Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 17 октября 2022 года гражданское дело по иску Батенина Алексея Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании решений
по кассационной жалобе Батенина Алексея Владимировича
на решение Калужского районного суда Калужской области от 14 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-1-66/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года по гражданскому делу N 33-1355/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав возражения по доводам кассационной жалобы представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Крючковой Н.Е, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Батенин А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании решений (далее по тексту -).
Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года, исковые требования Батенина А.В. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Батенин А.В. просит отменить принятые судебные акты первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для признания его лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 12 июля 2018 года Батенину А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые была установлена I группа инвалидности с причиной "общее заболевание" - "данные изъяты"
Решением Российского межведомственного экспертного совета от 28 ноября 2019 года N563/19-12/19 установлено, что заболевание и инвалидность Батенина А.В. связаны с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В качестве обоснования принятого решения указано, что постоянное проживание в зоне повышенного радиационного фона позволяет связать заболевание и инвалидность с действием радиации.
Вступившим в законную силу решением Черемушкинского районного суда от 21 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения от 28 ноября 2019 года N было отказано.
28 января 2020 года Батенину А.В. установлена I группа инвалидности с причиной - "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
13 июля 2020 года Батенину А.В. выдано удостоверение (Серия Б N) получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом. Предъявитель данного удостоверения имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно материалам дела, 29 апреля 2021 года экспертным составом N2 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России в порядке контроля, заочно проведена медико-социальная экспертиза в отношении Батенина А.В, по результатам которой принято решение об установлении I группы инвалидности, причина инвалидности - общее заболевание, дата установления инвалидности - 1 февраля 2021 года.
В обоснование решения указано, что Батенин А.В. постоянно проживает на территории сельского поселения "Поселок Бетлица", данное поселение относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по настоящее время, территория подверглась загрязнению в результате аварии на ЧАЭС от 1 до 5 кюри. Указанный статус отсутствует в абзацах 2, 4, 5 пункта 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением экспертного состава N2 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" от 8 июня 2021 года Батенину А.В. установлена в качестве I группы инвалидности причина "общее заболевание".
Решением экспертного состава N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" от 20 июля 2021 года Батенину А.В. установлено в качестве I группы инвалидности причины "общее заболевание".
Решением экспертного состава N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" от 19 января 2022 года Батенину А.В. продлена указанная выше группа инвалидности на срок 6 месяцев, причина инвалидности "общее заболевание", на срок до 1 августа 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Порядок установления причин инвалидности утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с частями 6, 7 и 9 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка от 28 ноября 2019 года N 742н при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы оказывает инвалиду содействие в получении указанных документов. При представлении в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Причина инвалидности "общее заболевание" устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектов, при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, явившихся причиной инвалидности (п. 4 Порядка от 28 ноября 2019 года N 742н).
В соответствии с пунктом 12 Порядка от 28 ноября 2019 года N 742н причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Документами, подтверждающими статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и указанных в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона, являются:
удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
специальное удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Причина инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 24 Закона).
Из абзаца второго, четвертого, пятого пункта 2 части первой статьи ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 29 января 2014 г. N 59н утвердило Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (действовавший на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 134 Административного регламента предусмотрено, что контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Батенина А.В, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что документов, подтверждающих статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и указанного в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", истцом суду не представлено, в связи с чем, верно пришли к выводу, что освидетельствование истца было проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства о медико-социальной экспертизе, уполномоченным органом, оснований для выдачи истцу справки МСЭ до 29.04.2021 г. с указанием причины инвалидности "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" не имелось.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, пунктов 7, 8 Разъяснений N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденных постановлением Минтруда России от 15 апреля 2003 года N 17, приказа Минтруда и социального развития Российской Федерации N742н от 28 ноября 2019 года, Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом от 29 января 2014 г. N 59н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Батениным А.В. в жалобе доводы о наличии оснований для изменения формулировки причины наступления инвалидности, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки в кассационной жалобе Батенина А.В. на вступившее в законную силу решение суда об отказе Министерству труда и социальной защиты в иске к Российскому межведомственному экспертному совету в признании незаконным и отмене решения Российского МЭС N 563/19 от 28.11.2019 г, которым установлена причинная связь заболевания -"заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку предметом судебного разбирательства являлась проверка соблюдения порядка проведения экспертизы и компетенция органа, принявшего решение.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батенина Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.