Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юсовой Ольги Николаевны на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от
1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 апреля 2022 года по гражданскому делу N 2-108/2022 по иску Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" к Юсовой Ольге Николаевне о взыскании денежных средств, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА
:
Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", учреждение) обратилось в суд с иском к Юсовой О.Н. о взыскании излишне выплаченной суммы денежной выплаты, мотивируя следующим. 01 июня 2020 года Юсова О.Н, в соответствии с Законом Оренбургской области от 09 апреля 2020 года N 2177/580-VI-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет" обратилась в филиал ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г..Кувандыке о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, приложив все необходимые документы, в том числе, сведения о доходах семьи и объяснительную от ее супруга - Юсова Е.Э. о том, что он дохода не имеет, нигде не работает, проживает вместе с семьей в с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области. При подаче указанного заявления Юсова О.Н. была предупреждена об ответственности за достоверность предоставляемых сведений. На основании представленных документов Юсовой О.Н. назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет: Юсова Михаила Евгеньевича, 29 мая 2014 года рождения, Юсова Бориса Евгеньевича, 11 августа 2016 года рождения, Юсова Дениса Евгеньевича, 11 августа 2016 года рождения, размер выплаты составил 4 950 рублей на одного ребенка ежемесячно. Такая выплата ей производилась с 01 января 2020 года. С 01 января 2021 года указанные выплаты проиндексированы и составили 5208, 50 рублей на каждого ребенка. 12 апреля 2021 года Юсова О.Н. повторно обратилась в филиал ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г..Кувандыке с заявлением о перерасчете ей ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
При этом, будучи предупрежденной об ответственности за недостоверные сведения, в заявлении о составе семьи и в сведениях о доходах указала на отсутствие у супруга Юсова Е.Э. работы и какого-либо дохода. Вместе с тем, в порядке межведомственного взаимодействия учреждение направило запросы в ИФНС и ПФР, из ответов которых установлено, что супруг Юсовой О.Н. - Юсов Е.Э. в 2019-2021 гг. осуществлял трудовую деятельность и имел доход. Учреждением произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи Юсовых и установлено, что на дату первоначального обращения Юсовой О.Н. в филиал ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г..Кувандыке 01 июня 2020 года Юсова О.Н. права на такую ежемесячную денежную выплату не имела, поскольку среднедушевой доход семьи составил 18026, 48 рублей и превышал величину прожиточного минимума на душу населения - 9 980, 25 рублей. В результате предоставления недостоверных сведений о доходах семьи за период с 01 января 2020 года по 31 апреля 2021 года Юсовой О.Н. необоснованно выплачено 240702 рубля в качестве ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет (за 2020 год - 178200 рублей; за 2021 год - 62502 рубля). В адрес Юсовой О.Н. направлялось уведомление о необходимости погашения образовавшейся переплаты, но денежные средства не возвращены. Руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с Юсовой О.Н. в пользу ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" необоснованно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет за период с 01 января 2020 года по 31 апреля 2021 года.
Решением Кувандыкского районного суда от 1 февраля 2022 года исковые требования ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" удовлетворены. С Юсовой О.Н. в пользу ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" взысканы денежные средства| размере 240 702 рубля, а также взыскана в доход бюджета государственная пошлина в размере 5 607, 02 рубля.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 апреля 2022 года решение оставлено без изменения.
Юсова О.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Юсова О.Н. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленных судебных актов по следующим основаниям.
Судом установлено, что 01 июня 2020 года Юсова О.Н. обратилась в ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", филиал в г. Кувандык, с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на детей: Юсова Михаила Евгеньевича, 29 мая 2014 года рождения, Юсова Бориса Евгеньевича, 11 августа 2016 года рождения, Юсова Дениса Евгеньевича, 11 августа 2016 года рождения.
В сведениях о составе семьи указаны: заявитель Юсова О.Н, супруг Юсов Е.Э, дети Юсов Р.Е, 01 августа 2006 года рождения, Юсов Д.Е, 18 февраля 2008 года рождения, Юсова В.Е, 20 марта 2009 года рождения, Юсов М.Е, 29 мая 2014 года рождения, Юсов Б.Е. и Юсов Д.Е, 11 августа 2016 года рождения. В разделе "сведения о доходах Юсова Е.Э." доходы супруга не указаны. Из заявления также следует, что Юсова О.Н. предупреждена об ответственности за достоверность представленных сведений, о чем имеется ее подпись.
