Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу руководителя "Ситуационный центр" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении руководителя общества с ограниченной ответственностью муниципального казенного учреждения "Ситуационный центр" муниципального образования "адрес" ФИО1 (далее - МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, таким образом, не направление руководителем ФИО1 сообщения о заключении трудового договора с Ким М.А, не образует объективную сторону состава административного правонарушения.
В своих возражениях на жалобу старший помощник прокурора "адрес" ФИО3 считает, что нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, просила суд обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив жалобу и возражения во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).
В силу ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 1 Указа Президента N данная обязанность возникает в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" определен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Согласно п. 3, п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей). Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу; гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Установлено и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" на должность диспетчера (специалист по обработке вызовов 112) отдела единой дежурно-диспетчерской службы принят Ким М.А, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор N.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ким М.А. проходил государственную гражданскую службу в УФССП по "адрес" в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и "адрес".
Согласно перечню должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 437, Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 38, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурного подразделения обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
После заключения трудового договора с Ким М.А, сообщение о его заключении представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в ГУ ФССП по "адрес" фактически не направлялось.
Руководитель МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление в структурное подразделение ГУ ФССП по "адрес" - ОСП по "адрес" и "адрес" ГУ ФССП по "адрес", между тем, ОСП по "адрес" и "адрес" работодателем Ким М.А. не являлся.
В трудовой книжке Ким М.А. содержатся сведения о приказах УФССП по "адрес", на основании которых Ким М.А. принят на службу и уволен, оттиск штампа и печати УФССП по "адрес", что свидетельствует о том, что у работодателя имелась возможность направить уведомление о приеме на работу Ким М.А. в ГУФССП по "адрес".
Указанные обстоятельства повлекли возбуждение в отношении руководителя МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" ФИО1 дела об административном правонарушении и привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения вменяемого правонарушения и виновность общества подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2021г, письменным объяснением ФИО1 от 18.10.2021г, уведомлением о проведении проверки от 04.10.2021г, копией трудового договора N с Ким М.А. от 06.08.2020г, копией приказа N-л от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Ким М.А. на работу в МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" на должность диспетчера (специалиста по обработке вызова 112) отдела единой дежурно-диспетчерской службы, копией трудовой книжки Ким М.А, копией приказа N-к от 21.04.2020г. об увольнении Ким М.А. из УФССП по "адрес", копией уведомления в ОСП по "адрес" и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние руководителя МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" ФИО1 квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Совокупность установленных нижестоящими судами фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Довод жалобы о том, что в действиях отсутствует состава административного правонарушения, основан на неверном толковании норм законодательства о гражданской службе, противодействия коррупции и являются необоснованными.
Утверждение заявителя о том, что постановление прокуратуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит ссылки на конкретный перечень должностей, не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Данный список должностей определен и перечислен в Федеральном законе от 25.12.2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", на который имеется ссылка в постановлении и.о. прокурора "адрес".
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено и материалами дела подтверждается, что препятствий к выполнению обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
Выводы судебных инстанций не противоречат правовой позиции, выраженной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой при решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 названного Кодекса, следует учитывать, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Судьями не допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено руководителю МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес" ФИО1 в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении руководителя общества с ограниченной ответственностью муниципального казенного учреждения "Ситуационный центр" муниципального образования "адрес" ФИО1 (далее - МКУ "Ситуационный центр" МО "адрес") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.