Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Масалова А.А, Масаловой А.А, Масаловой Т.И, Митрияевой М.А, Рыкова Ю.Ф, Рыковой О.А, Ставцева А.А, Ставцевой О.В, Фролова С.И. на решение Советского районного суда г. Орла от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Масалова А.А, Масаловой А.А, Масаловой Т.И, Митрияевой М.А, Рыкова Ю.Ф, Рыковой О.А, Ставцева А.А, Ставцевой О.В, Фролова С.И. к муниципальному образованию "город Орел" в лице администрации г. Орла, муниципальному казенному учреждению "Управление коммунальным хозяйством г. Орла", муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Городской спортивно-оздоровительный центр" о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя администрации г. Орла Быковской С.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Масалов А.А, Масалова Т.И, Масалова А.А, Фролов С.И, Ставцев А.А, Ставцева О.В, Рыков Ю.Ф, Рыкова О.А, Митряева М.А. обратились в суд с названным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просили признать незаконным бездействие администрации г..Орла, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участков дорог от "адрес" в "адрес" до "адрес"; возложить на администрацию г..Орла обязанность определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах от "адрес" в "адрес" до "адрес", после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог; после чего обязать МКУ "УКХ г..Орла" организовать на указанных автомобильных дорогах проведение ремонта; возложить на администрацию г..Орла обязанность оборудовать часть дороги от "адрес" до "адрес" асфальтным покрытием, в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обустроить тротуар или пешеходную дорожку, установить стационарное искусственное освещение на проезжей части по "адрес" от "адрес" до "адрес"; возложить на МБУ ДО "Городской спортивно-оздоровительный центр" обязанность установить ограждающую сетку на спортивной площадке высотой не менее 6 метров, либо иным способом устранить попадание спортивного оборудования на территорию домовладения 59 по "адрес" в "адрес", установить на спортивной площадке урны, осветительное оборудование; возложить на администрацию г..Орла оборудовать площадку для сбора, отходов на территории "адрес" в районе "адрес" в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства; возложить на администрацию г..Орла и МКУ "УКХ г..Орла" обязанность по определению вида и состава дорожных работ и проведению данных работ по обустройству "адрес" до "адрес" асфальтовым покрытием, поскольку часть улицы, проходящая в районе домовладений
истцов, такого покрытия не имеет.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают в индивидуальных жилых домах, расположенных на "адрес". Автомобильная дорога, ведущая к их дому, не имеет необходимого покрытия, не оборудована бордюрами, тротуаром для пешеходов, в связи с чем, они не могут пользоваться дорогой. Также в районе домов 57а, 59 и 59а по "адрес" часть улицы не освещена ночными уличными лампами, что делает проход или проезд по ней в темное время суток опасным. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов со спорной территории не организован, отсутствует место сбора бытовых отходов, не определена периодичность вывоза мусора и отходов, контейнерная площадка для сбора мусора, включая крупногабаритный мусор, в районе жилых домов истцов не установлена. Пешеходная дорожка с уличным освещением вдоль спортивной площадки МБУ ДО "Городской спортивный оздоровительный центр", расположенной по адресу: "адрес", п. 27, а также устройство ограждения спортивной площадки высотой не менее 6 метров отсутствуют, что нарушает права истцов на безопасное проживание и экологически чистую окружающую среду, поскольку площадка используется для выгула собак. Кроме того, режим работы спортивной площадки установлен с 7 часов до 20 часов, однако, из-за отсутствия ограждений, режим работы спортивного объекта не соблюдается, используется по ночам не для занятий спорта, чем нарушается и общественный порядок. В теплое время года, во время игр с мячом, по причине ненадлежащего ограждения, нередко происходит попадание мячей на территорию домовладений 59 и 57А по "адрес".
Решением Советского районного суда г. Орла от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 апреля 2022 года, административный иск удовлетворен частично. На администрацию г. Орла возложена обязанность организовать установку линии электроосвещения от "адрес" до "адрес". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 июня 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2022 года, административные истцы просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Заявители жалобы выражают несогласие с выводами судебных инстанций, полагают, что судами неверно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, полагают, что судами разрешены не все заявленными ими требования.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Масалов А.А, Масалова А.А, Масалова А.А. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Рыков Ю.Ф. и Рыкова О.А. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Ставцев А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Митряева М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", Фролов С.И. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес".
Проезд к домам административных истцов осуществляется по дороге по "адрес" в "адрес".
Проанализировав положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Орла, суды установили, что администрация г. Орла осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи Закона).
