Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Батялова В.А, судей
Красновой Н.П, Буруновой С.В, при секретаре
Защитниковой А.М, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области N118 от 24 марта 2016 года "Об утверждении "Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области", по апелляционным жалобам Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области ФИО9 представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области - ФИО10 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области N118 от 24 марта 2016 года утвержден проект "Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области".
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части, указав, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" графического совмещения материалов лесоустройства на границы муниципального образования Колтубановский поссовет, определенные основным чертежом Генерального плана, установлено включение лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в границы:
п. Колтубановский - в квартале 30 выдела 1 - 3, в квартале 31 выдел 1, в квартале 32 выдел 1 Боровского участкового лесничества; в квартале 28 выдел 10 Бузулукского сельского участкового лесничества;
п. Елшанский - в квартале 38 выдела 1 - 3 Боровского участкового лесничества;
п. Паника - в квартале 5 выдела 75, 93, 94, 95, в квартале 18 выдел 1, в квартале 27 выдела 4 - 6 Боровского участкового лесничества;
п. Паника (хутор Гремячий) в квартале 13 выдела 18, 19, 76 Боровского участкового лесничества;
п. Партизанский - в квартале 27 выдела 1 - 3, 8, 9 Боровского участкового лесничества;
п. Заповедный - в квартале 5 выдела 1, 90, 91, в квартале 7 выдел 1, в квартале 8 выдела 2 - 7 Боровского участкового лесничества;
п. Опытный - в квартале 8 выдела 2, 8 - 13, 21, в квартале 9 выдел 1 Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества Оренбургской области.
Общая площадь пересечения составляет 507, 8128 га.
Рослесхоз указывает, что при принятии административным ответчиком вышеуказанного решения согласование документа территориального планирования муниципального образования Колтубановский поссовет в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом не обеспечено, что, по мнению административного истца, свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки и утверждения Генерального плана. Просит суд признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет от 24 марта 2016 года N118 "Об утверждении "Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области" в части включения в границы населенных пунктов вышеперечисленных земельных участков из состава земель лесного фонда.
Решением Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области о признании частично недействующим решения Совета депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области от 24 марта 2016 года N118 "Об утверждении "Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области" - удовлетворено; признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области от 24 марта 2016 года N118 "Об утверждении "Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области".
В апелляционной жалобе административный ответчик Совет депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области (далее также - Совет депутатов МО Колтубановский поссовет) просил решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в ЕГРН сведений о границах Бузулукского лесничества Оренбургской области не вносились, границы лесного фонда в установленном законом порядке не установлены, на кадастровый учет не поставлены, реестрового номера не имеют, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящим технический характер, при этом административный истец уклоняется от проведения полноценного проектирования лесов; обращает внимания, что Администрацией МО Колтубановский поссовет в лице МУП "АиКС", действующего на основании контракта, обязанности по соблюдению процедуры согласования генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, были выполнены; вопреки мнению административного истца о неясности, за счет земель каких категорий происходит изменение границ населенных пунктов, проект Генерального плана содержал в числе материалов по обоснованию проекта генерального плана перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов с указанием категории земель, к которым они относятся на момент включения (раздел ГКН) и с указанием категории, к которой планируется отнести земельные участки; ссылаясь на ст.61 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой орган регистраций прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, учитывая отсутствие указанного решения о необходимости устранения реестровых ошибок, а так же приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, установленный статьёй 14 Федерального закона N 172-ФЗ, спорные земли не могут быть отнесены к категории земель лесного фонда.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области (далее также - администрация МО Колтубановский поссовет) просило решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие включение в границы населенных пунктов участков, образованных из земель лесного фонда; в ЕГРН сведений о границах Бузулукского лесничества Оренбургской области не вносились, границы лесного фонда в установленном законом порядке не установлены, на кадастровый учет не поставлены, реестрового номера не имеют, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящим технический характер; согласно заключения кадастрового инженера, имеющегося в материалах дела, земельные участки, располагающиеся по данным ГЛР в границах п.Партизанский, Боровское участковое лесничество квартал 27 выдел 1, 2, 3 не могут быть отнесены к лесным участкам, так как в их границах имеются жилые дома, не относящиеся к лесной инфраструктуре, что противоречит положениям Лесного Кодекса РФ, следовательно можно сделать вывод, что в границах участков ведется деятельность, не предусмотренная лесным законодательством, то есть заключение кадастрового инженера является доказательством того, что спорные земельные участки не являются лесными, а следовательно принятое Решение Совета депутатов не может нарушать права административного истца; обращает внимания, что обязанность по соблюдению процедуры согласования генерального плана была выполнена полностью, в установленные законом сроки; считают, что суд первой инстанции подошел к рассмотрению спора формально и вышел за приделы заявленных исковых требований.
