Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2022 г. по делу N 2-93/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО11 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также- ГУ ОПФ по АО и НАО) о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 24 января 2003 г. по 15 ноября 2015 г, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 1 января 2021 г. по 10 ноября 2021 г, назначить пенсию с 11 ноября 2021 г, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.
В обоснование требований указала, что 20 апреля 2018 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчик в назначении пенсии отказал по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не были включены периоды работы в ФГБУЗ "СМКЦ им. Семашко" в качестве санитарки рентгеновского отделения стационара, рентгеновского кабинета стационара, отдела лучевой диагностики с 24 января 2003 г. по 15 ноября 2015 г. Полагает решение пенсионного органа об исключении данного периода из специального стажа незаконным.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной ее представителем на основании доверенности ФИО14, ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, удовлетворении требований истца в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также-Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьей 8 страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
Списком N 2 от 26 января 1991 г. в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" предусмотрена профессия младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятой в рентгеновских отделениях (кабинетах), код позиции 22600000-14467.
В Письме Минтруда РФ от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)" разъяснено, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (Приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991г. N 116). До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным Письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 1993 г. N 137 в дополнение к Приказу Минздрава РСФСР от 2 августа 1992 г. N 132 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), отдела (отделения) лучевой диагностики, из которого усматривается, что на указанную должность назначается в установленном порядке работник, не имеющий медицинского образования, который непосредственно подчиняется заведующему отделением (кабинетом), а во время работы - врачу данного кабинета, рентгенолаборанту или медицинской сестре и пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения (кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 26 июня 1993 г. N 5031-ЮЛ было разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999г. N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". В связи с чем назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с Письмом Минтруда России от 25 мая 1992 г. N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом Письме. То есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Как следует из Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и письма Минздрава РФ от 23 августа 1993 г. N05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, разделу XXIV следует руководствоваться следующим: "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. При этом в указанном письме приведены виды деятельности младшего медицинского персонала, в том числе младшей медицинской сестры по уходу за больными, относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, а именно: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 работала в ФГБУЗ "СМКЦ им. Семашко" в период с 24 января 2003 г. по 30 марта 2007 г. санитаркой рентгеновского отделения стационара, с 31 марта 2007 г. по 31 декабря 2009г. - санитаркой рентгеновского кабинета стационара, с 1 января 2010 г. по 10 июля 2016 г. - санитаркой рентгеновского кабинета стационара отдела лучевой диагностики.
В штатном расписании лечебного учреждения, в котором работала истец, существовало рентгеновское отделение (кабинет) в составе стационара, а затем отделения лучевой диагностики, в штате этого отделения имелись должности младшего медицинского персонала - санитарки, должность младшей медицинской сестры отсутствовала.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 30 декабря 2002 г.
20 апреля 2018 г. и 11 ноября 2021 г. ФИО12 обращалась к ответчику с заявлением назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решениями ответчика от 13 августа 2018 г. и от 18 ноября 2021 г. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из решения от 18 ноября 2021 г. следует, что страховой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган определен продолжительностью 21 год 10 месяцев 24 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 19 лет 02 месяца 04 дня.
Истцу не были зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, периоды работы в ФГБУЗ "СМКЦ им.Семашко".
В подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ответчик не включил период работы в АО "ФПК" с 1 января 2021 г. по 10 ноября 2021 г.
Согласно записям в трудовой книжке истца и справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 27 февраля 2018 г. N25, выданной ФГБУЗ "СМКЦ им.Семашко", истец 24 января 2003 г. принята на работу санитаркой рентгеновского отделения стационара ФГБУЗ "СМКЦ им. Семашко", с 31 марта 2007 г. она переведена на работу санитаркой рентгеновского кабинета стационара, с 1 января 2010 г. переведена санитаркой рентгеновского кабинета стационара отдела лучевой диагностики этого же учреждения, с 11 июля 2016 г. переведена уборщицей производственных помещений отдела лучевой диагностики, 16 мая 2017 г. уволена по собственной инициативе, с 18 мая 2017 г. по настоящее время работает проводником пассажирского вагона 3 разряда АО "ФГЖ".
