Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-162/2022 (УИД 19RS0001-02-2021-008909-34) по иску Антонова Ивана Анатольевича к Следственному комитету Российской Федерации об установлении факта длительной непрерывной командировки новым местом службы, взыскании северной надбавки и районного коэффициента к заработной плате, компенсации расходов по обустройству на новом месте службы, по кассационной жалобе и дополнениям к кассационной жалобе Антонова Ивана Анатольевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Антонова И.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы и дополнений к кассационной жалобе, возражения представителя Следственного комитета Российской Федерации Локтюхова В.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антонов Иван Анатольевич (далее - Антонов И.А, истец) обратился в суд с иском к Следственному комитету Российской Федерации об установлении факта длительной непрерывной командировки новым местом службы, взыскании северной надбавки и районного коэффициента к заработной плате, компенсации расходов по обустройству на новом месте службы.
В обоснование своих требований указывал на то, что Антонов И.А. в период с 16 декабря 2011 г. по 22 апреля 2021 г. проходил службу в органах Следственного комитета Российской Федерации на разных должностях, откуда уволен 22 апреля 2021 г. в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
В связи с организацией предварительного расследования по уголовному делу N 72067 Антонов И.А. был командирован и "непрерывно" проходил службу в г. Ангарск Иркутской области с 4 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г. (в период с 31 декабря 2013 г. по 3 февраля 2014 г. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, который проходил в г. Ангарск).
В указанный период Антонов И.А. перевез супругу и двух несовершеннолетних детей для постоянного проживания в г. Ангарск.
После 13 апреля 2014 г. Антонов И.А. проходил службу на территории г. Новосибирск, куда вернулся со своей семьей.
В последующем, с 13 апреля 2015 г. для проведения предварительного следствия по уголовному делу N 201/404070-15 Антонов И.А. был командирован в Республику Хакасия. Срок командировки постоянно продлевался (с 13 апреля 2015 г. по 19 апреля 2021 г.). В указанный период членов семьи для постоянного проживания в г. Абакан Антонов И.А. не перевозил.
Антонов И.А. полагает, что г. Ангарск Иркутской области за период с 4 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г, а также г. Абакан Республики Хакасия за период с 13 апреля 2015 г. по 19 апреля 2021 г. будут являться новыми местами службы, в связи с чем у работодателя возникла обязанность по зачету в непрерывный стаж работы на территориях с особыми климатическими условиями, относящимися к районам Севера (к "остальным" районам Севера), где установлен соответствующий районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, и выплатить соответствующую разницу в денежном содержании и разницу за неиспользованные дополнительные дни к отпуску за все указанные периоды.
Кроме того, Антонов И.А. полагает, что работодатель должен возместить ему расходы на его переезд и переезд членов семьи к новому месту службы. О допущенных нарушениях со стороны работодателя Антонову И.А. стало известно только при увольнении в связи с выходом на пенсию, в апреле 2021 года.
Антонов И.А. просил суд признать длительную непрерывную командировку в г..Ангарск Иркутской области в период с 4 февраля 2013 г..по 30 апреля 2014 г..и длительную командировку в г..Абакан Республики Хакасия с 13 апреля 2015 г..по 22 мая 2015 г, с 22 мая 2015 г..по 2 июля 2015 г, с 2 июля 2015 г..по 10 августа 2015 г, с 12 августа 2015 г..по 20 сентября 2015 г, с 21 сентября 2015 г..по 30 октября 2015 г, с 30 октября 2015 г..по 9 декабря 2015 г, с 9 декабря 2015 г..по 29 декабря 2015 г, с 10 января 2016 г..по 28 января 2016 г, с 28 января 2016 г..по 9 марта 2016 г, с 8 марта 2016 г..по 17 апреля 2016 г, с 17 апреля 2016 г..по 27 мая 2016 г, с 15 августа 2016 г..по 24 сентября 2016 г, с 24 сентября 2016 г..по 3 ноября 2016 г, с 3 ноября 2016 г..по 13 декабря 2016 г, с 13 декабря 2016 г..по 29 декабря 2016 г, с 9 января 2017 г..по 17 февраля 2017 г, с 17 февраля 2017 г..по 29 марта 2017 г, с 29 марта 2017 г..по 7 мая 2017 г, с 8 мая 2017 г..по 31 мая 2017 г, с 31 мая 2017 г..по 9 июля 2017 г, с 9 июля 2017 г..