Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитника адрес по доверенности фио на постановление заместителя начальника ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 18 февраля 2021 года N 18810377219120001833, на решение судьи Бутырского районного суда адрес от 19 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, в отношении адрес, установил:
постановлением адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с таким актом должностного лица ОГИБДД, защитник общества подал на него жалобу в Бабушкинский районный суд адрес, определением судьи которого от 05 марта 2021 года данная жалоба с иными материалами на рассмотрение по территориальной подсудности направлена в Бутырский районный суд адрес, решением судьи которого 19 октября 2021 года данное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник адрес по доверенности фио обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданных жалоб, согласно которым, вина общества во вменяемом правонарушении не доказана; судьей районного суда не дана должная оценка правовой позиции стороны защиты, представленным доказательствам, которые свидетельствуют о том, что цветографическая схема транспортного средства общества не сходна до степени смешения с цветографической схемой автомобилей оперативных служб; не применены нормы права, подлежащие применению по данной категории дел; немотивированно не принята во внимание консультация технического специалиста Института независимой автотехнической экспертизы межрегиональных автомобильно-дорожных исследований N07\21 от 03 февраля 2021 года; пропущен установленный КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч.2 ст.12.4 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель адрес, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобах доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы настоящего дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, допросив свидетеля, оснований для отмены или изменения оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере сумма прописью; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
В адрес положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Незаконное нанесение на транспортное средство цветографической схемы легкового такси влечет ответственность по ч. 3 статьи 12.4 КоАП РФ.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N877 установлено понятие цветографической схемы, под которой понимается графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружную поверхность транспортного средства.
Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам, надписям, специальным световым и звуковым сигналам транспортных средств оперативных служб содержатся в подразделе 2.4 приложения N6 к техническому регламенту ТР ТС 018/2011, согласно которому цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из основного цвета наружных поверхностей транспортного средства; декоративных полос; информационных надписей; опознавательных знаков. На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы. Цвета и размеры элементов, применяемые в цветографических схемах, а также содержание информационных надписей устанавливаются государствами - членами Таможенного союза.
Данные Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
Также исчерпывающий перечень транспортных средств (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, следственных органов Следственного комитета РФ, ФСКН России), которые должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, определен в п. 1 Требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 года N548, в соответствии с Приложениями N1 и N2 которого автомобили скорой медицинской помощи классов А и В лимонного или белого цвета, автомобили класса С (реанимобили) лимонного цвета должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы красного цвета, и должны содержать в качестве информационной надписи и опознавательных знаков слова "Скорая медицинская помощь" для реанимобилей - "Скорая медицинская помощь" и "реанимация", наименование медицинской организации и гаража (номер станции, подстанции), эмблему "Красный Крест".
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 14.04 час. 21 декабря 2020 года по адресу: адрес, 84-ый км. МКАД, внутренняя сторона, инспектором БДД отделения технического надзора ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес выявлено, что адрес, в нарушение требований пункта адрес положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, допустило незаконное нанесение на наружные поверхности принадлежащего на праве собственности транспортного средства марки "Сикар-М 3868-02", регистрационный знак ТС, специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям в жалобе, факт совершения адрес указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела и исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, определениями о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении адрес и проведении административного расследования от 23 декабря 2020 года, о продлении срока административного расследования; карточками учета контрольной проверки патруля; рапортом инспектором БДД отделения технического надзора ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес о выявлении административного правонарушения по ч.3 ст.12.4 КоАП РФ в действиях адрес; свидетельством о регистрации транспортного средства, согласно которому, собственником транспортного средства марки "Сикар-М 3868-02", регистрационный знак ТС, является адрес; путевым листом от 21 декабря 2020 года, выданным адрес на вышеназванное транспортное средство; фотоматериалом, на котором зафиксировано данное транспортное средство; письменными объяснениями водителя указанного автомобиля фио, из которых следует, что специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб на транспортное средство марки "Сикар-М 3868-02" нанесены в августа 2020 года, после постановки его на учет в ГИБДД, оно используется для перевозки медицинских работников адрес и пациентов; протоколом об административном правонарушении от 21 декабря 2020 года в отношении фио по ч.6 ст.12.5 КоАП РФ, в связи с управлением транспортным средством, на наружной поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, в данном случае - скорой медицинской помощи, а именно: основной цвет транспортного средства белый, на боковых поверхностях нанесены горизонтальные полосы красного цвета, на передней и задней части нанесены эмблемы "Красный Крест"; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении адрес, согласно которой, основным видом деятельности данного юридического лица является общая врачебная
практика: протоколом по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2020 года в отношении адрес, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, указан нормативный правовой акт, нарушение которого вменяется обществу, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о составлении протокола в 10.10 час. 11 февраля 2020 года путем направления уведомления по адресу места нахождения юридического лица, внесенному в ЕГРЮЛ, которое было вручено почтальоном адресату под расписку 28 декабря 2020 года, что подтверждается текстом указанного уведомления, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N12933754010177, копия протокола для сведения также направлена в адрес общества, все сведения, установленные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами правоохранительных органов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем правомерно судьей районного суда положены в основу выводов о доказанности вины привлекаемого к ответственности лица во вменяемом правонарушении.
