дело N 88-26121/2022
N дела в суде 1-й инстанции 2-2435/2021
УИД-23RS0050-01-2021-000966-70
г. Краснодар 25 октября 2022 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малаевой В.Г, судей Горковенко В.А, Мамия М.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Мигель ФИО10 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению Куприянова ФИО11 к администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО3 обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО2 и признании права собственности на земельный участок порядке наследования.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года, суд признал за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения: "адрес", право собственности на земельный участок площадью 52 900 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, с кадастровым номером N, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", в порядке наследования по закону после смерти супруги ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобы администрация муниципального образования Темрюкский район указывает, что не согласна с вынесенными судебными актами, считает их необоснованными и противоречащими нормам материального права. По мнению заявителя, судами сделан неправильный вывод о том, что земельный участок принадлежал на праве собственности наследодателю - ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании государственного акта на право собственности на землю КК-2 N, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец - ФИО3 в установленный законом срок принял наследство по закону после смерти своей супруги ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, путём подачи нотариусу соответствующего заявления.
В постановлении об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Темрюкского нотариального округа ФИО8 отказал ФИО3 в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти его супруги ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на земельную долю площадью 5, 29 га для ведения крестьянского хозяйства, в связи с отсутствием адреса, кадастрового номера, что необходимо для последующей регистрации недвижимости, и отсутствием зарегистрированного права наследодателя на данное имущество.
Принадлежность наследодателю спорного имущества подтверждается постановлением главы администрации Темрюкского района N от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительной прирезке земель крестьянскому хозяйству ФИО2 и изменении состава крестьянского хозяйства", и выданным на его основании Государственным актом на право собственности на право собственности на землю КК-2 N на имя ФИО2, который при жизни ФИО2 в установленном законом порядке зарегистрирован не был.
Согласно имеющейся в деле выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя истца, спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровый номер N, площадь - 52 900 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ крестьянское фермерское хозяйство ФИО2 прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 является единственным наследником.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требований наследников о правах на наследственное имущество, является принадлежность данного имущества наследодателю на праве собственности.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что спорный земельный участок предоставлялся наследодателю, в отношении него было выдано свидетельство установленной формы.
Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
При таких обстоятельствах у истца, как наследника, возникло право требовать признания за ним права собственности на спорный земельный участок.
Вместе с тем доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Вопреки доводов кассационной жалобы, суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Малаева
Судьи В.А. Горковенко
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.