Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-48/2022 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) Трофимовой Анастасии Александровны на решение 35 гарнизонного военного суда от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 8 июня 2022 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Куртаса Игоря Леонидовича об оспаривании действий руководителя федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и командира войсковой части N 1., связанных с ведением именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением 35 гарнизонного военного суда от 14 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 8 июня 2022 г, административное исковое заявление Куртаса И.Л. удовлетворено.
Суд, признав незаконными действия командира войсковой части N 1, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, возложил на Минобороны России обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" "данные изъяты" для их последующего учёта на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 27 января 2010 г. по 19 января 2021 г.
В кассационной жалобе, поданной 17 августа 2022 г, представитель Минобороны России Трофимова А.А, полагая, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, настаивает на отмене принятых судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Куртаса И.Л. В обоснование этого автор кассационной жалобы ссылается на установленные по делу обстоятельства, содержание статей 3, 4, 5 и 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, и утверждает, что действующим законодательством не предусмотрено начисление военнослужащему за счет средств федерального бюджета недополученного инвестиционного дохода.
Кроме того, анализируя содержание Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", автор кассационной жалобы отмечает, что непосредственно ФГКУ "Росвоенипотека" является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
С учетом изложенного Трофимова А.А. приходит к выводу, что Минобороны России каких-либо прав и законных интересов Куртаса И.Л. не нарушило, а возложение судом обязанности по выделению дополнительного финансирования для перечисления на ИНС административного истца денежных средств в размере неучтенного инвестиционного дохода за спорный период, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, реализацию возложенных на него функций и самостоятельное решение отнесенных к его компетенции вопросов, что является нарушением статьи 10 Конституции Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами административного дела подтверждается, что "звание" Куртас И.Л. заключил первый контракт о прохождении военной службы 27 января 2007 г.
В связи с достижением 27 января 2010 г. трёхлетнего срока военной службы по контракту он подлежал включению в реестр участников НИС, однако по вине должностных лиц воинской части включен в названный реестр только 19 января 2021 г, с датой возникновения основания для включения в реестр - 27 января 2010 г.
29 января 2021 г. административному истцу открыт ИНС, на который с I квартала 2021 г. стал начисляться инвестиционный доход.
Полагая, что нераспорядительность должностных лиц Минобороны России явилась причиной неначисления ему инвестиционного дохода за период с 27 января 2010 г. по 19 января 2021 г. - дату включения в реестр НИС, Куртас И.Л. обратился за судебной защитой.
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив все юридически значимые обстоятельства дела, применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 4, 5, 9, 11 и 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также пунктами 10 и 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г, пришли к обоснованному выводу о том, что бездействием должностных лиц Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека", уполномоченных осуществлять учет и начисление денежных средств на ИНС военнослужащего, нарушено право административного истца Куртаса И.Л. на получение накоплений в полном размер, то есть с учетом инвестиционного дохода, за период с момента возникновения права на включение в реестр участников НИС по день его фактического включения в названный реестр, то есть с 27 января 2010 г. по 19 января 2021 г.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1, 4-6 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Таким образом, несвоевременное включение административного истца с января 2021 г. в реестр участников НИС и открытие ИНС почти через десять лет после возникновения такого права, привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает право Куртаса И.Л, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Разрешая спорные правоотношения и установив имеющие значение обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о нарушении прав административного истца со стороны административных ответчиков.
С учетом делегированных военному ведомству полномочий, законодательно закрепленных, в частности, в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 и пункте 6 Порядка функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденного вышеназванным постановлением, а также в соответствии подпунктом 1 пункта 10 и пунктом 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации доводы представителя Трофимовой А.А. в кассационной жалобе о необоснованности возложения на Минобороны России обязанности по перечислению на ИНС Куртаса И.Л. как участника НИС денежных средств в размере неучтенного инвестиционного дохода противоречит вышеприведенным положениям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, при установленных обстоятельствах спора, утверждение представителя Трофимовой А.А. об отсутствии в административном деле доказательств нарушения прав и свобод административного истца со стороны Минобороны России не может свидетельствовать об ошибочности выводов судебных инстанций и ставить под сомнение законность и обоснованность принятых судебных решений.
Иная точка зрения автора кассационной жалобы на то, как должно было быть разрешено дело, направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, и не может являться основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
Как видно из содержания оспариваемых судебных актов, каких-либо нарушений применения норм материального права судебными инстанциями при рассмотрении указанного административного дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с этим кассационная жалоба представителя Минобороны России Трофимовой А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение 35 гарнизонного военного суда от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 8 июня 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Куртаса Игоря Леонидовича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.