Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 15 сентября 2022 г. по делу N 33а-955/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Ярмонова Р.В, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-288/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 мая 2022 г, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Шарова ФИО7 об оспаривании действий командира этой же воинской части, ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Шаров заключил 18 апреля 2007 г.
В октябре 2007 г. административному истцу присвоено воинское звание прапорщика, в связи с чем по достижении 18 апреля 2010 г. общей продолжительности военной службы три года он подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), однако в результате нераспорядительных действий командира войсковой части N в указанный реестр он включён только в марте 2017 г. с датой возникновения основания для включения в него с 18 апреля 2010 г.
30 марта 2017 г. ФГКУ "Росвоенипотека" открыло административному истцу именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с апреля 2010г. произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а с 2 квартала 2017 г. стало учитывать доход, получаемый от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход), размер которого на 1 января 2022 г. составил 706 572 руб. 24 коп.
Полагая, что инвестиционный доход начислен в меньшем, чем причитается размере, Шаров через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС, и просил обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный с апреля 2010 г. по 31 декабря 2022 г. инвестиционный доход в размере 1 308 670 руб. за вычетом учтённого дохода, а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть его на открытом ему ИНС.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части 12128, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" недополученный Шаровым с апреля 2010 г. по 1 января 2022 г. инвестиционный доход в размере 710 307 руб. 76 коп, а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму на его ИНС.
Кроме того, с воинской части в пользу административного истца взыскал судебные расходы в размере 300 руб.
В требованиях о перечислении в ФГКУ "Росвоенипотека" и учёте на ИНС инвестиционного дохода в большем размере гарнизонный военный суд Шарову отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы её автор, приводя положения ст. 3, 5-6, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N655, отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС, который у Шарова до марта 2017 г. был закрыт, а поэтому до этого времени денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, следовательно инвестиционного дохода не приносили.
Указывает, что выплата административному истцу недополученного инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета, что фактически обязал сделать Министерство обороны Российской Федерации суд первой инстанции, не предусмотрена действующим законодательством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N1888 определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как верно установилсуд первой инстанции, Шаров в силу с п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона относится к категории военнослужащих, для которой основанием включения в реестр НИС является достижение общей продолжительности военной службы по контракту три года начиная с 1 января 2005 г, которой он достиг 18 апреля 2010 г, а поэтому с указанной даты подлежал включению в реестр участников НИС.
Вместе с тем в результате нераспорядительных действий командира войсковой части N в вышеуказанный реестр административный истец включён только в марте 2017 г. с датой возникновения основания для включения в него с 18 апреля 2010 г, в связи с чем только в марте 2017 г. ему был открыт ИНС, как следствие накопительные взносы, которые должны были поступить на него из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, а поэтому доходы от их инвестирования до 2 квартала 2017 г. на ИНС не учитывались.
Таким образом, поскольку в результате нераспорядительных действий командира войсковой части N Шаров в реестр участников НИС включён почти через 7 лет со дня возникновения у него этого основания, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ним время стать участниками НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС накопления на его ИНС необоснованно учтены ФГКУ "Росвоенипотека" в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на его ИНС после даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением его права, гарантированного п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2022 г. инвестиционный доход у военнослужащих, получивших право на тех же условиях и в одно с Шаровым время (с апреля 2010 г.) стать участниками НИС, составил 1 416 880 руб, а у административного истца - 706 572 руб. 24 коп, суд первой инстанции, правильно применив положения ст. 5 Закона, Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" в счёт недополученного (учтённого в меньшем размере) инвестиционного дохода денежные средства в размере 710 307 руб. 76 коп.
Гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что реализация участником НИС права на формирование накоплений за счёт инвестиционного дохода, установленного п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, не зависит от своевременного исполнения должностными лицами обязанности по включению военнослужащего в реестр участников НИС.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, указание в обжалуемом решении о необходимости перечисления Министерством обороны Российской Федерации в ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств для восстановления нарушенных прав административного истца основано на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 и постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N666, которыми на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 мая 2022 г. по административному иску Шарова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.