Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснодара, действующего в интересах несовершеннолетнего Цубера А.А, к Администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальному автономному образовательному учреждению "Средняя образовательная школа N 102" о взыскании компенсации за питание, по кассационной жалобе Департамента образования Администрации муниципального образования города Краснодар, поступившей с делом 5 июля 2022 г, по кассационной жалобе Администрации муниципального образования город Краснодар, поступившей в суд 6 июля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2022 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителей Департамента образования администрации муниципального образования города Краснодар Забугину-Супрун Е.А, Лещинскую Н.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования города Краснодар Кучеренко Д.Н, поддержавшую доводы кассационной жалобы, законного представителя несовершеннолетнего Цубер А.А. - Цубер Е.А, прокурора Стрелковского С.Н, возражавших против отмены судебного акта суда апелляционной инстанции, судебная коллегия
установила:
прокурор города Краснодара, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах несовершеннолетнего Цубер А.А, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодара о взыскании компенсации на бесплатное двухразовое горячее питание за 2018-2019 годы и апрель 2020 -март 2021 учебные годы в размере 19 976, 01 руб.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний Цубер А.А. имеющий статус ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями, по состоянию здоровья находится на домашнем обучении, и в силу требований действующего законодательства обеспечивается сухим пайком, или компенсацией за питание. Однако, соответствующей компенсации законный представитель несовершеннолетнего за период с 2018-2019 учебный год не получал, компенсация за март 2020-апрель 2021 годы выплачена не в полном объеме, в связи с чем обратились с иском в суд.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 17 ноября 2021 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением Краснодарского краевого суда от 23 марта 2021 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению вышеуказанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 102".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено: обязать администрацию муниципального образования города Краснодара выплатить из средств местного бюджета (бюджета муниципального образования) Цубер Е.А, как законному представителю несовершеннолетнего Цубера А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию недополученного бесплатного питания за период 2018-2019 учебный год в размере 11 670, 30 руб, недоплаченную компенсацию за апрель 2020 - март 2021 учебного года в размере 8 305, 71 руб, а всего: 19 976, 01 руб.
В кассационной жалобе Департамент образования Администрации муниципального образования города Краснодар просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2022 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. Требования мотивирует тем, что удовлетворяя исковые требования прокурора, суд апелляционной инстанции сослался на письмо Контрольно-счетной палаты МО г. Краснодара от 23 июля 2021 г. Однако, в силу статьи 7 решения городской Думы Краснодара от 21 октября 2020 г. N2 пункт 14 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования г. Краснодар", Контрольно-счетная палата не является органом, дающим официальные нормативные разъяснения. Ссылается на неверно определенный размер компенсации, который должен определяться по стоимости сырьевого набора продовольственного сырья, без предельной наценки на питание, в которую входит также компенсация затрат предприятий общественного питания, в том числе заработная плата работников. Указывает, что с апреля 2020 г. по марта 2021 г. меры социальной поддержки в виде компенсации двухразового питания была выплачена Цубер Е.А. в полном объеме.
В кассационной жалобе ответчик - представитель администрации муниципального образования г. Краснодар также просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2022 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование ссылается на те же доводы, что и Департамент образования Администрации муниципального образования города Краснодар, дополнительно указав, что ни одного акта (заключения, отчета) Контрольно-счетной палаты г. Краснодара или Контрольно-счетной палаты Краснодарского края не представлено в материалы дела и не направлялось ни в Департамент образования, ни в администрацию муниципального образования г. Краснодар. Ответ на обращение гражданина не является документом, подтверждающим нарушения в действиях органа местного самоуправления.
Ответчик - представитель МАОУ "Средняя образовательная школа N102", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что несовершеннолетний Цубер А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, с ограниченными возможностями здоровья, с 1 сентября 2018 года обучается в МАОУ СОШ N 102, а с 26 ноября 2018 г. по индивидуальному учебному плану на дому, однако, поскольку он не посещает школу, Цубер А.А. не был обеспечен ни горячим питанием в школьной столовой, ни сухим пайком.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд прокурора города Краснодара по обращению представителя несовершеннолетнего, которая ранее, неоднократно обращалась к руководству образовательного учреждения с просьбой разъяснить порядок организации питания ребенка, компенсации, однако получила отказ.
Разрешая спор, судебная коллегия суда апелляционной инстанции руководствовалась нормами статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 5, 34, 37, 41, 66, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", решением Городской Думы Краснодара от 28 января 2010 г. N 69 "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан", Приказами Департамента образования МО г. Краснодара от 3 июля 2017 г. N 1090, от 6 июля 2018 г. N 1043, от 16 апреля 2020 г. N 502, от 31 августа 2020 г. N 1167, от 22 декабря 2020 г. N 1943, устанавливающих размер компенсации за день питания, пришла к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку расходы на обеспечение питанием обучающихся организациями, в которых они обучаются, учитываются в составе бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности организаций в пределах сумм, доведенных Департаменту образования администрации МО г. Краснодара, на очередной финансовый год и плановый период, соответственно исходя из количества учебных дней в 2018-2019 учебном году, компенсация расходов на питание Цубер А.А, в денежном эквиваленте, составит 11 670, 30 руб, за апрель 2020- март 2021 недоплата компенсации составила 8 305, 71 руб. и указанная сумма подлежит взысканию с администрации МО г. Краснодара.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного среднего общего образования, включающего в себя обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, отнесены к вопросам местного значения муниципального района, в связи с чем пришел к правильному выводу о возложении указанной обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар Краснодарского края.
Иное толкование привело бы к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
Полномочия по установлению размера стоимости двухкратного питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также размера компенсации при замене питания переданы департаменту образования в соответствии с решением городской Думы Краснодар от 28 января 2010 г. N69 п.5 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Решением городской Думы Краснодар от 28 января 2010 г. N69 п.5 предусмотрена возможность замены двухразового бесплатного питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья компенсацией в размере стоимости двухкратного питания.
Размер компенсации произведен судом в соответствии с приказами департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар от 16 апреля 2020 г. N502, от 31 августа 2020 г. N1167, от 22 декабря 2020 г. N1943.
Следует отметить, что в редакции от 1 апреля 2021 г. в Решении городской Думы Краснодар от 28 января 2010 г. N69 п.5 требование о соответствии размера компенсации показателю стоимости двухразового питания упразднено.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании компенсации за период 2018-2019 учебный год и апрель 2020 - марта 2021 г. учебного года, судом апелляционной инстанции обоснованно взыскана сумма компенсации в размере стоимости двухкратного питания.
Приведенные в кассационных жалобах доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента образования Администрации муниципального образования города Краснодар, Администрации муниципального образования город Краснодар - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.