Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Шеховцовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 12 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Коровина В.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии по инвалидности, возложении обязанности произвести начисления и выплату недополученных фиксированных выплат к страховой пенсии, по кассационной жалобе Коровина В.В. на решение Советского районного суда города Липецка от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 8 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Коровин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-ОПФР) по Липецкой области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии по инвалидности, возложении обязанности произвести начисления и выплату недополученных фиксированных выплат к страховой пенсии.
Решением Советского районного суда города Липецка от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 8 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Коровина В.В. отказано.
В кассационной жалобе Коровин В.В. просит решение Советского районного суда города Липецка от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 8 июня 2022 года отменить, удовлетворить заявленные требования, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ГУ-ОПФР по Липецкой области просит судебные постановления оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебные постановления подлежат отмене, по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 25 января 1999 года Коровин В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии как инвалид 3 группы.
Истец является отцом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
8 ноября 2005 года истец обратился с заявлением в ГУ-УПФР в Усманском районе Липецкой области с заявлением об увеличении базовой части пенсии с учетом иждивенца - сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.
13 декабря 2005 года в ГУ-УПФ РФ в Усманском районе Липецкой области поступило заявление истца о перерасчете базовой части пенсии с учетом иждивенца ФИО5
На основании распоряжений ГУ-УПФР по Усманскому району Липецкой области Коровину В.В. был произведен перерасчет страховой пенсии по инвалидности с фиксированной выплатой в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи ФИО6 и ФИО5
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2019 года истцу производилась фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении 2-х нетрудоспособных членов семьи.
В связи с достижением 1 декабря 2019 года ФИО5 18-летнего возраста и отсутствием у ответчика документов, подтверждающих обучение дочери по очной форме, территориальный пенсионный орган ПФР с 1 января 2022 года установилКоровину В.В. фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности с учетом одного нетрудоспособного иждивенца.
На основании заявления истца и приложенных к нему свидетельств о рождении ФИО1 и ФИО7, пенсионный орган распоряжением N 20 от 11 марта 2020 года произвел истцу перерасчет пенсии в сторону увеличения, назначил фиксированную выплату к страховой пенсии по инвалидности с учетом нахождения на иждивении трех нетрудоспособных членов семьи: детей ФИО6, ФИО1 и ФИО7
В связи с обращением истца от 22 июня 2021 года пенсионным фондом дан ответ об отсутствии оснований для перерасчета размера фиксированной выплаты с 2010 года с учетом нахождения на иждивении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку с таким заявлением истец обратился только в марте 2020 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи назначалась истцу с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете пенсии в пенсионный орган.
В связи с тем, что в 2001 году истец не предоставлял в территориальный орган свидетельство о рождении дочери ФИО5 2001 года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базовой части пенсии в 2005 году, по вопросу установления повышенной фиксированной выплаты по причине нахождения на иждивении ФИО1 2010 года рождения к ответчику не обращался и свидетельство о рождении дочери не предоставлял, суд пришел к выводу об отсутствии у пенсионного органа оснований для установления ежемесячной выплаты за период до обращения с заявлением о ее назначении и для перерасчета фиксированной выплаты за спорный период.
Суд указал на то, что истец не ставил пенсионный орган в известность о рождении у него детей и не пытался получить какую-либо консультацию о пенсионных выплатах, связанных с наличием несовершеннолетних иждивенцев, следовательно, в отсутствии сведений об увеличении у истца числа иждивенцев у территориального пенсионного органа не было оснований предполагать, что Коровин В.В. нуждается в получении каких-либо разъяснений пенсионного законодательства.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, давать лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, подробные и доступные разъяснения о положенных пенсионеру дополнительных выплатах при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии, а также в тех случаях, если это лицо сообщило о себе сведения, способные повлечь изменение размера пенсии, или обратилось за получением консультации по пенсионному законодательству.
При этом, территориальный орган не обязан отслеживать изменение семейного положения пенсионера, проверять факт возможного рождения у него детей, если он сам о них не заявляет.
