Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-138/2022 по кассационной жалобе представителя ответчика Носенко Виктора Олеговича на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 21 июля 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Паршикова Виталия Витальевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и командира войсковой части N, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административный иск Паршикова удовлетворён частично. Суд, признав незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, обязал Минобороны России перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" 1179280 рублей для их учёта на его именном накопительном счёте (далее - ИНС) в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с сентября 2009 г. по декабрь 2019 г.
Одновременно с этим суд взыскал с Минобороны России в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и юридических услуг в сумме 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В поданной 1 сентября 2022 г. кассационной жалобе, представитель Минобороны России, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование этого указывает, что административным истцом пропущен установленный срок обращения в суд, его права действиями Минобороны России не нарушались, восстановление инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета невозможно, а взыскание судебных расходов с Минобороны России является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
Согласно частям 2 - 3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами административного дела подтверждается, что Паршиков заключил первый контракт о прохождении военной службы в ноябре 2005 г, а в октябре 2006 г. ему присвоено воинское звание "звание".
В связи с достижением 29 сентября 2009 г. трёхлетнего срока военной службы по контракту он подлежал включению в реестр участников НИС, что было реализовано только 21 ноября 2019 г, с датой возникновения основания для включения в реестр - 29 сентября 2009 г.
30 декабря 2019 г. административному истцу открыт ИНС, на который с I квартала 2020 г. стал начисляться инвестиционный доход.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1, 4-6 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Таким образом, ошибочное включение административного истца с ноября 2019 г. в реестр участников НИС и несвоевременное открытие ИНС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Разрешая спорные правоотношения и установив имеющие значение обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о нарушении прав административного истца со стороны административных ответчиков, и произведя расчёт недополученного Паршиковым инвестиционного дохода, пришли к верному выводу о необходимости его учёта в сумме 1179280 рублей, что согласуется с положениями статьи 227 КАС Российской Федерации.
Отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу пункта 2 статьи 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Расчёт недополученного истцом инвестиционного дохода является обоснованным, соответствует общеправовым принципам справедливости и равенства в сравнении с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр участников НИС в сентябре 2009 г, а отсутствие вины органов и лиц, наделённых публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Довод автора жалобы о пропуске административным истцом предусмотренного статьёй 219 КАС Российской Федерации срока обращения в суд, является несостоятельным, так как о нарушении своих прав Паршикову стало известно в декабре 2021 г.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем НК Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 данного кодекса.
Из анализа приведённых норм процессуального закона следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного иска от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину, не освобождены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов, в том числе предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 марта 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 21 июля 2022 г. по административному исковому заявлению Паршикова Виталия Витальевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.