по 17 августа 2017 г, с 17 августа 2017 г..по 25 сентября 2017 г, с 25 сентября 2017 г..по 3 ноября 2017 г, с 3 ноября 2017 г..по 12 декабря 2017 г, с 12 декабря 2017 г..по 29 декабря 2017 г, с 9 января 2018 г..по 17 февраля 2018 г, с 18 февраля 2018 г..по 29 марта 2018 г, с 29 марта 2018 г..по 27 апреля 2018 г, с 7 мая 2018 г..по 15 июня 2018 г, с 15 июня 2018 г..по 24 июля 2018 г, с 24 июля 2018 г..по 1 сентября 2018 г, с 4 сентября 2018 г..по 13 октября 2018 г, с 13 октября 2018 г..по 1 ноября 2018 г, с 7 ноября 2018 г..по 16 декабря 2018 г, с 16 декабря 2018 г..по 27 декабря 2018 г, с 9 января 2019 г..по 17 февраля 2019 г, с 20 февраля 2019 г..по 31 марта 2019 г, с 1 апреля 2019 г..по 15 апреля 2019 г, с 15 апреля 2019 г..по 24 мая 2019 г, с 24 мая 2019 г..по 29 мая 2019 г, с 2 июня 2019 г..по 7 июля 2019 г, с 7 июля 2019 г..по 15 августа 2019 г, с 15 августа 2019 г..по 29 августа 2019 г, с 6 сентября 2019 г..по 15 октября 2019 г, с 15 октября 2019 г..по 23
ноября 2019 г, с 23 ноября 2019 г..по 31 декабря 2019 г, с 9 января 2020 г..по 17 февраля 2020 г, с 17 февраля 2020 г..по 27 марта 2020 г, с 27 марта 2020 г..по 5 мая 2020 г, с 5 мая 2020 г..по 13 июня 2020 г, с 13 июня 2020 г..по 22 июля 2020 г, с 22 июля 2020 г..по 30 августа 2020 г, с 10 сентября 2020 г..по 19 октября 2020 г, с 19 октября 2020 г..по 27 ноября 2020 г, с 14 декабря 2020 г..по 11 января 2021 г, с 11 января 2021 г..по 19 февраля 2021 г, с 24 февраля 2021 г..по 4 апреля 2021 г, с 4 апреля 2021 г..по 19 апреля 2021 г..новым местом службы.
Зачесть срок службы в г. Ангарске Иркутской области в период с 4 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г. в г. Абакане Республики Хакасия в период с 13 апреля 2015 г. по 19 апреля 2021 г. в стаж работы на территориях с особыми климатическими условиями, относящихся к "остальным" районам Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Взыскать со Следственного комитета Российской Федерации денежные средства за период прохождения службы последовательно в должностях старшего следователя по ОВД второго следственного отдела следственного управления по Сибирскому федеральному округу (с дислокацией в городе Новосибирск), а далее (в связи с внесением изменений в штат центрального аппарата) в должности старшего следователя по ОВД второго следственного отдела пятого следственного управления (с дислокацией в г..Новосибирск) в виде доплат к заработной плате, компенсаций за неиспользованные дни отпуска, расходы по обустройству на новых местах службы на общую сумму 5479426, 83 руб, денежную компенсацию за неиспользованные дни дополнительного отпуска в количестве 9 календарных дней за период прохождения службы в г..Ангарск Иркутской области в период с 4 февраля 2013 г..по 30 апреля 2014 г..в размере 74443, 23 руб. и в количестве 48 календарных дней за период прохождения службы в г..Абакане Республики Хакасия в период с 13 апреля 2015 г..по 19 апреля 2021 г..в размере 497237, 76 руб, всего на сумму 571680, 99 руб.; дополнительную денежную компенсацию из-за перерасчета начисленной денежной компенсации в размере 4226723, 45 руб. (без вычета налогов) за неиспользованные отпуска за период службы с 2013 по 2021 годы в общем количестве 511 календарных дней с учетом подлежащих дополнительному начислению к ней северной процентной надбавки в размере 30 % к заработной плате и 10 % повышенного районного коэффициента к заработной плате (недоплаченная разница между районными коэффициентами в 20 %, применяемым в Новосибирской области и начисленным на компенсацию за неиспользованные отпуска, и 30 % - применяемым в Республике Хакасия) в размере 1066787, 42 руб.; доплаты в виде ежемесячной северной процентной надбавки в размере 10 % к заработной плате (с учетом предшествующего 1 года стажа работы в особых климатических условиях Севера в г..Ангарск Иркутской области) на сумму 381037, 2 руб. и повышенного районного коэффициента к
