Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Резвовой Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области о перерасчете размера страховой пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-5246/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Резвова С.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее по тексту- ГУ-ОПФР по Нижегородской области) о перерасчете размера страховой пенсии.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 16 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Резвовой С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2022 года решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 16 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Резвовой С.С. удовлетворены: на ответчика возложена обязанность произвести Резвовой С.С. перерасчет назначенной пенсии исходя из заработка за период с августа 1987 года по июль 1995 года, с применением коэффициента 1, 2, начиная с 9 августа 2014 года по 30 апреля 2021 года включительно, и произвести выплату Резвовой С.С. сумму недополученной с 9 августа 2014 года по 30 апреля 2021 года включительно пенсии. Взысканы с ГУ ОПФР по Нижегородской области в пользу Резвовой С.С. расходы по оплате госпошлины 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-ОПФР по Нижегородской области ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для перерасчета пенсии истца с 2014 года, поскольку при назначении пенсии заявителем не предоставлены необходимые документы, не установлена вина пенсионного органа в том, что страховая (трудовая) пенсия не получена пенсионером, перерасчет пенсии носит заявительный характер.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Как установлено судом, 9 августа 2014 года Резвовой С.С. назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере 7077 руб. 43 коп, в том числе: 3910, 34 руб. - фиксированный базовый размер; 3167, 09 руб. - страховая часть трудовой пенсии.
В ходе проведения контрольных мероприятий по проверке выплатных дел по Резвовой С.С. специалистами ответчика была запрошена справка о заработной плате в МКУ "Архив г. Нижнего Новгорода" с января 1993 года по ноябрь 1996 года. Предварительный расчет показал, что отношение заработков за период с августа 1987 года по июль 1995 года выше, чем представленный при назначении пенсии, и составил 1, 2.
В связи с выявленными обстоятельствами Резвова С.С. была приглашена для подачи заявления на перерасчет размера пенсии.
На основании заявления истца от 06.04.2021 года Резвовой С.С. произведен перерасчет пенсии, который с 01.05.2021 года составил 16005 руб. 61 коп.
Обращаясь в суд с иском, Резвова С.С. указала, что при первоначальном расчете пенсии пенсионным органом был взят период работы менее выгодный для её расчета, в связи с чем, пенсия была изначально рассчитана и назначена ответчиком в меньшем размере и подлежит перерасчету.
Начиная с 01.01.2001 года, назначение пенсий регулировалось нормами Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно ст.7 которого право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Начиная с 1 января 2015 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ NОб организации предоставления государственных и муниципальных услугN перечень документов (часть 7 статьи 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, назначение, выплата и перерасчет страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, разъясняет, какие документы гражданин должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы, самостоятельно запрашивает документы в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документ, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решение установлении или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Резвовой С.С. трудовой пенсии по старости (9 августа 2014 г.) порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Резвовой С.С. по делу требований, исходя из того, что назначение страховой пенсии по старости и ее дальнейший перерасчет носят заявительный характер, данный перерасчет истцу произведен с момента подачи Резвовой С.С. соответствующего заявления.
Разрешая спор, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Резвовой С.С, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что право на получение пенсии, с учетом справок о заработной плате за период с августа 1987 г. по июль 1995 г, у истца возникло с момента подачи заявления о назначении такой пенсии, в связи с чем, пенсия подлежит перерасчету начиная с 09.08.2014 года по 30.04.2021 года включительно с применением коэффициента по заработной плате 1, 2, поскольку у ответчика имелась информация обо всех периодах работы истца, однако свою обязанность по запросу недостающих документов, находящихся в распоряжении иных органов при обращении истца за назначением пенсии, пенсионный орган не исполнил и не поставил Резвову С.С. в известность об отсутствии в выплатном деле каких-либо документов, необходимых для назначения ей трудовой пенсии либо влияющих на ее размер, не предложил Резвовой С.С. представить недостающие справки о размере заработной платы за какие-либо периоды, в том числе, за периоды ее работы с августа 1987 года по июль 1995 года.
В судебных постановлениях по доводам кассационной жалобы приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н), оценка представленных доказательств, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ГУ-ОПФР в жалобе доводы об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с 09.08.2014 года по 30.04.2021 года включительно с применением коэффициента по заработной плате 1, 2, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы ответчика об обязанности заявителя представления необходимых документов для назначения пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. действующими нормами пенсионного законодательства как на дату назначения истцу пенсии, так и на дату перерасчета размера пенсии, предусмотрена обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по истребованию документов от юридических лиц и организаций и информирование заявителя о необходимости представления дополнительных документов, которая ответчиком не исполнена.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки суда второй инстанции по доводам кассационной жалобы, жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.