Административным истцом и заинтересованным лицом - Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - представлены возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просили решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заинтересованным лицом - администрацией муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области (далее - администрация МО Бузулукский район) представлен отзыв на апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица администрации МО Колтубановский поссовет и представитель заинтересованного лица администрации МО Бузулукский район, участвующие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи доводы апелляционных жалоб поддержали, просили их удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования Колтубановский поссовет является сельским поселением, образованным в соответствии с законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией 6 сельских населенных пунктов, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и (или) иные органы местного самоуправления.
В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Генеральные планы поселений могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке, что следует из пункта 2 части 1 и части 4 статьи 18 ГрК РФ.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Пунктом 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования, в том числе внесение изменений в такие планы, предусмотрены статьями 24 и 25 ГрК РФ, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах, об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий, о лесных участках и об их границах, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов, об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве, о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: 2) земли населенных пунктов; 5) земли лесного фонда.
Из изложенного следует, что земли населенных пунктов и земли лестного фонда относятся к разной категории земель.
В статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Положениями подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Исходя из положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Частью 8 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Лесного кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением ВЦИК от 25 июля 1923 года, а также статей 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статей 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1977 года, статей 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем необходимо согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для включения таких участков в границы городского поселения.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В соответствии с действовавшей до 01 июля 2018 года редакцией статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, до 1 января 2017 года государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", частью 6 статьи 47 которого установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Решением Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области N118 от 24 марта 2016 года утвержден проект "Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области".
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области и вступил в силу после официального опубликования.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В период подготовки проекта "Внесение изменений в генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области" действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Порядок), который утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.07.2016 N460, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Пунктом 2.1 названного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерства регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом, обладавшим организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусмотрено направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка (пункт 2.9 Порядка согласования).
В силу подпункта "в" пункта 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N736 "О федеральном агентстве лесного хозяйства", Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет, в том числе, рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Таким образом, отраслевым федеральным органом, осуществляющим рассмотрение генеральных планов поселений с подготовкой заключений, является Рослесхоз.
Из материалов административного дела следует, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения границ населенных пунктов (пос. Елшанский, пос. Заповедный, пос. Паника, пос. Опытный, пос. Партизанский, пос. Колтубановский, н.п. Паника (хутор Гремячий) муниципального образования Колтубановский поссовет), отраженных в Генеральном плане, с материалами лесоустройства Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества Оренбурской области, имеет место наложение границ населенных пунктов на земли лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, в границы населенных пунктов муниципального образования Колтубановский поссовет включены:
п. Колтубановский - в квартале 30 выделы 1 - 3, в квартале 31 выдел 1, в квартале 32 выдел 1 Боровского участкового лесничества; в квартале 28 выдел 10 Бузулукского сельского участкового лесничества;
п. Елшанский - в квартале 38 выделы 1 - 3 Боровского участкового лесничества;
п. Паника - в квартале 5 выделы 75, 93, 94, 95, в квартале 18 выдел 1, в квартале 27 выделы 4 - 6 Боровского участкового лесничества;
п. Паника (хутор Гремячий) в квартале 13 выделы 18, 19, 76 Боровского участкового лесничества;
п. Партизанский - в квартале 27 выделы 1 - 3, 8, 9 Боровского участкового лесничества;
п. Заповедный - в квартале 5 выделы 1, 90, 91, в квартале 7 выдел 1, в квартале 8 выделы 2 - 7 Боровского участкового лесничества;
п. Опытный - в квартале 8 выделы 2, 8 - 13, 21, в квартале 9 выдел 1 Боровского участкового лесничества Бузулукского лесничества Оренбургской области.
Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенных пунктов п. Колтубановский, п. Елшанский, п. Паника, п. Паника (хутор Гремячий), п. Партизанский, п. Заповедный, п. Опытный, входящих в состав муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, подтвержден картами-схемами, подготовленными Федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг", информацией государственного лесного реестра - таксационным описанием, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда.