заработной плате в 10 % (недоплаченная разница между районными коэффициентами в 20 %, применяемым в Новосибирской области и начисленным на заработную плату, и 30 % - применяемым в Республике Хакасия) за период службы в особых климатических условиях Севера в г..Абакане Республики Хакасия с 13 апреля 2015 г..по 13 апреля 2017 г..на сумму 381037, 2 руб, а всего на общую сумму 762074, 4 руб.; доплаты в виде ежемесячной северной процентной надбавки в размере 20 % к заработной плате (с учетом предшествующих 3 лет стажа работы в особых климатических условиях Севера в г..Ангарск Иркутской области и г..Абакан Республики Хакасия) на сумму 762074, 64 руб. и повышенного районного коэффициента к заработной плате в 10 % (недоплаченная разница между районными коэффициентами в 20 %, применяемым в Новосибирской области и начисленным на заработную плату, и 30 % - применяемым в Республике Хакасия) за период службы в особых климатических условиях Севера в г..Абакане Республики Хакасия с 13 апреля 2017 г..по 13 апреля 2019 г..на сумму 381037, 2 руб, всего на общую сумму 1143111, 84 руб.; доплаты в виде ежемесячной северной процентной надбавки в размере 30 % к заработной плате (с учетом предшествующих 5 лет стажа работы в особых климатических условиях Севера в г..Ангарск Иркутской области и г..Абакан Республики Хакасия) на сумму 1143111, 6 руб. и повышенного районного коэффициента к заработной плате в 10 % (недоплаченная разница между районными коэффициентами в 20 %, применяемым в Новосибирской области и начисленным на заработную плату, и 30 % - применяемым в Республике Хакасия) за период службы в особых климатических условиях Севера в г..Абакане Республики Хакасия с 13 апреля 2019 г..по 19 апреля 2021 г..на сумму 381037, 2 руб, а всего на общую сумму 1524148, 8 руб.; денежную компенсацию за расходы по обустройству на новом месте службы в г..Ангарск Иркутской области в период с 4 февраля 2013 г..по 30 апреля 2014 г..- из расчета на истца - 2, 5 месячного должностного оклада; на супругу -
1, 5 месячного должностного оклада; на двоих детей - 2 должностных окладов на общую сумму 145278, 84 руб.; денежную компенсацию за расходы по обустройству на новом (прежнем) месте службы в г..Новосибирске Новосибирской области после 30 апреля 2014 г..(после возвращения из г..Ангарск) - из расчета на истца - 2, 5 месячного должностного оклада; на супругу - 1, 5 месячного должностного оклада; на двоих детей - 2 должностных окладов на общую сумму 145278, 84 руб.; денежную компенсацию за расходы по обустройству на новом месте службы в г..Абакане Республики Хакасия в период с 13 апреля 2015 г..по 19 апреля 2021 г..- из расчета на истца - 2, 5 месячного должностного оклада на общую сумму 60532, 85 руб.; денежную компенсацию за расходы по обустройству на новом (прежнем) месте службы в г..Новосибирске Новосибирской области после 19 апреля 2021 г..(после возвращения из г..Абакан) - из расчета на истца - 2, 5 месячного должностного оклада на общую сумму 60532, 85 руб.
Определением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 октября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия.
Определением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 октября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Пятое следственное управление (с дислокацией в г. Новосибирск) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
Определением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление следственного комитета по Иркутской области.
Определением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 января 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Следственное управление по Новосибирской области.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 марта 2022 г. принят отказ истца Антонова И.А. от исковых требований в части взыскания со Следственного комитета Российской Федерации денежных средств в виде денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска в количестве 9 календарных дней за период прохождения службы в г. Ангарск Иркутской области в период с 4 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г. в размере 74443, 23 руб. и в количестве 48 календарных дней за период прохождения службы в г. Абакане Республики Хакасия в период с 13 апреля 2015 г. по 19 апреля 2021 г. в размере 497237, 76 руб, всего на сумму 571680, 99 руб. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 марта 2022 г. исковые требования Антонова И.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 июня 2022 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе Антонов И.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Следственным комитетом Российской Федерации поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Антонов И.А. с 7 сентября 2007 г. проходил службу в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Кемеровской области.
Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 664-кца подполковник юстиции Антонов И.А. назначен на должность следователя по особо важным делам первого следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (с дислокацией в г. Новосибирске) с должностным окладом в размере 78% от должностного оклада первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации. За сложность, напряженность и высокие достижения в службе ему установлена доплата в размере 2 % должностного оклада с даты назначения на должность.
Дополнительным соглашением N 021/59 от 2 марта 2012 г. к трудовому договору от 7 сентября 2007 г. N 59 внесены изменения в абзац 1 раздела 5 трудового договора, согласно которым сотруднику устанавливается ненормированный рабочий день.
В последующем на основании приказов Следственного комитета Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 505-кца, от 6 июля 2012 г. N 612-кца, от 10 сентября 2014 г. N 613-кца подполковник юстиции Антонов И.А. назначался на должность старшего следователя по особо важным делам в различные следственные отделы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (с дислокацией в г. Новосибирске) с должностным окладом в размере 80% от должностного оклада первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, с сохранением ранее установленных доплат и других выплат, о чем сторонами подписаны соглашения N 01/59 от 14 июня 2012 г. к трудовому договору от 7 сентября 2007 г. N 59, и с 10 сентября 2014 г. он назначен во второй следственный отдел пятого следственного управления (с дислокацией в г. Новосибирске) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно справке руководителя второго следственного отдела пятого следственного управления (с дислокацией в г. Новосибирске) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 305/2-10-2021 4 февраля 2013 г. Антонову И.А. поручено производство расследования по уголовному делу N 72067 по обвинению бывшего сотрудника милиции Попкова М.В. в совершении на территории г. Ангарска Иркутской области серийных преступлений, предусмотренных статьями 131, 132 и 105 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В период с 4 февраля 2013 г. до 14 мая 2014 г. уголовное дело в отношении Попкова М.В. (после выделения в отдельное производство для завершения расследования присвоен N 49512) расследовалось в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу следственной группой под руководством старшего следователя второго следственного отдела Антонова И.В, в состав следственной группы также были включены следователи следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области.
13 апреля 2015 г. в связи с произошедшими на территории Республики Хакасия массовыми пожарами, Антонов И.А. включен в состав следственной группы для расследования уголовного дела N 201/404070-15, возбужденного по признакам преступлений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, и по распоряжению руководства Следственного комитета Российской Федерации был командирован в Республику Хакасия.
В г..Ангарске и г..Абакане истец находился в командировках в периоды с 13 апреля 2015 г..по 22 мая 2015 г, с 22 мая 2015 г..по 2 июля 2015 г, с 2 июля 2015 г..по 10 августа 2015 г, с 12 августа 2015 г..по 20 сентября 2015 г, с 21 сентября 2015 г..по 30 октября 2015 г, с 30 октября 2015 г..по 9 декабря 2015 г, с 9 декабря 2015 г..по 29 декабря 2015 г, с 10 января 2016 г..по 28 января 2016 г, с 28 января 2016 г..по 9 марта 2016 г, с 8 марта 2016 г..по 17 апреля 2016 г, с 17 апреля 2016 г..по 27 мая 2016 г, с 15 августа 2016 г..по 24 сентября 2016 г, с 24 сентября 2016 г..по 3 ноября 2016 г, с 3 ноября 2016 г..по 13 декабря 2016 г, с 13 декабря 2016 г..по 29 декабря 2016 г, с 9 января 2017 г..по 17 февраля 2017 г, с 17 февраля 2017 г..по 29 марта 2017 г, с 29 марта 2017 г..по 7 мая 2017 г, с 8 мая 2017 г..по 31 мая 2017 г, с 31 мая 2017 г..по 9 июля 2017 г, с 9 июля 2017 г..по 17 августа 2017 г, с 17 августа 2017 г..по 25 сентября 2017 г, с 25 сентября 2017 г..по 3 ноября 2017 г, с 3 ноября 2017 г..по 12 декабря 2017 г, с 12 декабря 2017 г..по 29 декабря 2017 г, с 9 января 2018 г..по 17 февраля 2018 г, с 18 февраля 2018 г..по 29 марта 2018 г, с 29 марта 2018 г..по 27 апреля 2018 г, с 7 мая 2018 г..по 15 июня 2018 г, с 15 июня 2018 г..по 24 июля 2018 г, с 24 июля 2018 г..по 1 сентября 2018 г, с 4 сентября 2018 г..по 13 октября 2018 г, с 13 октября 2018 г..по 1 ноября 2018 г, с 7 ноября 2018 г..по 16 декабря 2018 г, с 16 декабря 2018 г..по 27 декабря 2018 г, с 9 января 2019 г..по 17 февраля 2019 г, с 20 февраля 2019 г..по 31 марта 2019 г, с 1 апреля 2019 г..по 15 апреля 2019 г, с 15 апреля 2019 г..по 24 мая 2019 г, с 24 мая 2019 г..по 29 мая 2019 г, с 2 июня 2019 г..по 7 июля 2019 г, с 7 июля 2019 г..по 15 августа 2019 г, с 15 августа 2019 г..по 29 августа 2019 г, с 6 сентября 2019 г..по 15 октября 2019 г, с 15 октября 2019 г..по 23 ноября 2019 г, с 23 ноября 2019 г..по 31 декабря 2019 г, с 9 января 2020 г..по 17 февраля 2020 г, с 17 февраля 2020 г..по 27 марта 2020 г, с
