Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции VideoMost 17 октября 2022 года по исковому заявлению Кривова Дмитрия Васильевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о признании незаконным уведомления о сокращении, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, признании действий незаконными, возложении обязанности направить на военно-врачебную экспертизу и назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Кривова Дмитрия Васильевича
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года по гражданскому делу N 2-244/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-567/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителей УФССП России по Республике Мордовия Бабушкина И.В, Янгляевой Е.О, представителя ФССП России Янгляевой Е.О, действующих на основании доверенностей, возражавших против удовлетворение кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Кривов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее - УФССП России по Республике Мордовия), Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России) о признании незаконным уведомления о сокращении, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, признании действий незаконными, возложении обязанности направить на военно-врачебную экспертизу и назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года исковые требования Кривова Д.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 29 июня 2021 года решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Кривова Д.В. к УФССП России по Республике Мордовия, ФССП России о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, возложении обязанности направить на военно-врачебную экспертизу. В указанной части принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований: признан незаконным и отменен приказ УФССП России по Республике Мордовия N 684-к от 3 декабря 2020 года об увольнении Кривова Д.В. с должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группа быстрого реагирования) специализированного отдела оперативного дежурства УФССП по Республике Мордовия с 4 декабря 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Кривов Д.В. восстановлен в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группа быстрого реагирования) специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Республике Мордовия с 4 декабря 2020 года; с УФССП России по Республике Мордовия в пользу Кривова Д.В. взысканы компенсация за вынужденный прогул в размере 32356 руб. 10 коп, компенсация морального вреда в размере 20000 рублей; на УФССП России по Республике Мордовия возложена обязанность выдать Кривову Д.В. направление для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 29 июня 2021 года отменено в части признания приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, морального вреда, возложении обязанности выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, дело в указанной части направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Кривова Д.В. к УФССП России по Республике Мордовия, ФССП России о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе в прежней должности, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, морального вреда, возложении обязанности выдать направление для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Кривов Д.В. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2022 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для его сокращения в должности, нарушение работодателем процедуры увольнения, необходимость применения к спорным правоотношениям Закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, что с 19 марта 2004 года Кривов Д.В. принят на работу в УФССП России по Республике Мордовия, 3 мая 2005 года с ним заключен служебный контракт, с 1 марта 2006 года последняя замещаемая должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группы быстрого реагирования) специализированного отдела (дежурной части).
30 января 2020 г. Кривов Д.В. ознакомлен с уведомлением УФССП России по Республике Мордовия от 17 января 2020 года N 13909/20/727 о переходе ФССП России на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ) и сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы с 1 мая 2020 г. Ему разъяснено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок не позднее 29 февраля 2020 г. проинформировать об этом руководителя структурного подразделения УФССП России по Республике Мордовия.
20 февраля 2020 г. Кривов Д.В. подал заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Мордовия.
В этой связи ему были выданы направления для прохождения проверки уровня физической подготовки и тестирования государственных гражданских служащих специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Республике Мордовия на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации (русского языка), а также мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Данные проверки Кривов Д.В. успешно прошел, что подтверждается результатами тестирования и не оспаривается ответчиком.
По направлению УФССП России по Республике Мордовия Кривов Д.В. прошел так же медицинское обследование врачебной комиссией Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 1" (далее - ГБУЗ Республики Мордовия "РКБ N 1"), по результатам которого было составлено медицинское заключение от 26 марта 2020 года о наличии у Кривова Д.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Данное медицинское заключение медицинским учреждением передано УФССП России по Республике Мордовия, о результатах медицинского обследования Кривов Д.В. уведомлен не был.
1 апреля 2020 года Кривову Д.В. вручено уведомление 13909/20/6156 о том, что он не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и по его заявлению о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации не может быть принято положительного решения в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ.
Сообщением от 17 апреля 2020 года N 13909/20/7030-ЮМ Кривову Д.В. предложено получить перечень вакантных должностей, предлагаемых для замещения с 1 мая 2020 года, с учетом категории и группы замещаемой им должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы и стажа работы по специальности. При том ему разъяснялось, что в случае отказа от предложенных должностей контракт с ним будет прекращен.
