Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе с дополнениями Буйденко Я.О. на решение судьи Щербинского районного суда Москвы от 07 февраля 2022 года, которым постановление N 226/17/2021 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Буйденко Я.О. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, УСТАНОВИЛ:
08 февраля 2021 года в отношении Буйденко Я.О. государственным инспектором по использованию и охране земель государственного земельного надзора Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве составлен протокол N 99 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Постановлением N 226/17/2021 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 09 марта 2021 года Буйденко Я.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанными постановлением, Буйденко Я.О. подал жалобу в Щербинский районный суд Москвы, в которой просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам жалобы.
Решением судьи Щербинского районного суда Москвы 07 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Буйденко Я.О. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит производство по делу прекратить по доводам жалобы.
Буйденко Я.О. судебное заседание не явился, направил защитника по доверенности фио, который доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, поддержал в полном объёме.
Специалист эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве фио возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление и решение законными и обоснованными.
Изучив поступившие материалы, проверив доводы жалобы и дополнений, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не усматриваю.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на должностных лиц - от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью; на юридических лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 24 декабря 2013 года N 2153-О, от 24 марта 2015 года N 671-О, от 23 июня 2015 года N 1453-О и от 28 февраля 2017 года N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.
На основании п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п.4 ст.1 Закона Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" все земли в адрес относятся к категории земель населенных пунктов.
Пунктом 1 ч.6 ст.30 ГК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки в адрес утверждены Постановлением Правительства Москвы N 120-ПП от 28 марта 2017 года.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в адрес в соответствии со ст.3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в адрес.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в адрес утвержден постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых было установлено до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В силу п.1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес", Департамент городского имущества адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности адрес, и земельными участками, находящимися на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории адрес.
Разрешенное использование земельного участка в силу п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст.16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положениям ст.12 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.
В соответствии с п.1 ст.26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положениям ст.14 вышеуказанного федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в них сведений и требования к их заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела следует, что 03 марта 2021 года в 12 час.00 мин должностными лицами при проверке земельного участка с кадастровым номером 50:26:0171103:58, расположенного по адресу: Москва, адрес, уч-к 3, установлено, что Буйденко Я.О. в нарушение ст.42 ЗК РФ использует земельный участок с кадастровым номером 50:26:0171103:58, площадью 2031 кв.м, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель (разрешенным использованием), а именно: для размещения общежития.
Действия Буйденко Я.О. квалифицированы по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Буйденко Я.О. в его совершении подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, вопреки доводам изложенных в жалобе: протоколом N 99 об административном правонарушении от 08 февраля 2021 года; протоколом осмотра территории от 03 марта 2021 года; схематическим чертежом земельного участка; фототаблицей; записями Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; материалами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы; иными, имеющимися в деле доказательствами.
Всем доказательствам по делу судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Кроме этого, из общедоступных сведений, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, видно, что по вышеназванному адресу расположено общежитие (имеется реклама общежития с указанием цены и условий проживания, отзывы и т.п.)
Согласно подп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.4 ст.71 ЗК РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.5 ст.71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по
результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Вопреки доводам жалобы, нарушений прав Буйденко Я.О. административным органом в ходе проверки не допущено, все полученные в рамках производства по делу доказательства являются допустимыми.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Буйденко Я.О. в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуальной жилой застройки в установленном законом порядке изменен Буйденко Я.О. на вид разрешенного использования: под размещение общежития.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Буйденко Я.О. имелась, доказательства принятия всех зависящих от Буйденко Я.О. мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Буйденко Я.О.
Ссылка заявителя на то, что протокол по делу об административном правонарушении от 08 февраля 2021 является недопустимым доказательством, поскольку составлен неуполномоченным лицом, нельзя принять во внимание в соответствии с п.8 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы при составлении протокола по делу об административном правонарушении присутствовал представитель Буйденко Я.О. - Буйденко О.Н, которая выразила своё несогласие с вменённым правонарушением, с протоколом под подпись ознакомлена, копию протокола получила. (том 1 л.д.83-85).
Довод заявителя, что ходатайства, поданные должностному лицу и судье районного суда при рассмотрении жалобы, не рассмотрены, является голословным и опровергается материалами дела. (том 1 л.д.47-48, л.д.242-243)
Утверждение Буйденко Я.О. о нарушении правил подведомственности при рассмотрении жалобы на постановление является несостоятельным.
Согласно п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 и ст.29.10 КоАП РФ.
То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, вмененного в вину, а не местом нахождения соответствующего органа.
Также в материалах дела имеется определение судьи Басманного районного суда Москвы от 10 августа 2021 года о направлении жалобы Буйденко Я.О. на постановление N 226/17/2021 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ по подведомственности в Щербинский районный суд. (том 1 л.д.134-136). Указанное определение в своей правильности сомнений не вызывает и соответствует вышеуказанным нормам.
Рассмотрение дел по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ подведомственно Федеральной службе РФ государственной регистрации, кадастра и картографии.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст.1, 7, 8, 42 ЗК РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Буйденко Я.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено Буйденко Я.О. в пределах санкции ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления и решения по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Щербинского районного суда Москвы от 07 февраля 2022 года, постановление N 226/17/2021 заместителя главного государственного инспектора Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы РФ государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Буйденко Ярослава Олеговича оставить без изменения, его жалобу с дополнениями без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.