Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солтыс Е.Е.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляшенко Д.Н. к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о возложении обязанности исключить сведения о земельном участке из государственного лесного реестра, по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 30 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2022 года
заслушав доклад судьи Спрыгиной О.Б, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
2 сентября 2020 года в суд поступило исковое заявление Ляшенко Д.Н. к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о возложении обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером N, привести сведения государственного лесного реестра о земельном участке с кадастровым номером N в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Иск мотивирован тем, что Ляшенко Д.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"", ЗАО "Память Октября", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
20 июля 2020 года истцом получена выписка из Государственного лесного реестра, согласно которой принадлежащий истцу земельный участок включен в государственный лесной реестр.
21 июля 2020 года истцом в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области направлено заявление об исключении сведений о земельном участке истца из государственного лесного реестра.
Однако противоречия устранены не были. С учетом последующих уточнений исковых требований истец просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области исключить из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером N
Определениями суда от 19 ноября 2020 года и от 15 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и ООО "ОБЛСТРОЙРЕСУРС".
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 30 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области просит отменить судебные акты как незаконные.
Проверив законность оспариваемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит основания для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что Ляшенко Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 14 405 кв. м, относящийся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес"", ЗАО "Память Октября", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29 января 2020 года.
Право собственности на земельный участок возникло у истца на основании договора купли-продажи от 20 января 2020 года. Границы данного участка установлены в соответствии с земельным законодательством.
Также судом установлено, что земельный участок истца полностью располагается на землях лесного фонда - адрес лесного участка: "адрес" "адрес""), "адрес", "адрес", входит в состав единого землепользования участка лесного фонда с кадастровым номером N; площадь пересечения 14405 кв.м, что подтверждается заключением кадастрового инженера Троянского А.С. от 22 января 2021 года, выписками из Государственного лесного реестра, материалами лесоустройства и не оспаривалось ответчиками.
Как следует из выписки из государственного лесного реестра от 12 февраля 2021 года, лесной участок по адресу: "адрес", выделы 8, 13, 14, кадастровый N по целевому назначению относится к эксплуатационным лесам, находится в аренде у ООО "ОБЛСТРОЙРЕСУРС".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 ноября 2020 года земельный участок с кадастровым номером N площадью 313448854 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", отнесен к категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, для иного использования, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано 24 марта 2016 года. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Приказом заместителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства N от 11 июля 2017 года установлены границы Малоярославецкого лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Калужской области.
21 июля 2020 года истцом в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области направлено заявление об исключении из государственного лесного реестра сведений о принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N
Обращение истца направлено для дальнейшего рассмотрения и принятия решения в Федеральное агентство лесного хозяйства, о чем ему сообщено Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области 4 августа 2020 года.
Из содержания письма Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 11 февраля 2021 года следует, что проверки в рамках государственного земельного надзора на земельном участке с кадастровым номером 40:13:120326:9 не проводились, сведениями о выявленных и неустранённых нарушениях земельного законодательства на данном земельном участке Управление не располагает.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 января 2021 года, до приобретения земельного участка с кадастровым номером N в собственность Ляшенко Д.Н. его правообладателями являлись ЗАО "Память Октября" (право собственности зарегистрировано 14 июня 2005 года), Клюкин В.В. (право собственности зарегистрировано 14 июня 2005 года), ООО "Ерденево" (право собственности зарегистрировано 7 июня 2007 года), Станиславская Е.Г. (право собственности зарегистрировано 20 июля 2015 года (1/5 доля) и 3 сентября 2015 года (4/5 доли)).
Согласно заключению проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы N в связи с более ранним сроком образования земельного участка с кадастровым номером N данный земельный участок не входит в состав земельного участка с кадастровым номером N, что, соответственно, исключает и наложение границ земельного участка с кадастровым номером N на земельный участок с кадастровым номером N из состава земель лесного фонда. По состоянию на период проведения экспертизы на земельном участке с кадастровым номером N выявлены временные нестационарные хозяйственные постройки в количестве 11 штук; объект благоустройства и планирования земельного участка: эксплуатируемая грунтовая дорога длиной в границах земельного участка 168 м, средней шириной 7, 5 м, образованная в результате отвала верхнего слоя земельного участка, уровень дороги находится ниже уровня земельного участка; отвалы грунта, сосредоточенные в северо-восточной части участка; лесные массивы I (220 кв. м), II (875 кв. м), III (1 070 кв. м) и IV (1 070 кв. м). Лесистость (степень облесенности) земельного участка с кадастровым номером 9, исходя из площади всех четырех массивов, на которых выявлен как молодой, так и спелый древостой, составляет 26, 83%. Лесистость земельного участка с кадастровым номером 9, исходя из площади массива IV, на котором выявлен только спелый древостой хвойных пород, составляет 7, 43%.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 7, 67, 68, ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4.2, ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ч. 3 ст. 14 Закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 сентября 2017 года N 1795-О, приняв во внимание положения закона о лесной амнистии, указав, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 40:13:120326:9 возникло у правопредшественников истца до 1 января 2016 года, пришел к выводу, что участок не может быть отнесен к землям лесного фонда. Законность постановки на государственный кадастровый учет земельного участка истца с кадастровым номером 40:13:120326:9, а также сведения в Едином государственном реестре недвижимости относительно него не оспорены.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушениями норм материального и процессуального права, выразившимися в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 1 января 2016 года, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Между тем суды первой и апелляционной инстанции, разрешая спор по существу, не исследовали имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора обстоятельства образования спорного земельного участка, его фактическое использование, возникновение права частной собственности на данный земельный участок, а также добросовестность приобретателя.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса. Аналогичные положения содержаться в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной".
С учетом изложенного судебная коллегия суда кассационной инстанции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, состоявшееся по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2022 года нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 16 июня 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.