22 апреля 2020 года Кривовым Д.В. подано заявление руководителю УФССП России по Республике Мордовия о выдаче направления на независимую врачебную экспертизу, поскольку не имеет заболеваний, препятствующих прохождению службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
На данное заявление УФССП России по Республике Мордовия 30 апреля 2020 года разъяснено Кривову Д.В, что законом порядок повторного направления на медицинское освидетельствование не предусмотрен.
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 28 апреля 2020 года N 190-К служебный контракт с Кривовым Д.В. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 30 апреля 2020 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Основанием для увольнения указаны приказ УФССП России от 1 января 2020 года N 41, уведомление о сокращении от 1 сентября 2020 года N 13909/20/13828, перечни вакантных должностей от 23 сентября 2020 года, от 25 ноября 2020 года и от 26 ноября 2020 года, акты об отказе от вакантных должностей государственной гражданской службы от 2 и 3 декабря 2020 года.
Не согласившись с данным увольнением, Кривов Д.В. обратился в суд с иском о признании приказа от 28 апреля 2020 года N 190-к об увольнении незаконным и восстановлении его в прежней должности, признании незаконными решения по результатам прохождения медицинского обследования комиссией и медицинского заключения ГБУЗ Республики Мордовия "РКБ N 1" от 26 марта 2020 года, признании незаконным решения от 1 апреля 2020 года N 13909/20/6156 о невозможности принятия истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, возложении обязанности назначить истца на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в органах принудительного исполнения Российской Федерации в силу части 3 статьи 92 Закона N 328-ФЗ и заключить с ним контракт без условия об испытании, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 августа 2020 года исковые требования удовлетворены
частично: приказ УФССП России по Республике Мордовия от 28 апреля 2020 года N 190-к об увольнении Кривова Д.В. признан незаконным, Кривов Д.В. восстановлен в прежней должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) с 1 мая 2020 года; решение по результатам прохождения медицинского обследования и медицинское заключение ГБУЗ Республики Мордовия "РКБ N 1" от 26 марта 2020 года о выявлении у Кривова Д.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, признаны незаконными; с УФССП России по Республике Мордовия в пользу Кривова Д.В. взыскана компенсация за вынужденный прогул в размере 9048 руб. 50 коп, компенсация морального вреда в размере 20000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В порядке статьи 211 ГПК РФ во исполнение указанного решения на основании приказа УФССП России по Республике Мордовия от 1 сентября 2020 года N 577-к об отмене приказа от 28 апреля 2020 года N 190-к Кривов Д.В. восстановлен в прежней должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР).
Согласно материалам дела, 1 сентября 2020 года Кривову Д.В. вручено уведомление о сокращении замещаемой им должности в соответствии с приказом ФССП России от 1 января 2020 года.
Кривов Д.В. продолжил службу в специализированном отделе оперативного дежурства УФССП России по Республике Мордовия, ему предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачивался больничный лист, выплачивалась заработная плата.
1, 2, 3, 9 и 11 сентября 2020 года Кривову Д.В. вручены уведомления о прохождении медицинского освидетельствования в ГБУЗ Республики Мордовия "РКБ N 1".
На данные уведомления Кривовым Д.В. поданы заявления о направлении его на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией, в том числе, за своей счет и оплатой возможных расходов.
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2020 года Кривовым Д.В. подано заявление о принятии его на службу и назначении на должность судебного пристава по ОУПДС УФССП России по Республике Мордовия согласно новому штатному расписанию.
В сообщениях от 23 сентября 2020 года и от 7 октября 2020 года УФССП России по Республике Мордовия указано Кривову Д.В. на невозможность принятия его на службу в органы принудительного исполнения, в связи с отсутствием медицинского заключения, а также на необходимость продолжить медицинское освидетельствование, указывая на отсутствие оснований для направления истца на военно-врачебную экспертизу.