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы с 24 января 2003 г. по 15 ноября 2015 г, оценил представленные в материалы дела доказательства, исходил из недоказанности истцом выполнения ею работы в условиях полной занятости (не менее 80 % рабочего времени), связанной с уходом за больными, что необходимо для включения указанного периода работы в качестве санитарки рентгенологического отделения, кабинета в ФГБУЗ "СМКЦ им. Семашко" в специальный стаж по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел XXIV, позиция 22600000-14467).
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в АО "ФГЖ" с 1 января 2021 г. по 10 ноября 2021 г, суд первой инстанции исходил из того, что на лицевом счете застрахованного лица ФИО1 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за оспариваемый период на день рассмотрения заявления истца о назначении пенсии и вынесения соответствующего решения по нему отсутствуют.
При этом судом учтено, при отсутствии необходимого стажа работы в особых условиях труда, не включение указанного спорного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не влияет на право истца на назначение пенсии. После передачи страхователем соответствующих сведений в систему обязательного пенсионного страхования при новом обращении в пенсионный орган ФИО1 не утрачивает право включения этого периода в стаж для установления страховой пенсии по старости.
Установив отсутствие необходимых условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а именно наличие стажа работы с тяжелыми условиями труда не менее 5 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, суд отказал истцу в иске о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ с 11 ноября 2021 г.
Также судом установлены основания для взыскания денежной компенсации морального вреда в ее пользу с ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска ФИО1, расценивая доводы заявителя жалобы о незаконности оспариваемых судебных постановлений, как основанные на неправильном применении норм пенсионного законодательства с учетом установленных судами фактических обстоятельств по делу.
Как правомерно отмечено судами в судебных постановлениях, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пунктом 4 названных Правил определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ, Списка N 2 от 26 января 1991 г, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 и иных вышеприведенных нормативных положений, необходимым условием для включения в стаж по Списку N2 работы в качестве санитарки рентгенологического отделения, кабинета в ФГБУЗ "СМКЦ им. Семашко" является доказанность истцом постоянно полный рабочий день работы, связанной с уходом за больными.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Оценив представленные в материалы доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в числе которых, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, трудовая книжка истца, штатные расписания, лицевые счета за 2003-2017 гг, личная карточка Т-2, приказы, акт по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о специальном страховом (трудовом) стаже от 23 июля 2018 г. N131, подписанным страхователем без каких-либо возражений по нему, и справка от 23 июля 2018 г, должностная инструкция санитарки рентгеновского кабинета (2007 г.) и должностная инструкция санитарки рентгеновского кабинета стационара (2010 г.) отделения лучевой диагностики, карта специальной оценки условий труда, суды нижестоящих инстанций не установили доказанность истцом работы постоянно полный рабочий день в спорный период, связанной с уходом за больными.
Согласно карте N877 специальной оценки условий труда санитарки рентгеновского отделения стационара отдела лучевой диагностики от 30 сентября 2015 г. с приложением, санитарка производит ежедневную влажную уборку помещений с использованием дезинфицирующих растворов, ежедневно осуществляет сбор и вынос мусора, осуществляет поддержание установленного санитарного режима в течение смены, класс условий труда по данной должности - 2, право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.
При этом судами не признаны в качестве допустимых доказательств сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды, а также справка, уточняющая особый характер работы, поскольку содержащиеся в них сведения не подтверждены страхователем первичными документами о характере работы истца, следует отметить, что в справке, выданной работодателем сведения о работе истца полный рабочий день с больными не имеется, хронометраж рабочего времени истца с учетом ее должностных обязанностей в подтверждение данного обстоятельства работодателем не составлялся.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5, 7 части 2 и части 3 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.