Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горелова К.Е. на решение Никулинского районного суда г.Москвы от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года по административному делу N2а-733/2022 по административному исковому заявлению Горелова Кирилла Евгеньевича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Раменки о признании незаконным решения, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя административного истца Рыбина А.В, представителя избирательной комиссии Белоусова А.В, заключение прокурора Хрипунова А.М, судебная коллегия
установила:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Раменки (далее - избирательная комиссия) от 29.07.2022 N 18/11 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу N 1 Горелова К.Е.
Горелов К.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения избирательной комиссии и возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что все собранные в его поддержку подписи избирателей являются действительными, а подписные листы соответствуют установленной форме.
Решением Никулинского районного суда г.Москвы от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 августа 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением избирательной комиссии от 23 июня 2022 года N4/1 выборы депутатов Совета муниципального округа Раменки назначены на 11 сентября 2022 года.
В соответствии с решением избирательной комиссии от 29 июня 2022 года N5/2, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N1 составляет 35 подписей.
14 июля 2022 года Горелов К.Е. представил в избирательную комиссию документы о выдвижении его в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу N 1.
19 июля 2022 года Гореловым К.Е. представлены подписные листы, содержащие 39 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей (л.д.120-128).
Согласно ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Гореловым К.Е, на основании п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы признаны недействительными 39 подписей избирателей (форма подписного листа не соответствует Приложению N8 к Федеральному закону N67-ФЗ). Кроме этого, 5 подписей признаны недействительными на основании п. 6 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы (даты проставления подписей избирателей проставлены не собственноручно избирателями) и 3 подписи признаны недействительными на основании п. 11 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы (сведения об избирателях в графах ФИО внесены не самими избирателями) (л.д.171-173).
Решением избирательной комиссии от 29 июля 2022 года N18/11 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу N 1 Горелова К.Е. (л.д.145-146).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суды обеих инстанций, проанализировав положения регионального и федерального избирательного законодательства, с учетом выводов заключения по проверке подписных листов N890 от 20 июля 2022 г, изготовленным специалистом УВД ЗАО ГУ МВД России по г.Москве ЭКЦ ОЭИ Устаевой Д.А. (л.д. 129) исходили из того, что у избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия оспариваемого решения.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы).
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Аналогичные нормы содержаться в пункте 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность признания подписей избирателей действительными, в случае неточного указания в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, но только при условии, что эти неточности соответствуют образцу.
Согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Так, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ предусматривает указание наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Из подписных листов видно, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах, предоставленных Гореловым К.Е, не соответствует образцу утвержденному решением избирательной комиссии и не соответствует Уставу муниципального образования.
Применительно к названным законоположениям с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с требованиями закона выступает гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствует возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Закона N 67-ФЗ.
Что касается допустимости заключения по проверке подписных листов, то вопреки доводам жалобы на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
При этом заключение специалиста содержит обоснование выводов о недействительности подписей избирателей.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Никулинского районного суда г.Москвы от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горелова К.Е, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 6 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.