23 сентября 2020 года, 25 ноября 2020 года, 26 ноября 2020 года и 3 декабря 2020 года Кривову Д.В. вручены перечни вакантных должностей государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Мордовия.
Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 3 декабря 2020 года N 684-к служебный контракт с Кривовым Д.В. вновь расторгнут, он освобожден от замещаемой должности, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 4 декабря 2020 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службы Российской Федерации".
Основанием для увольнения указаны приказ УФССП России от 1 января 2020 года N 41, уведомление о сокращении от 1 сентября 2020 года N 13909/20/13828, перечни вакантных должностей от 23 сентября 2020 года, от 25 ноября 2020 года и от 26 ноября 2020 года, акты об отказе от вакантных должностей государственной гражданской службы от 2 и от 3 декабря 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 января 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 августа 2020 года в части удовлетворения исковых требований Кривова Д.В. к УФССП России по Республике Мордовия, ФССП России о признании незаконным приказа от 28 апреля 2020 года N190-к об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) с 1 мая 2020 года, взыскании компенсации за вынужденный прогул в сумме 9048 руб. 50 коп, компенсации морального вреда в размере 20000 руб. отменено, в этой части было принято новое решение, которым данные исковые требования Кривова Д.В. оставлены без удовлетворения.
В части признания незаконными решения по результатам прохождения медицинского обследования и медицинского заключения ГБУЗ Республики Мордовия "РКБ N 1" от 26 марта 2020 года решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 г. апелляционное определение в части отмены решения суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 апреля 2022 года решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 28 августа 2020 года в части удовлетворения исковых требований Кривова Д.В. к УФССП по Республике Мордовия, ФССП России, ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N1" о признании незаконными приказа УФССП России по Республике Мордовия от 28 апреля 2020 года N-к об увольнении, восстановлении на работе в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) УФССП России по Республики Мордовия с 1 мая 2020 года, признании незаконными решения по результатам прохождения медицинского обследования и медицинского заключения ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N1" от 26 марта 2020 года о выявления у Кривова Д.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов, отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Кривову Д.В. отказано. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (статья 2).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1). О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5). В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 н. N79-ФЗ, в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ).
В статье 1 указанного закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, прохождение медицинского освидетельствования для замещения должности в службе принудительного исполнения является обязательной для выполнения процедуры приема в органы принудительного исполнения в соответствии со статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ.
Статьей 92 названного Федерального закона установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
Разрешая спор в части исковых требований Кривова Д.В. о признании действий ответчика незаконными, суды верно исходили из того, что прохождение медицинского освидетельствования для поступления на службу в ФССП России является обязательным, заключение по ранее пройденному истцом медицинскому освидетельствованию признано незаконным, на уведомления о необходимости прохождения медицинского освидетельствования Кривов Д.В. действий по их реализации не совершил.
Суды правомерно пришли к выводу, что оснований для направления истца для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией не имеется, поскольку Кривов Д.В. не поступал и не принимался на службу в органы принудительного исполнения, а потому законных оснований для направления его на военно-врачебную экспертизу у ответчика не имелось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кривова Д.В. о признании приказа об увольнении незаконным, о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права пришли к обоснованному выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца с замещаемой должности, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, порядок увольнения ответчиком не нарушен.
Поскольку УФССП России по Республике Мордовия не обладает правом приема сотрудника на службу в органы принудительного исполнения, суд отказал в удовлетворении исковых требований о возложении на УФССП России по Республике Мордовия обязанности назначить Кривова Д.В. на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в органах принудительного исполнения Российской Федерации и заключить с ним контракт без условия об испытании.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличии оснований для восстановления его на работе, которые отклонены как необоснованные.
Приведенные Кривовым Д.В. в жалобе доводы о незаконности сокращения со службы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе на необходимость применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. Кривов Д.В. не принимался на службу в органы принудительного исполнения, и восстановление в судебном порядке Кривова Д.В. на работе, ввиду нарушения процедуры его увольнения, также не свидетельствует об этом.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях по доводам кассационной жалобы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским Верховного Суда Республики Мордовия от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кривова Дмитрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.