Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар, поступившую в суд первой инстанции 23 сентября 2022 года на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению представителя ООО "Кубрента" по доверенности Орешниковой Л.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об определении кадастровой стоимости недвижимости равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кубрента" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1526 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 9211 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 7259 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2221 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований административным истцом предоставлены отчеты об оценке N 212/01/21, N 212/02/21, N 212/03/21, N 212/04/21 от 18 июня 2021 года, подготовленный ООО "Линия бизнеса", в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 17 555 104 рубля;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 62 874 286 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 18 416 083 рубля;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 9 530 311 рублей;
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером N состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 32 147 601 рублей 08 копеек;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 108 608 743 рублей 02 копейки;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 32 878 987 рублей 19 копеек;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 16 182 072 рублей 74 копейки;
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ООО "Кубрента" уплачивает арендные платежи, рассчитываемые исходя из кадастровой стоимости названных земельных участков. Так, значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости над его рыночной стоимостью, приводит к необоснованному увеличению арендных платежей, что нарушает права административного истца, как арендатора земельных участков.
Решением Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года, принятым в порядке упрощенного (письменного) производства заявленные ООО "Кубрента" требования удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость в отношении объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1526 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 22 552 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9211 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 75 829 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 7259 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 24 579 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2221 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 12 670 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости установлено 15 сентября 2021 года.
Судом взыскано с ООО "Кубрента" в пользу ООО "Центр экспертизы и оценки Луч" судебные расходы в размере 90 000 рублей за проведение судебной экспертизы.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кривошеева А.А, действующая в интересах администрации муниципального образования город Краснодар, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и просит в удовлетворении административных исковых требований ООО "Кубрента" отказать.
В соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из части 1 статьи 24 Закон о государственной кадастровой оценке к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке или Законом об оценочной деятельности в Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Закон о государственной кадастровой оценке).
Частью 3 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, если государственная кадастровая оценка проведена после принятия указанного решения в соответствии с положениями Закона о государственной кадастровой оценке, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке, кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций", административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, являющегося объектом налогообложения.
Согласно материалам дела, предметом настоящего спора является кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, принадлежащего истцу на праве аренды.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости указанных земельных участков, административным истцом в суд первой инстанции были представлены отчеты об оценке N 212/01/21, N 212/02/21, N 212/03/21, N 212/04/21 от 18 июня 2021 года, подготовленный ООО "Линия бизнеса", в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 17 555 104 рубля;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 62 874 286 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 18 416 083 рубля;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 9 530 311 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, проведение которой было поручено эксперту ООО "Центр экспертизы и оценки Луч" Дзюбе А.Д.
Согласно заключению эксперта N 3а-1779/21 от 29 декабря 2021 года, рыночная стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 22 552 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 75 829 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 24 579 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2020 года составляет 12 670 000 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы N 3а-1779/21 от 29 декабря 2021 года, суд апелляционной инстанции согласился с изложенными в ней выводами и обоснованно пришел к тому, что заключение указанной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N 3а-1779/21 от 29 декабря 2021 года, выполненной экспертом ООО "Центр экспертизы и оценки Луч" Дзюба А.Д не опровергнуты, доказательств её порочности не представлено.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении вышеуказанной судебной экспертизы, суду не представлено.
Более того, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 05 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретных объектов недвижимости.
При рассмотрении административного дела судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.