Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 22 сентября 2022 г. по делу N 33а-980/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Ярмонова Р.В, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Гавриловой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-292/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2022 г, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Пакшаева ФИО10 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с августа 2006 г. Пакшаев обучался в высшем военном училище, в котором в ноябре 2007 г. заключил первый контракт о прохождении военной службы. По окончании военного училища, которое в 2010 г. переименовано в филиал Военного учебно-научного центра военной академии (далее - филиал военной академии), административному истцу 22 октября 2011 г. присвоено первое воинское звание офицера, что являлось основанием для включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр НИС).
Однако в реестр участников НИС Пакшаев включён только в сентябре 2015 г. с датой возникновения основания для включения в этот реестр с 22 октября 2011 г.
В октябре 2015 г. ФГКУ "Росвоенипотека" открыло административному истцу именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с октября 2011 г. произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а с 4 квартала 2015 г. стало учитывать доход, получаемый от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход), размер которого на 1 января 2020 г. составил 588 904 руб. 39 коп.
В августе 2020 г. Пакшаеву, приобретшему право на использование накоплений для жилищного обеспечения и изъявившему желание реализовать это право, перечислены указанные накопления.
Полагая, что на ИНС инвестиционный доход был учтён в меньшем, чем причитается размере, и в августе 2021 г. получив отказ ФГКУ "Росвоенипотека" в учёте на ИНС инвестиционного дохода в большем размере, Пакшаев через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС, и просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода и за вычетом учтённого учесть на его ИНС указанный доход за период с октября 2011 г. по 31 декабря 2020 г.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия начальника филиала военной академии, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" в счёт недополученного за период с октября 2011 г. по 1 января 2020 г. инвестиционного дохода денежные средства в размере 219 175 руб. 61 коп, а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму на ИНС Пакшаева. Также взыскал в его пользу с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении требований о возложения на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности учесть инвестиционный доход после 1 января 2020 г. гарнизонный военный суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что в силу положений ст. 3, 5-6, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пп. 7-8 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС, который у Пакшаева до 29 октября 2015 г. был закрыт, а поэтому до этого времени инвестиционный доход не учитывался, так как денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались.
Отмечает, что выплата военнослужащим-участникам НИС недополученного инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета, что фактически обязал сделать Министерство обороны Российской Федерации суд первой инстанции, не предусмотрена действующим законодательством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона относится к категории военнослужащих, для которой безусловным основанием включения в реестр участников НИС является получение первого воинского звания офицера в связи с окончанием военной образовательной организации высшего образования.
Поскольку первый контракт о прохождении военной службы Пакшаев заключил после 1 января 2005 г. и в связи с окончанием военного учебного заведения 22 октября 2011 г. ему присвоено первое воинское звание офицера, то с указанной даты он подлежал включению в реестр участников НИС, вместе с тем, в этот реестр он был включён только в сентябре 2015 г. с датой возникновения основания для включения 22 октября 2011 г, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доход от их инвестирования до 4 квартала 2015 г. не учитывался.
Таким образом, поскольку в результате нераспорядительных действий начальника военного учебного заведения в реестр участников НИС Пакшаев включён почти через 5 лет со дня возникновения у него этого основания, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ним время стать участниками НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС накопления на его ИНС необоснованно учтены ФГКУ "Росвоенипотека" в меньшем размере, а именно без учёта дохода от их инвестирования, который мог быть учтён на его ИНС после даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением его права, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2020 г. инвестиционный доход у военнослужащего, получившего право на тех же условиях и в одно с Пакшаевым время (с октября 2011 г.) стать участником НИС, составил 808 080 руб, а у административного истца - 588 904 руб. 39 коп, суд первой инстанции, правильно применив положения ст. 5 Закона, Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" в счёт недополученного (учтённого в меньшем размере) инвестиционного дохода денежные средства в размере 219 175 руб. 61 коп.
Гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что реализация участником НИС права на формирование накоплений за счёт инвестиционного дохода, установленного п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, не зависит от своевременного исполнения должностными лицами обязанности по включению военнослужащего в реестр участников НИС.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, указание в обжалуемом решении о необходимости перечисления Министерством обороны Российской Федерации в ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств для восстановления нарушенных прав административного истца основано на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 и постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N666, которыми на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем эта жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2022 г. по административному иску Пакшаева ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.