27 марта 2020 г..по 5 мая 2020 г, с 5 мая 2020 г..по 13 июня 2020 г, с 13 июня 2020 г..по 22 июля 2020 г, с 22 июля 2020 г..по 30 августа 2020 г, с 10 сентября 2020 г..по 19 октября 2020 г, с 19 октября 2020 г..по 27 ноября 2020 г, с 14 декабря 2020 г..по 11 января 2021 г, с 11 января 2021 г..по 19 февраля 2021 г, с 24 февраля 2021 г..по 4 апреля 2021 г, с 4 апреля 2021 г..по 19 апреля 2021 г..
Разрешая исковые требования Антонова И.А. о признании длительных периодов нахождения в командировках с 4 февраля 2013 г..по 30 апреля 2014 г..в г..Ангарске Иркутской области, с 13 апреля 2015 г..по 19 апреля 2021 в г..Абакане Республики Хакасия новым местом службы, в связи с чем у работодателя возникла обязанность по зачету в непрерывный стаж работы на территориях с особыми климатическими условиями, относящимися к районам Севера (к "остальным" районам Севера), где установлен соответствующий районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, а также обязанность по оплате расходов на переезд к новому месту службы, суд первой инстанции исходил из того, что по условиям трудового договора для выполнения служебного поручения вне места постоянной службы истец по распоряжению представителя наймодателя может быть направлен в служебную командировку на определенный срок; командировки имели определенный срок; на период командировок Антонов И.А. проживал в гостиницах и снимаемых в наем квартирах, оплата за которые производилась за счет предоставляемых ему командировочных средств; контроль за расследованием уголовного дела и процессуальной деятельностью следователя Антонова И.А. осуществлялся руководством следственного управления по Сибирскому федеральному округу; Антонову И.А. руководством следственного управления по Сибирскому федеральному округу не поручалось выполнение служебных задач, включая проведение процессуальных проверок и расследование уголовных дел по месту постоянной службы в г..Новосибирске; специфика деятельности пятого следственного управления (с дислокацией в г..Новосибирске) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации предусматривает оперативное и качественное расследование преступлений по поручению Председателя Следственного комитета Российской Федерации и его заместителей в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также полномочиями,
установленными правовыми актами Следственного комитета, в том числе по наиболее сложным уголовным делам и уголовным делам о преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс, совершенных на территории Сибирского федерального округа.
Установив данные обстоятельства и проанализировав положения статей 166, 167, 168 части первой статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения "Об особенностях направления работников в служебные командировки", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорные периоды Антонов А.И. в составе специально созданных следственных групп осуществлял предварительное расследование уголовных дел, находящихся в производстве пятого следственного управления Главного следственного отдела Следственного комитета России, что входило в круг его должностных обязанностей, иных обязанностей он не выполнял, необходимость направления для прохождения службы в другой местности отсутствовала, поэтому факт командирования сотрудника для выполнения возложенных на него обязанностей, соответствующих целям и задачам Следственного Комитета Российской Федерации и второго следственного отдела пятого следственного управления (с дислокацией в г. Новосибирске) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации не может свидетельствовать о прохождении им службы в г. Ангарске Иркутской области за период с 4 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г, а также в г. Абакане Республики Хакасия за период с 13 апреля 2015 г. по 19 апреля 2021 г, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о признании длительных периодов нахождения в командировках г. Ангарске Иркутской области и в г. Абакане Республики Хакасия новым местом службы.