Судом дана оценка доводам о том, что истец не был информирован о праве на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи, в связи с чем указано на то, что истец в 2001 году не обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в связи с нахождением на иждивении ФИО5, свидетельство о ее рождении также не предоставлял, заявление о перерасчете базовой части пенсии зарегистрировано в 2005 году. По вопросу установления повышения фиксированной выплаты в связи с наличием на иждивении ФИО1, 2010 года рождения, истец до 6 марта 2020 года к ответчику не обращался и свидетельство о рождении дочери не предоставлял.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда, указал на отсутствие доказательств обращения истца в пенсионный орган за получением какой-либо консультацией о пенсионных выплатах, связанных с наличием несовершеннолетних иждивенцев, в связи с чем расценил как необоснованные доводы о том, что ответчик не вел разъяснительную работу и не сообщил истцу своевременно о праве на получение фиксированных выплат к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи.
Судебная коллегия расценила доводы истца о том, что пенсионный орган должен был уточнить сведения в отношении истца в порядке межведомственного взаимодействия, разъяснив истцу право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособных членов семьи, поскольку в период с 2001 года по 2021 год семья истца являлась малоимущей, обращалась в органы социальной защиты населения для получения пособий на детей, как необоснованные, поскольку при отсутствии сведений об изменении у пенсионера количества иждивенцев у территориального органа ПФР не было оснований полагать, что истец нуждается в получении каких-либо разъяснений пенсионного законодательства, а также предпринимать меры по истребованию сведений в отношении Коровина В.В. в рамках межведомственного взаимодействия.
Судебная коллегия полагает, что приведенные выводы судебных инстанций постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.
Обращаясь в суд с иском Коровин В.В. ставил вопрос о признании незаконным отказа пенсионного органа в перерасчете пенсии по инвалидности с учетом фиксированных выплат, начислении и выплате недополученной фиксированные выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом нахождения у него на иждивении двух нетрудоспособных членов семьи (детей ФИО5 2001 года рождения и ФИО1 2010 года рождения) за прошлое время.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На момент рождения ФИО5 и назначения фиксированной выплаты на детей в 2005 году основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был определен Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливались следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца (пункт 1 статьи 5 названного федерального закона).
Размер трудовой пенсии по инвалидности мог состоять из базовой части, страховой части и накопительной части, при этом размер базовой части определялся с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, включая детей, находившихся на иждивении инвалида (пункт 2 статьи 5, подпункт 3 пункта 1, подпункт 3 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4982, 90 руб. в месяц.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера, предусмотренного частью 1 этой статьи.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции от 28 декабря 2013 года, действовавшей на день обращения Коровина В.В. в пенсионный орган).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
28 ноября 2014 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на день обращения Коровина В.В. в пенсионный орган).
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня от 28 ноября 2014 года N 958н).
По состоянию на 26 июля 2010 года (дата рождения у ФИО1 дочери ФИО1) действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 года, содержащий аналогичные положения.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности подлежал увеличению в зависимости от нахождения на иждивении у инвалида нетрудоспособных членов семьи, в частности несовершеннолетних детей.
С введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с этим законом, устанавливалось обеспечение в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Лицо, получающее страховую пенсию по инвалидности, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, имеет право на повышение фиксированной выплаты к данной пенсии, которое производится одновременно с назначением страховой пенсии по инвалидности. В случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи пенсионным органом делается перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося инвалидом, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к пенсии по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, являющегося инвалидом, с заявлением о назначении пенсии по инвалидности либо по иным вопросам, должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на увеличение базовой части трудовой пенсии по инвалидности (до 1 января 2015 года) или на получение фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в повышенном размере (после 1 января 2015 года) с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии по инвалидности, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии по инвалидности в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению инвалида, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по инвалидности, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по инвалидности за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в случае инвалидности.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о пенсионном обеспечении инвалидов в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 суды ФИО2 и апелляционной инстанций сослались только на то, что ФИО1 в пенсионный орган с письменным заявлением о перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности обратился в марте 2020 года, такой перерасчет ему был произведен с 1 апреля 2020 года (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление Коровина В.В. о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения), и, как следствие, у пенсионного органа отсутствуют основания для назначения повышенной фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности Коровину В.В. за прошедший период с учетом нахождения у него на иждивении, в частности, двух нетрудоспособных членов семьи (детей).
