Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 01 сентября 2022 г. по делу N 33а-900/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Ярмонова Р.В, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-317/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июня 2022 г, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Колесниковой ФИО7 об оспаривании действий командира войсковой части N, ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в октябре 2006 г. Колесникова поступила на военную службу по контракту, которую до августа 2014 г. проходила в войсковой части N. В мае 2007 г. ей присвоено воинское звание "данные изъяты", а поэтому по достижении 6 октября 2009 г. общей продолжительности военной службы три года она подлежала включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), однако в результате нераспорядительных действий командования войсковой части N в указанный реестр она включёна только в октябре 2020 г. с датой возникновения основания для включения в него с 6 октября 2009 г.
29 ноября 2020 г. ФГКУ "Росвоенипотека" открыло административному истцу именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с октября 2009 г. произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а с 4 квартала 2020 г. стало учитывать доход, получаемый от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход), размер которого на 1 января 2022г. составил 99 075 руб. 93 коп.
Полагая, что инвестиционный доход начислен в меньшем, чем причитается размере, Колесникова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила действия командира войсковой части N, связанные с невключением в реестр участников НИС, и просила обязать ФГКУ "Росвоенипотека" определить размер недополученного с октября 2009 г. инвестиционного дохода, а Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный с октября 2009 г. по 1 января 2022 г. инвестиционный доход, который учесть на её ИНС за счёт средств распределяемого дохода.
Также просила взыскать в свою пользу с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с ненаправлением документов для включения административного истца в реестр участников НИС, и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный Колесниковой с октября 2009 г. по 1 января 2022 г. инвестиционный доход в размере 1 413 774 руб. 07 коп, а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму на её ИНС.
Кроме того, с воинской части в пользу административного истца взысканы судебные расходы в размере 300 руб.
В удовлетворении остальных требований административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы её автор, приводя положения ст. 3, 5-6, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N655, отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС, который у Колесниковой до 29 ноября 2020 г. был закрыт, а поэтому до указанной даты денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, следовательно инвестиционного дохода не приносили.
Указывает, что выплата военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета, что фактически обязал сделать Министерство обороны Российской Федерации суд первой инстанции, не предусмотрена действующим законодательством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как верно установилсуд первой инстанции, Колесникова в силу с п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона относится к категории военнослужащих, для которой основанием включения в реестр НИС является достижение общей продолжительности военной службы по контракту три года начиная с 1 января 2005 г, которой она достигла 6 октября 2009 г, а поэтому с указанной даты подлежала включению в реестр участников НИС.
Вместе с тем в результате нераспорядительных действий командира войсковой части N в реестр участников НИС административный истец была включена только в октябре 2020 г. с датой возникновения основания для включения в этот реестр с 6 октября 2009 г, в связи с чем только в ноябре 2020 г. ей был открыт ИНС, как следствие накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, а поэтому доходы от их инвестирования до 4 квартала 2020 г. на её ИНС не учитывались.
Таким образом, поскольку Колесникова в реестр участников НИС включена только через 11 лет со дня возникновения у неё этого основания по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительными действиями командира войсковой части N, то она оказалась в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ней время стать участниками НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС накопления на её ИНС необоснованно учтены ФГКУ "Росвоенипотека" в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на её ИНС после даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением её права, гарантированного п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2022 г. инвестиционный доход у военнослужащих, получивших право на тех же условиях и в одно с Колесниковой время (с октября 2009 г.) стать участниками НИС, составил 1 512 850 руб, а у административного истца - 99 075 руб. 93 коп, суд первой инстанции, правильно применив положения ст. 5 Закона, Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" в счёт недополученного (учтённого в меньшем размере) инвестиционного дохода денежные средства в размере 1 413 774 руб. 07 коп.
Гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что реализация участником НИС права на формирование накоплений за счёт инвестиционного дохода, установленного п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, не зависит от своевременного исполнения должностными лицами обязанности по включению военнослужащего в реестр участников НИС.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, указание в обжалуемом решении о необходимости выделения (перечисления) Министерством обороны Российской Федерации в ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств для восстановления нарушенных прав административного истца основано на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 и постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N666, которыми на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем эта жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июня 2022 г. по административному иску Колесниковой ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.