Исходя из изложенного, несостоятельны доводы апелляционных жалоб как об отсутствии доказательств, подтверждающих включение в границы населенных пунктов участков, образованных из земель лесного фонда, так и о невозможности отнесения спорных земель к категории земель лесного фонда ввиду невнесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничеств, не установления в установленном законом порядке границ лесного фонда, не поставки их на кадастровый учет, отсутствия у них реестрового номера и ведения в границах спорных участков деятельности, не предусмотренная лесным законодательством (расположены жилые дома, административные здания, развита инфраструктура и т.п.).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку не пройдены установленные законом согласительные процедуры, а также ввиду внесения оспариваемым нормативным правовым актом изменений в признанный недействующим генеральный план.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, письмом администрации МО Колтубановский поссовет N182 от 06 октября 2015 года Министерство экономического развития Российской Федерации органом местного самоуправления уведомлено об обеспечении доступа к проекту внесения изменений в генеральный план и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования в соответствии с положениями статьи 25 ГрК РФ.
13 ноября 2015 года Рослесхоз направил в Министерство экономического развития Российской Федерации письмо, в соответствии с которым Рослесхоз не согласовывает проект внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет, поскольку из представленных текстовых и графических материалов следует, что проектом предусмотрено изменение границ п. Партизанский и установление границ п.Елшанский, п. Опытный, п. Паника, п. Заповедный, однако неясно, за счет какой категории земель происходят данные изменения; в представленных текстовых материалах отсутствует информация о балансе земель лесного фонда на современное состояние и на расчетный срок.
Министерством экономического развития Российской Федерации 04 октября 2016 года направлено в администрацию МО Колтубановский поссовет Сводное заключение о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет, из которого следует, что заключения о несогласии с проектом внесения изменений в генеральный план были получены от Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства лесного хозяйства. Данные замечания не были урегулированы по итогам согласительного совещания в Минэкономразвития России. Проект внесения изменений в генеральный план считается несогласованным с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Доказательства получения административным ответчиком положительного сводного заключения на проект документа территориального планирования до принятия оспариваемого нормативного правового акта материалы административного дела не содержат.
При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о получении положительного заключения Рослесхоза по проекту внесения изменений в генеральный план административным ответчиком, на котором в силу положений части 2 статьи 62 КАС РФ лежит бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта, не представлено.
Вместе с тем проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет в отсутствие согласования с Рослесхозом в порядке статьи 25 ГрК РФ был внесен на рассмотрение Совета депутатов МО Колтубановский поссовет и утвержден решением N118 от 24 марта 2016 года.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка внесения изменений в генеральный план.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план поселения утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Как правильно указал суд первой инстанции, иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Указанный подход в полной мере соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации о том, что при отсутствии положительного заключения Рослесхоза по проекту генерального плана утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана муниципального образования (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2022 N 89-КАДПР22-1-).
С учетом изложенного являются несостоятельными доводы апелляционных жалоб о нарушении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти срока согласования проекта генерального плана и, соответственно, наличии оснований для применения положения частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ, а также о необоснованности возражений Рослесхоза, изложенных в направленном 13.11.2015 г. в Министерство экономического развития Российской Федерации письме, в соответствии с которым Рослесхоз не согласовывает проект внесения изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду внесения данным актом изменений в признанный не действующим генеральный план.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, оспариваемым решением Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области N118 от 24 марта 2016 года утвержден проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов N138 от 13 августа 2013 года.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2015 года, вступившим в законную силу 28 января 2016 года, генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов МО Колтубановский поссовет N138 от 13 августа 2013 года признан недействующим.
При этом решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 24 марта 2022 года признано незаконным бездействие администрации МО Колтубановский поссовет по непринятию мер к разработке генерального плана МО; на администрацию МО Колтубановский поссовет возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и внести на утверждение представительного органа МО Колтубановский поссовет проект генерального плана МО Колтубановский поссовет в соответствии с требованиями статьи 24 ГРК РФ.
Установив нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, свидетельствующие об отсутствии у него юридической силы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов МО Колтубановский поссовет N118 от 24 марта 2016 года "Об утверждении "Внесение изменений в генеральный план МО Колтубановский поссовет" не действующим полностью с момента его принятия.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, данными в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым акты, имеющие нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что суд первой инстанции подошел к рассмотрению спора формально и вышел за пределы заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего обеспечения защиты прав Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области ввиду отсутствия у лица, представлявшего административного ответчика в суде первой инстанции, адвоката, высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности не свидетельствуют о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку данное обстоятельство не повлекло принятие неправильного решения по делу.
Иные доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области, Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.