Поскольку не установлено оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований, суд первой инстанции отказал и в удовлетворении исковых требований о зачете указанных периодов в непрерывный стаж работы на территориях с особыми природно-климатическими условиями Севера, выплате недоначисленных сумм районных коэффициентов и процентных надбавок, выплате компенсации за переезд к новому месту службы.
Кроме того, суд первой инстанции применил положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, учел, что истец ежемесячно получал денежное содержание, о его составных частях знал, однако иск предъявил за пределами срока на обращение в суд с иском.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов. В соответствии с пунктом 3 данной статьи военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации" (часть 3 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", за нагрудный знак "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно части второй статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с положениями статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть 2 статьи 316, статья 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 Трудовым кодексом Российской Федерации - прямая обязанность работодателя.
Пунктом 1 постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 25 февраля 2016 г. N 372-па на территории Ангарского городского округа установлен районный коэффициент 1, 3.
На основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 28 сентября 2006 г. N 241 на территории республики установлен районный коэффициент 1, 3.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Поскольку истец при выполнении трудовых обязанностей направлялся работодателем в командировки в г. Ангарск Иркутской области и г. Абакан Республики Хакасия, руководствуясь положениями статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из отсутствия у ответчика обязанности по начислению и выплате истцу районного коэффициента и Северной надбавки за работу в этих местностях, а также расходов на обустройство на новом месте службы.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что согласно положениям пункта 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусмотрено, что работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, не предоставляются.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности по заработной плате, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец осуществлял работу, связанную с командировками. Заработная плата начислена в соответствии с условиями заключенного служебного контракта.
Суды правомерно исходили из того, что доказательств нахождения истца в подчинении Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия, Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, выполнения им должностных обязанностей по поручению данных следственных органов не имеется.
Направление истца в командировки осуществлялось представителем нанимателя в соответствии с требованиями статей 166, 167, 168 Трудового кодекса Российской Федерации и Положения "Об особенностях направления работников в служебные командировки", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, а именно издавались соответствующие распоряжения о направлении истца в командировку на определенный период, выдавались командировочные расходы на проезд к месту командировки и обратно, на проживание в местах командировки, а также суточные. При этом по возвращении из командировок истец сдавал авансовые отчеты об использовании выданных ему командировочных расходов.
Факт того, что прохождение службы в г. Ангарске и г. Абакане являлось непрерывным, а срок командировок в количестве 40 дней оформлялся представителем нанимателя формально, поскольку его направляли 19 раз, самый длительный непрерывный срок нахождения в другом городе составлял 3 месяца, перерывы между командировками составляли от 1 до 4 дней, а в г. Абакан Республики Хакасия его командировали 60 раз и самый длительный срок нахождения в данном регионе составлял 11 месяцев, не свидетельствуют об изменении места службы истца, поскольку было обусловлено длительностью расследования уголовных дел, находящихся в производстве соответствующего следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
Суды обоснованно приняли во внимание, что, давая согласие на перевод в пятое следственное управление (с дислокацией в г. Новосибирске) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, в полномочия которого входит расследование наиболее сложных уголовных дел и уголовных дел о преступлениях, вызвавших большой общественный резонанс, совершенных на территории Сибирского федерального округа, истец должен был знать, что его служба будет связана с участием в расследовании уголовных дел на территории всего Сибирского федерального округа, а не только в г. Новосибирске.
То обстоятельство, что условия его работы в период командировок были аналогичными, как и у следователей следственных подразделений Иркутской области и Республики Хакасия, и что ему всегда предоставлялось рабочее место, оборудованное необходимой мебелью и бытовой техникой, которое закреплялось за ним, правомерно не расценены судами в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку не подтверждают перевода истца на новое место службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к кассационной жалобе Антонова Ивана Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.