Также суды указали, что истец не ставил пенсионный орган в известность о рождении у него детей и не обращался за консультацией о выплатах, связанных с наличием несовершеннолетних детей.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не приняли во внимание, что Коровин В.В. в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базовой части пенсии с учетом иждивенца ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, обратился 19 декабря 2005 года, то есть по истечении 4 лет с момента возникновения права и о назначении повышенной фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности исходя из нахождения у него на иждивении дочери ФИО8 обратился только в марте 2020 года (спустя более 9 лет после возникновения у него права на перерасчет этой выплаты с ДД.ММ.ГГГГ - даты рождения у истца третьего ребенка).
При этом в исковом заявлении и апелляционной жалобе Коровин В.В. указывал на то, что в период с 2001 года по 2021 года семья относилась к малоимущей, о чем неоднократно заявляла в органы социальной защиты населения Липецкой области для получения ежемесячных пособий на детей, в связи с чем для ведомства по социальной защите населения периодически предоставлялись документы, в том числе, свидетельства о рождении детей, и иные документы и также семья предпринимала меры для получения детских пособий на детей в 2016 году. В обоснование заявленных требований Коровин В.В. представил справку, выданную УПФР в Усманском районе, для предъявления в социальную службу в 2016 году с целью получения детских пособий, однако какие-либо разъяснения со стороны органа о праве на получение фиксированной выплате не были предоставлены.
Кроме того, Коровин В.В. указал на то, что пенсионному органу был известен тот факт, что истец выплачивает алименты на дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ, при этом он не был уведомлен о своих правах на получение фиксированной выплаты.
Также истец ссылается на то, что посещал 7 котября 2010 года, то есть после рождения ФИО1, специалиста УПФР в Усманском районе с целью оформления заявления о проставлении признака увольнения с работы и представлял документ, удостоверяющий личность, в котором содержались сведения о детях, однако о праве на надбавки также не был уведомлен.
Однако в ходе рассмотрения дела суды первой и апелляционной инстанций не поставили на обсуждение вопрос о том, с какого времени пенсионный орган обладал информацией о наличии у истца детей, в частности ФИО5 и ФИО1, для решения вопроса об исполнении пенсионным органом обязанности по информированию Коровина В.В. о праве на перерасчет размера базовой части пенсии и фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Из материалов дела невозможно установить причины столь длительного (более 4 и 9 лет) неполучения истцом выплаты к пенсии по инвалидности в положенном ему объеме с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи - дочерей ФИО1 и ФИО5
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Коровиным В.В. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Делая вывод о том, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает обязанности пенсионного органа по перерасчету пенсии без соответствующего заявления пенсионера, как и обязанности по разъяснению пенсионеру его пенсионных прав, суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления инвалидам фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета. Судебные инстанции не учли, что Коровин В.В. в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства ссылался на то, что он был лишен возможности своевременно обратиться к ответчику с заявлением о перерасчете размера базовой части пенсии и повышенной фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности по вине пенсионного органа, которое не разъяснило ему его право на такой перерасчет. При этом довод Коровина В.В. о наличии вины пенсионного органа в неполучении им перерасчета базовой части пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи - дочерей ФИО1 и ФИО5 предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций фактически не был и надлежащей правовой оценки в судебных постановлениях не получил.
В связи с тем, что суды первой и апелляционной инстанций не установили, была ли пенсионным органом исполнена обязанность по разъяснению Коровину В.В. его права на перерасчет базовой части пенсии и повышенной фиксированной выплату к пенсии по инвалидности с учетом нахождения у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, имелась ли вина пенсионного органа в несвоевременном обращении Коровина В.В. с заявлением о перерасчете базовой части пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности и, как следствие, имеется ли у него в силу пунктов 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на выплату ему недополученной базовой части пенсии и части фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного выше, решение Советского районного суда города Липецка от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 8 июня 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 8 июня 2022 года отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в Советский районный суд города Липецка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.