Из объяснительной Юсова Е.Э. от 01 июня 2020 года, представленного ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты следует, что он не представляет трудовую книжку, так как никогда и нигде не работал и не работает, индивидуальным предпринимателем не является. Предупрежден об ответственности за предоставление ложной информации.
Из справки Ильинского отдела по работе с сельским населением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 01 июня 2020 года, представленной Юсовой О.Н. к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты, следует, что Юсов Е.Э. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", на территории Ильинского отдела не работает.
Согласно сведениям о доходах семьи Юсовой О.Н. за период с 01 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года (на дату обращения 01 июня 2020 года) совокупный доход семьи заявителя, состоящей из восьми человек, за месяц составляет 5353, 12 рублей, среднемесячный доход на 1 человека - 669, 14 рублей.
10 июня 2020 года Юсовой О.Н. назначена ежемесячная денежная выплата на троих детей в возрасте от трех до семи лет, в размере 4950 рублей на одного ребенка, на детей: Юсова М.Е, 29 мая 2014 года рождения, Юсова Б.Е, 11 августа 2016 года рождения, Юсова Д.Е, 11 августа 2016 года рождения, на период с 01 января 2020 года по 31 мая 2021 года.
Протоколами о перерасчете назначения МСП "Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до семи лет" от 02 апреля 2021 года Юсовой О.Н. произведен перерасчет, сумма ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2021 года составила 5208, 50 рублей на одного ребенка.
Судом установлено, что Юсовой О.Н. начислено и выплачено ежемесячное денежное пособие на троих детей в возрасте от 3 до 7 лет за период с 01 января 2020 года по 31 апреля 2021 года в размере 240702 руб.
Из материалов дела также следует, что 12 апреля 2021 года Юсова О.Н. обратилась в ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, указав тот же состав семьи, а в сведениях о супруге указав Юсова Е.Э, место работы последнего не указано.
В рамках межведомственного взаимодействия ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" 12 апреля 2021 года обратилось в ФНС с запросом о доходах супруга заявителя Юсова Е.Э.
Согласно ответам налогового органа от 14 апреля 2021 года, Юсов Е.Э. в период 2019-2020 года осуществлял трудовую деятельность и получал доход. Сведения представлены на основании справок 2-НДФЛ.
Как следует из сведений о доходах семьи Юсовой О.Н. за период с 01 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года (на дату обращения 16 апреля 2021 года) совокупный доход семьи заявителя, состоящей из восьми человек, с учетом сведений о доходах супруга заявителя Юсова Е.Э, за месяц составляет 144211, 84 рублей, среднемесячный доход на 1 человека - 18026, 48 рублей.
Протоколом филиала ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке от 13 мая 2021 года Юсовой О.Н. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в связи с тем, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума.
03 июня 2021 года Юсовой О.Н. направлено уведомление о возврате выплаченных сумм МСП "Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до семи лет" за период с 01 января 2020 года по 31 апреля2021 года в размере 240 702 рубля, в связи с предоставлением недостоверной информации.
Судом установлено, что требования ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержка населения" в г. Кувандыке в добровольном порядке Юсовой О.Н. удовлетворены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт получения Юсовой О.Н. выплат без установлений законом оснований, а также факт недобросовестности Юсовой О.Н. в получении спорных сумм нашли свое подтверждение, в связи с чем, применив положения статей 1109, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчицы в пользу истца сумму неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции в решении сослался на пояснения Юсовой О.Н, указав, что объяснение о том, что Юсов Е.Э. нигде не работает в адрес истца от его имени написала сама ответчица, указав недостоверную информацию. Юсова О.Н. не спрашивала, где работает ее супруг.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с постановленным решением и его обоснованием, указал, что Юсова О.Н. пояснила, что при обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты объяснения от имени супруга об отсутствии работы по трудовому договору подписала она сама, зная о том, что супруг работает и имеет доход.
