоотношений в области пенсионного обеспечения, в связи с чем указанное процессуальное нарушение не допускается судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
Довод кассационной жалобы о том, что для назначения пенсии по данному основанию у истца недостаточно страхового стажа - 13 лет 2 месяца 24 дня, при требуемом - 25 лет, противоречит материалам дела и основан на неверном толковании норм материального права.
Так, представителем пенсионного органа суду апелляционной инстанции представлена информация о том, что по состоянию на 29 января 2021 года страховой стаж истца составляет 16 лет 9 месяцев 24 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 35, 114.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, все условия, для назначения истцу страховой пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом назначения её ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" соблюдены.
Довод кассатора об отсутствии в резолютивной части апелляционного определения указания на возложение на пенсионный орган обязанности назначить одновременно две пенсии, что делает невозможным сохранение выплаты пенсии по инвалидности, судом кассационной инстанции не принимается ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); именно это стало критерием приравнивания граждан, выполнявших работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, что дало им право на одновременное получение двух пенсий (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
На основании изложено, прекращение выплаты истцу социальной пенсии по инвалидности в силу назначения страховой пенсии являлось бы нарушением приведенных норм законодательства и пенсионных прав ФИО3
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ - отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области по доверенности ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.