Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Нурметова Н.Я. адвоката Рамазанова М.Я. на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-1101/2021 по административному исковому заявлению Нурметова Н.Я. к Хасавюртовскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права на земельный участок, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на земельный участок и взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нурметов Н.Я. обратился в суд с административным иском к Хасавюртовскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее также - отдел), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее также - Управление Росреестра по Республике Дагестан) о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права на земельный участок, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права на земельный участок и взыскании судебных расходов.
В обоснование своих требований указал, что на его обращение в Управление Росреестра по Республике Дагестан с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", 24 сентября 2021 г. уведомлением N сообщено о приостановлении государственной регистрации права сроком до 24 декабря 2021 г. со ссылкой на подпункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с непредставлением акта отвода земельного участка, протокола общего собрания дольщиков о выделе пая. Считает действия отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан по приостановлению регистрационного действия незаконным, поскольку вышеуказанный земельный участок выделен ему еще в 1994 году, в связи с чем нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на который сослался административный ответчик в своем уведомлении, не применимы. Просил признать незаконными действия Хасавюртовского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан по приостановлению государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и возложить на административного ответчика обязанность произвести государственную регистрацию права земельного участка, а также взыскать государственную пошлину, уплаченную им при подаче административного искового заявления.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 7 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 августа 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 сентября 2022 г, представитель Нурметова Н.Я. адвоката Рамазанова М.Я. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 названного закона государственная регистрация прав включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в качестве основания для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав названо, в частности, непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Нурметов Н.Я. 14 сентября 2021 г. обратился в Управление Росреестра по Республике Дагестан Хасавюртовский межмуниципальный отдел с заявлением о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в качестве основания для регистрации им представлена архивная выписка от 28 декабря 2007 г. N из постановления администрации Хасавюртовского района от 24 мая 1994 г. N, выданная муниципальным архивом Хасавюртовского района. Названным постановлением выделена доля земельного пая для организации крестьянских (фермерских) хозяйств из земель совхоза "Курушский" гражданам из расчета 1, 39 га согласно прилагаемому списку, в том числе Нурметову Нурмету (N), данным постановлением также в связи с объединением крестьянских (фермерских) хозяйств согласно протоколу от 21 ноября 1993 г. N в производственный кооператив коллективного предприятия "Куруш" Госакт на право владения землей постановлено выдать сельскому кооперативу "Куруш", Хасавюртовскому райкомзему поручено произвести соответствующий отвод земель в натуре.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости поставлен на кадастровый учет 12 августа 2021 г. без определения границ и местоположения земельного участка.
Уведомлением от 24 сентября 2021 г. N Управлением Росреестра по Республике Дагестан заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации права сроком до 24 декабря 2021 г. со ссылкой на подпункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с непредставлением акта отвода земельного участка, протокола общего собрания дольщиков о выделе пая в соответствии со статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Считая свои права и законные интересы нарушенными, Нурметов Н.Я. обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Управления Росреестра по Республике Дагестан о приостановлении государственной регистрации земельного участка. При этом исходил из того, что земельный пай Нурметову Н.Я. выделен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, с объединением в производственный кооператив, кадастровый учет выделяемого пая в соответствии с требованиями действующего на период возникших отношений не был произведен, местоположение не определено, земельный участок поставлен на кадастровый учет 12 августа 2021 г. без определения границ земельного участка и его местоположения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса РСФСР, статьями 8, 9 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. (действовавшими на момент возникших отношений), решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается Советом депутатов, который изымает такие участки из земель сельскохозяйственных предприятий; крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом депутатов после выдачи государственного акта на землю или подписания договора аренды и приобретает статус юридического лица после его регистрации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" устанавливалось, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными (абзацы первый, второй, четвертый, седьмой пункта 3 названного выше Указа N 1767).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела, в качестве документа, подтверждающего право заявителя на земельный участок, в регистрирующий орган была представлена архивная выписка из постановления от 24 мая 1994 г. N 296 "О выделении доли земельного пая для организации крестьянских (фермерских) хозяйств из земель совхоза "Курушский" Хасавюртовского района" (Основание: фонд N, опись N, ед.хр. N, стр-233. Выписка из приложения к постановлению N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно содержанию данного постановления, администрация Хасавюртовского района, рассмотрев заявления работников совхоза "Курушский" о выходе их из состава совхоза и получения доли земельного пая, заключение Хасавюртовского райкомзема, постановлено выделить долю земельного пая для организации крестьянских (фермерских) хозяйств из земель совхоза "Курушский", гражданам из расчета 1, 39 га согласно прилагаемого списка, в том числе Нурметову Н.Я. (N) (пункт 1). В связи с тем, что вышеперечисленные крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются согласно протоколу от 21 ноября 1993 г. N в производственный кооператив коллективного предприятия "Куруш" Госакт на право владения землей выдать сельскому кооперативу "Куруш". Хасавюртвскому райкомзему произвести соответствующий отвод земель в натуре (пункт 2).
Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, процедура выделения которой предусмотрена положениями названного закона с учетом прав и интересов других участников общей собственности.
Таким образом, поскольку акт отвода земель, как предусмотрено в вышеприведенном постановлении, административным истцом не представлен, площадь земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, уточнение местоположения границы земельного участка не имеется, а также при отсутствии сведений о распоряжении заявителем земельным паем с передачей в кооператив в соответствии с названным постановлением, оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Республике Дагестан о приостановлении регистрационного действия по указанным в решении основаниям является не имелось.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам жалобы нормы материального права судами правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 7 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Нурметова Н.Я. адвоката Рамазанова М.Я. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.