Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Якутска, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к Окружной администрации города Якутска, муниципальному казённому учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Окружной администрации города Якутска Ноговицына А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Якутска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), муниципальному казённому учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "СЭГХ"), в котором, с учётом последующего уточнения требований, просил: признать незаконным бездействие Администрации в части ненадлежащей организации работы по обращению с животными без владельцев в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ), Законом Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V); возложить на административного ответчика обязанность организовать определение границ земельного участка под строительство и создание приюта для безнадзорных животных на территории городского округа; признать незаконным бездействие МКУ "СЭГХ", выразившееся в ненадлежащей организации работы при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в связи с произошедшими в городе Якутске случаями нападений безнадзорных собак на людей городской прокуратурой проведены проверки, в ходе которых были установлены факты незаконного бездействия Администрации и МКУ "СЭГХ" в сфере обращения с животными без владельцев: эффективные меры по наращиванию сил и средств для отлова безнадзорных собак не принимаются; работа по предупреждению и ликвидации болезней животных, лечению животных, защите населения от таких болезней, по содержанию и уничтожению животных без владельцев должным образом не проводится. Такое бездействие создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также приводит к нарушению требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городе Якутске.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично: признано незаконным бездействие Администрации по надлежащей организации создания на территории городского округа "город Якутск" приюта для животных; на Администрацию возложена обязанность организовать создание приюта для животных в соответствии с Методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года N 1504. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом было отказано.
19 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 9 августа 2022 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо представителя Администрации и прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Планом мероприятий ("Дорожной карты") по регулированию численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск" на 2014 - 2017 годы, утверждённым распоряжением Администрации от 29 октября 2014 N 1883р, предполагалось строительство приюта для безнадзорных животных на территории города Якутска, работающего на условиях муниципально-частного партнёрства (пункт 1.3.5), который, как установилапроведённая прокурорская проверка, в период реализации Плана мероприятий создан не был.
Частично удовлетворяя заявленные исполняющим обязанности прокурора города Якутска административные исковые требования, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении на то, что, несмотря на участившиеся случаи нападения безнадзорных собак на граждан в черте города Якутска (в том числе со смертельным исходом), Администрацией не принимается необходимых мер, направленных на создание приюта для животных в соответствии с требованиями Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года N 1504, тогда как возможность организации такого приюта у органа местного самоуправления имеется. Кроме того, суды пришли к выводу, что со стороны МКУ "СЭГХ" не было допущено незаконного бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации работы при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, поскольку данное муниципальное казённое учреждение исполняет возложенные на него полномочия в пределах выделяемых ему на указанные цели бюджетных средств.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Из содержания части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V, пунктом 35 приложения 1 к Закону Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V городской округ "Город Якутск" наделён отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которая включает в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Статьёй 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления указанных полномочий; дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления указанных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
Пункт 1.2 Порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа "город Якутск", утверждённого постановлением Администрации от 26 июня 2020 года N 182п (далее - Порядок), определено, что к числу мероприятий по обращению с животными без владельцев отнесены в числе прочего: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных, в том числе лечебно-профилактические мероприятия, учёт и маркирование, стерилизация (кастрация); размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Уполномоченным органом по организации содержания животных без владельцев является МКУ "СЭГХ" (пункт 1.3 Порядка).
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
По делу установлено, что после обращения исполняющего обязанности прокурора города Якутска в суд с административным исковым заявлением, распоряжением заместителя главы городского округа "город Якутск" от 11 февраля 2022 года N 185р для цели размещения "приюта для животных" определён земельный участок с кадастровым номером 14:36:101008:7, площадью 18 442 кв. м. Кроме того, распоряжением главы Администрации от 20 апреля 2022 года N 770р "О внесении изменений в сведения государственного кадастра объектов недвижимости муниципальной собственности городского округа "город Якутск" объект капитального строительства с кадастровым номером 14:36:101009:7, площадью 307 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко, квартал "172", получил наименование "приют для животных".
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права, установив наличие на стороне административного ответчика обязанности по осуществлению требуемых мероприятий по обращению с животными без владельцев, факт ненадлежащего осуществления ответчиком указанной деятельности, следствием чего является угроза жизни и безопасности неопределённого круга лиц, пришли к правомерному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций, по существу они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций по установленным ими обстоятельствам административного дела и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.