Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Ростовской области, ГУ МВД России по Кемеровской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии за выслугу лет, взыскании недоплаченной части пенсии по кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области по доверенности ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ростовской области, в котором просил суд обязать ГУ МВД РФ по Ростовской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2021 года по 31 июля 2016 года, взыскать с ГУ МВД РФ по РО в свою пользу недоплаченную часть пенсии за выслугу лет за период с 1 января 2012 года по 31 июля 2016 года в размере "данные изъяты" руб.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено ГУ МВД России по Кемеровской области.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года исковые требования удовлетворены частично. На ГУ МВД России по Ростовской области возложена обязанность произвести ФИО1 перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2012 года по 31 июля 2016 года. С ГУ МВД России по Кемеровской области в пользу ФИО1 взыскана недополученная пенсия за период с 1 января 2012 года по 31 мая 2012 года в сумме "данные изъяты" руб. С ГУ МВД России по Ростовской области в пользу ФИО1 взыскана недополученная пенсия за период с 1 июня 2012 года по 31 июля 2016 года в размере "данные изъяты" руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 апреля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области по доверенности ФИО6 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения, в связи с тем, что судами не применен закон, подлежащий применению, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судами не принято во внимание, что с 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", пунктом 5 части 13 статьи 2 которого предусмотрено установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания военнослужащих при выслуге от 20 до 25 лет в размере 30 процентов. В законе указания относительно применения размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации) отсутствуют. Правила установления ежемесячной (процентной) надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания военных судей не приняты. Обеспечение военных судей-военнослужащих денежным довольствием с 1 января 2012 года не предполагалось и соответственно денежным довольствием с применением процентной надбавки за выслугу лет в размере до 70 процентов от окладов по воинской должности и оклада по воинскому званию в указанный период не обеспечивались.
Выплата пенсии истцу ГУ МВД России по Кемеровской области прекращена с 1 июня 2012 года истцом не предоставлено доказательств обращения в ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о перерасчете размера пенсии за период с 1 января 2012 года по 1 мая 2012 года, в решении от 30 августа 2021 года отсутствуют выводы о незаконности действий ГУ МВД России по Кемеровской области как органа, назначающего пенсию, истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту с августа 1990 года по май 2011 года, в том числе во внутренних войсках МВД России и был уволен 4 мая 2011 года с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на день его увольнения выслуга лет для назначения пенсии составила более 32 лет.
Главным Управлением МВД РФ по Кемеровской области 5 мая 2011 года истцу была назначена пенсия за выслугу лет, которую он получал до 1 августа 2016 года, выплата которой прекращена с 1 августа 2016 года по его заявлению в связи с назначением ежемесячного пожизненного содержания судьи.
Процентная надбавка за выслугу лет в составе пенсии была установлена в размере 55 процентов от оклада денежного содержания и выплачивалась в таком размере по 31 декабря 2011 года.
С 1 января 2012 года ГУ МВД России по Кемеровской области был произведен - перерасчет пенсии истца за выслугу лет, при исчислении которой расчет произведен на 30% надбавки за выслугу лет.
С 1 июня 2012 года в связи с переездом ФИО1 в Ростовскую область выплата пенсии ГУ МВД России по Кемеровской области была прекращена, пенсионное дело направлено в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области.
С 1 июня 2012 года выплата пенсии за выслугу лет ФИО1 производится ГУ МВД России по Ростовской области, размер которой также был исчислен с учетом 30% надбавки за выслугу лет.
Основанием для изменения размера надбавки за выслугу лет явилось вступление с 1 января 2012 года в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым вместо ранее установленных 55 процентов была предусмотрена надбавка 30 процентов.
Изменение размера надбавки в меньшую сторону истец полагает незаконным, указывая, что ее уменьшение привело в целом к уменьшению размера пенсии за выслугу лет, в связи с чем, поскольку в добровольном порядке ему было отказано в перерасчете, он обратился в суд и просит взыскать разницу между полученной и недополученной пенсией за период с 1 января 2012 года по 31 июля 2016 года в размере "данные изъяты" руб. 50 коп.
Разрешая заявленные исковые требования и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 8, 12, 333, 420, 421, 434 Гражданского кодекса РФ, нормами Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует, прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, в связи с чем в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 года
размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на получение в составе пенсионного обеспечения надбавки за выслугу лет в размере 55%, исчисленной ему 5 мая 2011 года при назначении пенсии за выслугу лет, и, как следствие, удовлетворении требований о производстве перерасчета и выплате недополученной пенсии за весь период, начиная с 1 января 2012 года по 31 июля 2016 года.
Определяя порядок взыскания, а также подлежащую взысканию в пользу истца сумму задолженности, суд первой инстанции учитывал, что в период с 1 января 2012 года по 31 мая 2012 года истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в ГУ МВД России по Кемеровской области, а потому за этот период сумма недоплаченной пенсии подлежит взысканию с ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области, а за период с 1 июня 2012 года по 31 июня 2016 года с ГУ МВД России по Ростовской области.
Разрешая вопрос о размере недополученной пенсии, подлежащей взысканию в пользу истца, суд первой инстанции принял во внимание представленный ответчиком контррасчет с учетом применения 55% надбавки за выслугу лет, в соответствии с которым взыскал "данные изъяты" руб, в том числе с ГУ МВД России по Кемеровской области - "данные изъяты" руб, с ГУ МВД России по Ростовской области - "данные изъяты" руб, учитывая положения части 2 статьи 58 Закона N 4468-1, предусматривающей, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Ростовский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции кассатора, занимаемой в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к повторному изложению позиции ответчика и не могут был признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, установивший иной размер надбавки за выслугу лет при стаже от 20 до 25 лет: вместо ранее установленных 55% предусмотрена надбавка 30%.
Порядок применения указанного Федерального закона и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы частями 6, 8-9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (часть 8). При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении и отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Размеры окладов по воинским должностям, должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 1 января 2012 года (часть 9).
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды верно определили и истолковали нормы материального права, указав, что по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежат; перерасчету с 1 января 2012 года (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет). При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитет Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 1 Федерального закона N 309-Ф3 было установлено специальное регулирование исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, а также положений частей указанной статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Закона и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Доводы кассационной жалобы основаны на субъективном и ошибочном толковании норм закона, поскольку, как верно указано судами нижестоящих инстанций, в связи с реформированием с 1 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 года военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. Но если в части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ, то относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что, поскольку пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 года размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Соответственно, отказ ГУ МВД по Ростовской области в перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии обоснованно был признан незаконным. Пенсия в части недоплаченной надбавки за выслугу лет была не получена истцом по вине ответчика, неверно определившего процентный размер надбавки и осуществившего неверный расчет размера пенсии.
Отклоняя аналогичные заявленным в кассационной жалобе доводы о том, что изменение правового регулирования относится и к военным судьям, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения части 8 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, правомерно указал на то, что ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 1 января 2012 года (в том числе и в части надбавки за выслугу лет). В отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации) установлено специальное правовое регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью 2 статьи 43 и пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, а также положений частей 8-11 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ. Следовательно, при определении размера пенсии истцу с 1 января 2012 года надлежало учитывать надбавку за выслугу лет в прежнем размере 55%.
Также обоснованно были отклонены доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности на том основании, что согласно пункта 2 статьи 58 Закона РФ от 11 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Ответчиком неверно был определен процентный размер надбавки недоплата образовалась по вине ответчика, суды обоснованно усмотрели в данном случае вину органа, выплачивающего пенсию, и пришли к закономерному выводу о том, что истец имеет право на выплату пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Кемеровской области по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.