Во исполнение требований Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы: замена ограждений, перил и тротуаров; усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам, либо полная замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную.
Пунктом 2 Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного Постановлением администрации города Орла от 13 апреля 2012 года N 1121 (далее - Порядок) определено, что организация и проведение работ по ремонту и работ по содержанию дорог (далее - работы по ремонту и содержанию дорог) включают в себя следующие мероприятия: оценка технического состояния дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию дорог (далее - сметные расчеты); проведение работ по ремонту и содержанию дорог; приемка работ по ремонту и содержанию дорог.
Оценка технического состояния дорог проводится в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
По результатам оценки технического состояния дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности лица, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляют формирование плана разработки проектов или сметных расчетов.
План разработки проектов или сметных расчетов утверждается администрацией города Орла (пункт 5 Порядка).
Утвержденные лицами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, проекты или сметные расчеты являются основанием для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию дорог.
В соответствии с утвержденными планами проведения работ по ремонту и содержанию дорог проведение работ по ремонту и содержанию дорог осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 9 Порядка).
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0, 75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1 м.
Согласно служебной записке начальника управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от 29 апреля 2021 года, автомобильная дорога по ул. Колпакчи имеет протяженность 370 м, в том числе, с твердым покрытием 140 м, значится в реестре муниципального имущества г. Орла под реестровым номером 347458 и закреплена в оперативное управление МКУ "УКХ г. Орла".
Из акта обследования ул. Колпакчи г. Орла от 18 мая 2021 года, составленного комиссией в составе специалистов МКУ "УКХ г. Орла", участок дороги от "адрес" до "адрес" не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, требует капитального строительства, частично оборудован наружным уличным освещением; участок дороги от "адрес" до "адрес" с твердым асфальтобетонным покрытием, выполненным застройщиком многоквартирных жилых домов N 28, 32 по "адрес", имеет дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, частичного разрушения, оборудован тротуарами и наружным уличным освещением; участок дороги от "адрес" до "адрес" не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, оборудован наружным уличным освещением, требует капитального строительства.
По результатам обследования комиссия пришла к выводу о необходимости включения ул. Колпакчи г. Орла в муниципальную программу Комплексное развитие улично-дорожной сети г. Орла на 2020-2022 годы", а также необходимости разработки Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Орла архитектурно-планировочного решения.
В ходе рассмотрения дела судами было установлено, что улица Колпакчи отнесена к категории улиц в жилой застройке, профиль улицы не установлен (фрагмент Карты планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа Генерального плана городского округа "Город Орел", в редакции решения Орловского городского Совета народных депутатов от 28 января 2021 года N 7/0069-ГС, ответ начальника управления градостроительства и администрации г. Орла от 24 мая 2021 года).
Картой планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа Генерального плана городского округа "Город Орел" "адрес" до "адрес", далее налево до "адрес".
Согласно представленным фотоснимкам, акту исследования "адрес", составленному комиссией МКУ "УКХ г. Орла" 18 мая 2021 года, акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленному старшим государственным инспектором отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу 22 октября 2021 года, спорный участок дороги от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес" не имеет усовершенствованного асфальтобетонного покрытия.
В соответствии с разделом 4 Приказ Росстата от 29 декабря 2017 года N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами).
Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.
В соответствии с СП 34.13330.2021 "Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*", утвержденным Приказом Минстроя России от 9 февраля 2021 года N 53/пр, поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации или не имеют одежды вообще.
Согласно пунктам 9.1.5, 9.3.1 СП 312.1325800.2017 "Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации", утвержденного Приказом Минстроя России от 14 декабря 2017 года N 1666/пр, а также подпункту "з" пункта 2 раздела 5 Классификации ремонт дорожных одежд заключается в восстановлении профиля и усилении грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в необходимом объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований в части возложения обязанности обустроить автомобильную дорогу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что поскольку спорный участок дороги по улице Колпакчи г. Орла не имел и не имеет твердого покрытия, представляет собой грунтовую дорогу, постольку не имеется правовых оснований для возложения на администрацию г. Орла обязанности по определению видов и объема ремонтных работ и возложении на МКУ "УКХ г. Орла" обязанности по проведению ремонтных работ, которые фактически сводятся к обустройству асфальтобетонного покрытия.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов в указанной части, вопреки суждению заявителей, верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на верном применении норм материального права.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", которым предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке с одной стороны. Пешеходные дорожки располагаются за пределами земляного полотна.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0.75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м. (пункты 4.5.1 Тротуары и пешеходные дорожки).