Исполнение сотрудниками ОГИБДД, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе, обеспечение дорожной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Приобщенный к материалам дела фотоматериал, полученный в рамках проведения административного расследования по настоящему делу, на котором зафиксировано транспортное средство адрес марки "Сикар-М 3868-02", регистрационный знак ТС, на наружной поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобиля скорой медицинской помощи, а именно: основной цвет транспортного средства белый, на боковых поверхностях нанесены горизонтальные полосы красного цвета, на передней и задней части нанесены эмблемы "Красный Крест", а также наименование медицинской организации, является приложением к протоколу об административном правонарушении, содержит подпись должностного лица, получившего данный фотоматериал, с печатью ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которое получило надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания видеозаписей и фотоматериала доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Кроме того, изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства выявления административного правонарушения в действиях адрес согласуются с показаниями допрошенного в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве свидетеля государственного инспектора технического надзора ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио, согласно которым, при установленных обстоятельствах 21 декабря 2020 года им было остановлено транспортное средство марки "Сикар-М 3868-02", регистрационный знак ТС, под управлением водителя фио, представившим путевой лист, выданный адрес, на котором были незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобиля скорой медицинской помощи, как того требует государственный стандарт Российской Федерации: основной цвет наружных поверхностей транспортного средства - белый, на боковых поверхностях нанесены декоративные горизонтальные полосы красного цвета, на передней и задней части - эмблемы "Красный Крест", а также нанесено наименование медицинской организации - адрес, "Многопрофильный медицинский центр" и информационные надписи, которые в своей взаимосвязи были совершенно идентичны цветографическим схемам транспортных средств оперативных служб, с учетом того, что для этого достаточно всего лишь нескольких элементов, предусмотренных Требованиями к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, что вводит в заблуждение других участников дорожного движения относительно наличия у оборудованного подобным образом транспортного средства права на преимущество в движении, им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении указанного водителя по ч.6 ст.12.5 КоАП РФ, при составлении которого фио пояснял, что он осуществляет перевозку медицинского персонала адрес и больных пациентов, оснований не доверять которым не имеется, поскольку изложенные показания последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом,
непосредственно выявившим административное правонарушение, составившим протокол об административном правонарушении, которому известны обстоятельства, входящие в предмет доказывания по рассматриваемому делу об административном правонарушении, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 29 мая 2007 года N346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4 КоАП РФ, заключается в незаконном нанесении на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица, с субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется только умышленной формой вины.
В абз.6 п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что ч асть 3 статьи 12.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в том числе за незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб. Для целей применения названных статей следует иметь в виду, что цветографическая схема, нанесенная на наружные поверхности транспортных средств оперативных служб в соответствии с государственным (национальным) стандартом Российской Федерации, состоит из следующих элементов: основного цвета наружных поверхностей транспортного средства, декоративных полос, информационных надписей, опознавательных знаков. При этом необходимо учитывать, что в том случае, когда нанесенные на транспортное средство цветографические схемы с учетом композиционной взаимосвязи имеющихся элементов (всех или нескольких из перечисленных выше) сходны до степени смешения с цветографическими схемами транспортных средств оперативных служб, действия лица подлежат квалификации по одной из названных выше норм.
Анализ вышеназванного фотоматериала в совокупности с письменными показаниями предупрежденного об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ водителя фио, показаниями должностного лица ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с учетом основного вида деятельности привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которым является общая врачебная практика, позволяет прийти к выводу о том, что на транспортном средстве адрес незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобиля скорой медицинской помощи, как это предусмотрено государственным стандартом Российской Федерации, а именно: основной цвет наружных поверхностей транспортного средства - белый, на боковых поверхностях нанесены декоративные горизонтальные полосы красного цвета, на передней и задней части нанесены эмблемы "Красный Крест", а также нанесены наименование медицинской организации и информационные надписи, которые в своей взаимосвязи были сходны до степени смешения с цветографическими схемами транспортных средств оперативных служб, к которым относится автомобиль скорой медицинской помощи, и от которого указанное транспортное средство существенно не отличалось, на нем общество осуществляло перевозку медицинских работников и своих пациентов, что является нарушением требований пункта адрес положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, и что составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, в связи с чем действия общество судьей районного суда правильно квалифицированы по указанной норме.
Также следует отметить, сам факт наличия на принадлежащем адрес транспортном средстве специальных цветографических схем, надписей и эмблем автомобиля скорой медицинской помощи стороной защиты не отрицалось ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в суд апелляционной инстанции жалобе.
Ссылки в жалобе на выводы технического специалиста Института независимой автотехнической экспертизы межрегиональных автомобильно-дорожных исследований N07\21 от 03 февраля 2021 года, не опровергают выводов судьи районного суда, с учетом того, что представленные выводы являются лишь письменной консультацией специалиста, полученной по инициативе привлекаемого к административной ответственности адрес, оплатившего его услуги, при проведении которого требования ст. 25.9 КоАП РФ соблюдены не были, с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, специалист в полном объеме не знакомился, за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ не предупреждался, выводы данного специалиста противоречат совокупности представленных в материалы дела иных доказательств.
Доводы стороны защиты об отсутствии на транспортном средстве общества основного признака автомобиля скорой медицинской помощи - специального звукового сигнала и маячков синего цвета, что позволяет отличить его от автомобиля оперативных служб, не могут повлечь удовлетворение жалобы, так как установка на транспортном средстве спереди световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а также световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям конструкции транспортного средства, в нарушение положений пунктов 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, влечет административную ответственность по ч.1 ст.12.4 КоАП РФ, а установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.4 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела обществу вменяется незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.
При рассмотрении данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.12.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Принимая во внимание, что административное правонарушение по ч.3 ст.12.4 КоАП РФ выявлено 21 декабря 2020 года, административной ответственности адрес подвергнуто постановлением должностного лица административного органа 18 февраля 2021 года, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, вопреки позиции автора жалоб, не истек.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения в области дорожного движения, конкретных обстоятельств дела, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника ОГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 18 февраля 2021 года N 18810377219120001833, решение судьи Бутырского районного суда адрес от 19 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.4 КоАП РФ, в отношении адрес оставить без изменения, жалобы защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.