Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 16 августа 2022 года, на решение Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Лотос-М" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Лотос-М" (далее - АО "Лотос-М") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года:
- с кадастровым номер N, площадью 9610+/-34 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 96 965 000 рублей;
- с кадастровым номер N, площадью 8700+/-32 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 88 810 000 рублей;
- с кадастровым номер N, площадью 7214+/-30 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 48 312 000 рублей;
- с кадастровым номер N, площадью 13057+/-40 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости равной 127 867 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N К-243/04-1 от 07 июня 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" Лопаревой Т.Г.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером N - 179 444 166 рублей 05 копеек;
- с кадастровым номером N - 162 452 055 рублей;
- с кадастровым номером N - 77 152 215 рублей 06 копеек;
- с кадастровым номером N - 217 825 230 рублей 48 копеек.
Административные исковые требования АО "Лотос-М" мотивированы тем, что значительное превышение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над его рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению размера налога на землю, что нарушает права административного истца как собственника названных земельных участков.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 года административные исковые требования АО "Лотос-М" удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года:
- с кадастровым номером N - 132 781 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 120 208 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 60 821 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 173 580 000 рублей;
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости установлено 11 июня 2021 года.
Судом взыскано с АО "Лотос-М" в пользу ООО "ЮгПроЭксперт" оплата за проведение судебной экспертизы в размере 90 000 рублей.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Погосян Ю.А. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и вынесении по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости разъяснений, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Являясь правообладателем земельного участка, обязанным уплачивать арендные платежи, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно материалам дела, АО "Лотос-М" является собственником спорных земельных участков.
Административным истцом в суд первой инстанции представлен отчет об оценке N К-243/04-1 от 07 июня 2021 года, подготовленный оценщиком ООО "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" Лопаревой Т.Г, в соответствии с которым рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года составляет:
- с кадастровым номером N - 96 965 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 88 810 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 48 312 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 127 867 000 рублей;
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельных участков, судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с заключением эксперта ООО "ЮгПроЭксперт" Надгериева Р.В. от 24 августа 2021 года NСЭ-1331/2021, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года составила:
- с кадастровым номером N - 132 781 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 120 208 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 60 821 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 173 580 000 рублей;
Оценив по правилам статей 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "ЮгПроЭксперт" Надгериева Р.В. от 24 августа 2021 года NСЭ-1331/2021, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно установил, что заключение настоящей судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы NСЭ-1331/2021 от 24 августа 2021 года не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено.
Доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости является иной, чем отражено в вышеуказанном заключении, суду не представлено.
Более того, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 5 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильным судебным актам, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 октября 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.