Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 01 сентября 2022 г. по делу N 33а-908/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Ярмонова Р.В, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Давлетовой Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-346/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 23 июня 2022 г, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Коваленко ФИО7 об оспаривании действий командира этой же воинской части, ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, второй контракт о прохождении военной службы Коваленко заключила в ноябре 2011 г.
В рапорте от 24 июля 2012 г. она просила командира войсковой части N о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), однако этот рапорт командованием воинской части своевременно не был реализован, а поэтому в реестр участников НИС административный истец включена только в декабре 2021 г. с датой возникновения основания для включения в этот реестр с 24 июля 2012 г.
В декабре 2021 г. ФГКУ "Росвоенипотека" открыло Коваленко именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с июля 2012 г. произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а с 1 квартала 2022 г. стало учитывать получаемый доход от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход).
В январе 2022 г. административный истец подала заявление, в котором просила ФГКУ "Росвоенипотека" сообщить размер учтённых на её ИНС накоплений, в том числе инвестиционного дохода, на которое ей дан ответ от 21 февраля 2022 г, с содержанием которого она была не согласна.
Считая свои права нарушенными, Коваленко обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в непредставлении ей сведений о сумме учтённых на ИНС накоплений, и просила обязать указанный орган дать ответ.
Кроме того, просила обязать ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину причитающегося ей с июля 2012 г. инвестиционного дохода, который истребовать из Министерства обороны Российской Федерации, а указанный орган перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный с июля 2012 г. инвестиционный доход.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный Коваленко инвестиционный доход в размере 933 160 руб, которые обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на её ИНС. Кроме того, с воинской части в пользу административного истца суд взыскал судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальных требований гарнизонный военный суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование жалобы её автор, приводя положения ст. 3, 5-6, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пп. 7-8 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС, который у Коваленко до 30 декабря 2021 г. был закрыт, а поэтому до его открытия денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, а поэтому инвестиционного дохода не приносили. Следовательно, учитывать на ИНС административного истца инвестиционный доход с июля 2012 г. не представляется возможным.
Указывает, что выплата военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета, что фактически обязал сделать Министерство обороны Российской Федерации суд первой инстанции, не предусмотрена действующим законодательством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как верно установилсуд первой инстанции, Коваленко относится к категории военнослужащих, которая, заключив второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, может стать участниками НИС по желанию.
Поскольку второй контракт о прохождении военной службы административный истец заключила в ноябре 2011 г, а в рапорте от 24 июля 2012 г. выразила желание стать участником НИС, то с указанной даты она подлежала включению в реестр участников НИС, однако в этот реестр была включена только в декабре 2021 г, а поэтому накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, в связи с чем доходы от их инвестирования до декабря 2021 г. на ИНС административного истца не учитывались.
В связи с тем, что в результате нераспорядительных действий должностных лиц воинской части в реестр участников НИС Коваленко включена более чем через 9 лет со дня возникновения у неё этого основания, то она, о чём верно указано в обжалуемом решении, оказалась в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ней время стать участниками НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС накопления на ИНС административного истца необоснованно учтены ФГКУ "Росвоенипотека" в меньшем размере, а именно без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на её ИНС после даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением её права, гарантированного п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2022 г. инвестиционный доход у военнослужащего, получившего право на тех же условиях и в одно с Коваленко время (с июля 2012 г.) стать участником НИС, составил 933 160 руб, а у неё на указанную дату этот доход вообще не учитывался, суд первой инстанции, правильно применив положения ст. 5 Закона, Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учёта на её ИНС недополученный инвестиционный доход в размере 933 160 руб.
Гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что реализация участником НИС права на формирование накоплений за счёт инвестиционного дохода, установленного п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, не зависит от своевременного исполнения должностными лицами обязанности по включению военнослужащего в реестр участников НИС.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, указание в обжалуемом решении о необходимости выделения (перечисления) Министерством обороны Российской Федерации в ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств для восстановления нарушенных прав административного истца основано на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 и постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 666, которыми на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, не имеется оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем эта жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 23 июня 2022 г. по административному иску Коваленко ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.