Рассматривая заявленные требования в части возложения на администрацию г. Орла обязанности по обустройству от "адрес" до "адрес" тротуара или пешеходной дорожки, суды, установив, что спорный участок "адрес" проходит между индивидуальными жилыми домами истцов, дорога по "адрес" от "адрес" до "адрес" не имеет твердого покрытия, объекты инфраструктуры городского поселения на спорном участке дороги не располагаются, ширина улицы между домовладениями истцов составляет 5-6 метров и дорога не имеет сквозного проезда, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части, поскольку согласно ГОСТ Р 52766-2007 обязательное устройство тротуаров и пешеходных дорожек предусмотрено только на дорогах с твердым покрытием.
Регулирование и обязанность органа местного самоуправления в организации мероприятий по охране окружающей среды, участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов предусмотрена статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункту 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований, которые создаются органами местного самоуправления путем принятия соответствующего решения, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Аналогичные требования содержатся в Правилах благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", принятых Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2011 года N 5/0073-ГС (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что допускается сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках).
Каких-либо специальных требований к оборудованию места сбора и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов (КГО) бестарным методом (без накопления твердых коммунальных отходов (КГО) на контейнерных площадках), указанным СанПиН 2.1.3684-21 не предусмотрено.
В утвержденном постановлением администрации города Орла от 25 июля 2014 года N 2947 Реестре мест сбора твердых бытовых отходов на территории города Орла определены места сбора твердых бытовых отходов на территории Советского района г. Орла, в том числе для частного сектора (места бестарного накопления твердых коммунальных отходов) по адресам: "адрес" - Колпакчи ул.; Колпакчи ул, 45; Колпакчи ул, 59А.
Согласно ответу заместителя начальника управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла от 20 апреля 2021 года указанные места накопления твердых коммунальных отходов по "адрес" определены в связи с невозможностью устройства контейнерных площадок, отвечающих требованиям санитарного законодательства.
Указанные в ответе обстоятельства подтверждены актами N 38 от 21 июня 2019 года, N 74 от 27 ноября 2019 года об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2019 года N 52/0936-ГС "Об организации сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Орел" определено, что в соответствии с требованиями федерального законодательства с 1 января 2019 года организация обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Орле осуществляется региональным оператором ООО "УК "Зеленая роща". Вывоз твердых коммунальных отходов конкретных мест накопления (контейнерных площадок и мусороприемных камер) обеспечивается операторами (специализированными перевозчиками) на основании договоров с региональным оператором.
На основании ответа регионального оператора ООО "УК "Зеленая роща" от 28 октября 2021 года, пояснений представителя регионального оператора ООО "Управляющая компания "Зеленая Роща", данных в ходе рассмотрения дела, договоров на оказание услуг с описанием территории оказываемых услуг, копий актов выполненных работ, судом установлено, что на домовладения истцов открыты лицевые счета, на которые производятся начисления за оказываемые обществом услуги. Ближайшие контейнерные площадки от домовладений истцов располагаются по адресам: "адрес" (2 контейнера), "адрес" (1 контейнер), "адрес" (2 контейнера), "адрес" (2 контейнера). Вывоз твердых коммунальных отходов производится в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21, срок временного накопления несортированных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что администрацией г. Орла обязанность по созданию мест накоплений твердых бытовых отходов и организации вывоза мусора с территории улицы Колпакчи, где проживают истцы, исполнена в соответствии с указанными действующими правовыми нормами, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на администрацию г. Орла обязанности по оборудованию в районе "адрес" площадки для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют.
Рассматривая исковые требования в части возложения обязанности по установке ограждающей сетки вдоль спортивной площадки или принятия иных мер по устранению попадания спортивного оборудования на территорию домовладения 59 по "адрес", установке урн и осветительного оборудования, судами было установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010724, площадью 4970 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в районе улиц 8 Марта и Пожарной, является администрация г. Орла.
В настоящее время данный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ ДО "Городской спортивно-оздоровительный центр".
Спорная спортивная площадка внесена в перечень объектов спорта на 2021 год, предоставляемых населению МБУ ДО "Городской спортивно-оздоровительный центр".
В непосредственной близости от спортивной площадки, со стороны одних из футбольных ворот, расположено домовладение 59 по "адрес", огороженное металлическим забором. Со стороны установленных футбольных ворот спортивная площадка также имеет сетчатое ограждение высотой 3 метра, что подтверждается фотоснимками, имеющимися в материалах дела, и не оспаривалось сторонами.