Вместе с тем, как усматривается из протокола судебного заседания суда первой инстанции от 1 декабря 2022 года (л.д. 124-125), Юсова О.Н. исковые требования не признавала. Пояснила, что с мужем фактически не проживает с 2018 года, Юсов Е.Э. материально не помогает, обратилась за получением ежемесячной денежной выплаты на детей, чтобы содержать детей на пособие.
Суд первой инстанции обозревал в судебном заседании решение суда от 9 декабря 2021 года о взыскании алиментов с Юсов Е.Э. (решение суда в материалах дела отсутствует).
В апелляционной жалобе Юсова О.Н. указывала, что не знала о трудоустройстве мужа, полагала, что все необходимые запросы ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержка населения" направят и получат официальные ответы из ИФНС и ПФР об отсутствии официального дохода супруга.
Как усматривается из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 20 апреля 2022 года (л.д. 154-155), Юсова О.Н. доводы жалобы подержала, пояснила, что супруг живет с другой женщиной.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Приведенным конституционным положениям корреспондируют нормы статьи 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1), которая признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится и ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Закон Оренбургской области от 09 апреля 2020 года N 2177/580- VI-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет" устанавливает условия, порядок назначения и осуществления на территории Оренбургской области ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
В соответствии с абз. первым статьи 3 указанного Закона ежемесячная денежная выплата назначается на 12 месяцев со дня обращения за такой выплатой, если иное не установлено настоящим Законом, но не ранее возникновения права на нее и не более чем до дня достижения ребенком возраста 8 лет.
Постановлением Губернатора Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).
Ежемесячная выплата назначается и выплачивается государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" (пункт 9 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка ежемесячная выплата назначается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Оренбургской области на дату обращения за назначением указанной выплаты.
На основании пункта 22 Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях или образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 25 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, указанные в приложении N 1 к настоящему Порядку, запрашиваются филиалами учреждения в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В случае если при обращении за назначением ежемесячной выплаты заявителем представлен неполный комплект указанных в пункте 13 настоящего Порядка документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, заявитель вправе представить недостающие документы (сведения) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления филиалом учреждения (пункт 14 Порядка).
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
Согласно пункту 17 Порядка, в случае установления факта наличия в заявлении и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации филиал учреждения вправе вернуть такие заявление и (или) документы заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается филиалом учреждения в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления в филиал учреждения. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае не поступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия (пункт 18 Порядка).
Основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты указаны в пункте 19 Порядка.
Из положения о филиале ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке усматривается, что филиал осуществляет деятельность, в том числе, проводит прием и проверку документов, необходимых для принятия решения о праве граждан на получение социальных выплат, определяет право граждан на меры социальной поддержки, принимает решение о назначении, отказе в назначении соответствующих выплат, проводит разъяснительную работу.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной денежной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося ежемесячной денежной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма ежемесячной денежной выплаты подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке, возражений Юсовой О.Н. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Юсовой О.Н. при обращении ее в ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке и получении в 2020г. и 2021 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке своих должностных обязанностей при предоставлении Юсовой О.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет или наличия счетной ошибки при осуществлении Юсовой О.Н. этой выплаты.
Суд первой инстанции, разрешая спор по иску ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке о взыскании с Юсовой О.Н. в качестве неосновательного обогащения полученной ею ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, оставил без внимания и должной оценки пояснения ответчицы о том, что о трудоустройстве супруга она не знала, материальной помощи от Юсова Е.Э. не получала, рассчитывала на то, что истец направит запросы и получит официальные ответы из ИФНС и ПФР об отсутствии официального дохода супруга.
Других юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции не устанавливал, не определилв качестве юридически значимых обстоятельств надлежащее или ненадлежащее исполнение сотрудниками ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в г. Кувандыке своих должностных обязанностей при предоставлении Юсовой О.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения закона не устранил.
Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена выплата. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) абзац девятый пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
В связи с чем, решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 апреля 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 апреля 2022 года отменить.
Гражданское дело N 2-108/2022 по иску Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" к Юсовой Ольге Николаевне о взыскании денежных средств направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кувандыкский районный суд Оренбургской области.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.