Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курчевской С.В, судей Бибеевой С.Е. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "Газпромтранс" о взыскании невыплаченной премии
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Чертановского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО1 и его представителя адвоката ФИО4, поддержавших жалобу, представителей ответчика ФИО5, ФИО6, возразивших против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО "Газпромтранс", с учетом уточнений просил взыскать с ответчика невыплаченную премию в размере 165 044 руб, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности начальника отдела по оформлению электронных ж/д документов управления диспетчерского контроля. Приказом N/к от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности или штата работников организации. Решением Чертановского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ N/к признан незаконным и отменен, истец восстановлен на работе с ДД.ММ.ГГГГ, однако, после восстановления на работе истцу не выплачена премия, приуроченная ко Дню нефтяной и газовой промышленности (05 сентября).
Решением Чертановского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Газпромтранс" о взыскании невыплаченной премии отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Истец обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, полагает, что судами неверно и неполно установлены фактические обстоятельства. Также ссылается на противоречия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность постановления суда апелляционной инстанции по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений нижестоящих судов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Требования к постановлению суда апелляционной инстанции содержатся в ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оно, в частности, должно содержать обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 статьи).
Данным требованиям решение и апелляционное определение не соответствуют.
Согласно положениям ст.ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся
работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего
по профессии).
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установлены ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
К ним, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации относятся (наряду с иными):
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в ООО "Газпромтранс" на должность инженера 1 категории диспетчерского отдела на основании трудового договора N-ТД от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника отдела по оформлению электронных ж/д документов управления диспетчерского контроля.
Приказом N/к от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации).
Решением Чертановского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ приказ N/к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО1 признан незаконным и отменен, а ФИО1 восстановлен на работе в ООО "Газпромтранс" в прежней должности.
Согласно п. 3.4 Трудового договора в период действия настоящего договора ООО "Газпромтранс" обязуется: предоставить работнику необходимые условия для его работы в ООО "Газпромтранс" в соответствии с его должностью, квалификацией и деловыми качествами (служебное помещение, офисную мебель и другое имущество, телефонную и факсимильную связь, а также необходимую оргтехнику, транспортные средства (в установленном порядке), оборудование и материалы); обеспечивать соблюдение соответствующих норм и требований действующего законодательства Российской Федерации в отношении трудовых прав и льгот.
Пунктом 4.2 Договора предусмотрено, что вознаграждение по итогам работы за год, премирование, льготы и другие выплаты производятся в порядке и размере, предусмотренном положениями, действующим в ООО "Газпромтранс".
Разделом 5 Положения об оплате труда работников ООО "Газпромтранс" предусмотрено единовременное премирование работников.
Согласно п. 5.1 Положения в соответствии с результатами труда работникам могут быть выплачены единовременные премии, в том числе ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности в соответствии с Порядком установления и расчета показателей премирования для выплаты премий к праздничным датам работникам Администрации (приложение 13 к Положению).
Отказывая в иске, районный суд (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, условиями трудового договора, Положением об оплате труда работников ООО "Газпромтранс" премии не являются обязательными, гарантированными и безусловными выплатами, носят стимулирующий характер, выплата данных сумм производится с учетом личного вклада работника и определяется работодателем. При этом доводы иска и апелляционной жалобы о том, что премиальная надбавка являлась составной частью заработной платы истца, в связи с чем ответчик незаконно не выплатил премию ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности, признаны судами несостоятельными.
Между тем, Положением об оплате труда работников ООО "Газпромтранс" в п. 5.1 установлено, что в соответствии с результатами труда работникам могут быть установлены единовременные премии, в частности, ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности, определены размеры премии в зависимости от стажа работы в процентах от должностного оклада, при этом п. 5.2 Положения установлено, что размеры единовременных премий могут быть снижены (премии могут не выплачиваться) работникам, имеющим неснятое дисциплинарное взыскание на дату издания организационно-распорядительного документа о выплате премии, а п. 5.3.3 Положения - что решение о выплате единовременных премий работникам филиала оформляется приказом филиала, в то время как премирование работников филиала за исполнение отдельных работ, имеющих важное значение для Общества, производится по согласованию с генеральным директором Общества.
Таким образом, судами при разрешении спора не учтены положения локального нормативного акта ответчика, согласно которым спорная премия выплачивается на основании приказа филиала, и снижение ее размера или полная невыплата конкретному работнику возможна только при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания на момент издания такого приказа. По усмотрению работодателя в зависимости от конкретных достижений выплачиваются иные премии.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса в состав заработной платы включаются премии. При этом работнику могут быть установлены два вида премий - премии постоянного и разового характера. Первые входят в систему оплаты труда, начисляются регулярно за выполнение заранее утвержденных показателей, у работника возникает право требовать их выплаты при условии выполнения указанных показателей (статья 135 Трудового кодекса). Вторые не являются гарантированным доходом работника, выступают дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяемой по усмотрению работодателя (статья 191 Трудового кодекса).
Вывод судов о том, что премия конкретно истцу выплачивается исключительно по усмотрению работодателя, сделан без проведения надлежащего анализа положения о порядке оплаты труда работников ответчика в полном объеме, а также во взаимосвязи с иными доказательствами по делу, фактическими обстоятельствами.
Возражая против кассационной жалобы ФИО1, представитель ответчика пояснил в судебном заседании, что в период с момента увольнения истца до его восстановления на работе в судебном порядке в обществе ДД.ММ.ГГГГ было принято дополнительное соглашение N к Коллективному договору между работниками и работодателем ООО "Газпромтранс" на 2019 - 2021 годы и Порядок установления и расчета показателей для выплаты премий к праздничным датам работникам Администрации ООО "Газпромтранс", являющийся Приложением N к Положению об оплате труда работников Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс", которые не распространяются на истца, поскольку он был восстановлен на работе после их принятия. При этом он был восстановлен в прежней должности в управлении диспетчерского контроля, которого фактически в настоящее время нет в структуре организации, соответственно, должность истца не включена в матрицу показателей, на основании которой рассчитывается размер премии после внесения изменений в коллективный договор и в положение об оплате труда, работодатель не обязан включать должность истца в матрицу, а использование показателей работы других управлений для расчета премии не корректно.
Данные доводы свидетельствуют о неверном толковании представителем общества норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела, поскольку частью 3 ст. 43 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
Восстановление работника на работе означает восстановление его во всех правах и обеспечение равенства положения с иными работниками организации. Вопреки мнению представителя общества, ФИО1 не может считаться вновь принятым на работу сотрудником.
Таким образов, выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать основанными на полном исследовании, установлении и оценке всех значимых обстоятельств дела. Допущенные нарушения прав кассатора нельзя восстановить без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, установить имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 15 июля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Чертановский районный суд г. Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.