Обосновывая заявленные требования, административные истцы сослались на положения Приказа Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", которые, как верно указано нижестоящими судами, утратил силу и применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.
Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утверждены Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27 декабря 2019 года (далее - Методические рекомендации) и разработаны в целях оказания методического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территории муниципального образования в части установления требований к оборудованию общественных и дворовых территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов средствами спортивной и детской инфраструктуры.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций на территориях населенных пунктов, легко доступных для большого количества граждан, целесообразно размещать объекты с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры (далее - площадки), позволяющие использовать их с максимальной эффективностью, круглогодично.
В соответствии с пунктом 9.1 Методических рекомендаций на общественных и дворовых территориях населенного пункта могут размещаться спортивные площадки, предназначенные для занятий физкультурой и спортом населением старше 14 лет, а также инклюзивные спортивные площадки, предусматривающие возможность для занятий физкультурой и спортом, в том числе совместных, людей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и людей с ограниченными возможностями здоровья старше 14 лет.
Согласно пункту 9.14 Методических рекомендаций спортивные площадки, инклюзивные спортивные площадки рекомендуется оборудовать ограждением высотой от 2, 5 до 3 м, а в местах примыкания спортивных площадок друг к другу - высотой не менее 1, 2 м.
Поскольку нормативными актами, устанавливающими требования или рекомендации по оборудованию спортивных площадок на общественных и дворовых территориях, не предусмотрена установка ограждений высотой не менее 6 метров, либо проведение других мероприятий, исключающих возможность попадания спортивного инвентаря за территорию спортивной площадки, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на МБУ ДО "Городской спортивно-оздоровительный центр" обязанности установить ограждающую сетку на спортивной площадке высотой не менее 6 метров, либо иным способом устранить попадание спортивного оборудования на территорию домовладения N по "адрес" в "адрес".
В соответствии с пунктом 4.5.9 Методических рекомендаций функционирование осветительного оборудования площадок рекомендуется организовывать в режиме освещения территории населенного пункта, в котором расположена площадка.
Пунктом 9.8 Методических рекомендаций предусмотрено, что при создании и эксплуатации спортивных площадок, инклюзивных спортивных площадок рекомендуется учитывать следующие основные функциональные свойства, в том числе удобство в эксплуатации (наличие информационных стендов с описанием упражнений/правил использования, наличие скамеек для отдыха и переодевания, навесов, урн).
Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2011 года N 5/0073-ГС (далее - Правила благоустройства), предусмотрено, что на всех тротуарах вдоль автомобильных дорог, иных объектах улично-дорожной сети города Орла, дворовых, внутриквартальных территориях, пешеходных территориях обязательно наличие урн для сбора отходов.
Обязательна установка урн у остановок и павильонов ожидания городского пассажирского транспорта общего пользования, у всех входов в здания образовательных, медицинских, культурно-спортивных, культовых и ритуальных учреждений, театров, музеев, дворцов культуры, магазинов, салонов, ателье, парикмахерских, у входов на территорию автостоянок, рынков и торговых комплексов (пункт 3.8 Правил благоустройства).
Поскольку обязательное обустройство урн на территории спортивных площадок на общественных и дворовых территорий, не предусмотрено, суды также не обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка (пункт 10.8 Правил благоустройства).
Суды нижестоящих инстанций, с учетом установленного режима работы спортивной площадки в летний период (с 07.00 часов до 20.00 часов) и осенний период (с 08.00 часов до 18.00 часов), верно сделали вывод о том, что эксплуатация спортивной площадки в темное время суток не предусмотрена, в связи с чем не имеется правовых оснований для возложения на МБОУ ДО "Городской спортивно- оздоровительный центр", в оперативном управлении которого находится спортивная площадка, обязанности установления осветительного оборудования.
Выводы нижестоящих судебных инстанций основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах законов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов в судах нижестоящих инстанций и не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
При этом рассмотрение судами настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства не повлияло на существо принятых судебных актов, не нарушило процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не разрешены заявленные истцами требования в полном объеме, опровергаются материалами дела, в частности протоколами судебного заседания, заявлениями истцов об уточнении заявленных требований, из которых усматривается, что истцами неоднократно в ходе рассмотрения дела уточнялись заявленные требования, которые в окончательном варианте были разрешены судом.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия поадминистративным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Масалова А.А, Масаловой А.А, Масаловой Т.И, Митрияевой М.А, Рыкова Ю.Ф, Рыковой О.А, Ставцева А.А, Ставцевой О.В, Фролова С.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.