Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-582/2022 по апелляционной жалобе Клюкина А.И. на решение Свердловского областного суда от 3 августа 2022 года, которым в удовлетворении его административного иска о признании не действующим указа Губернатора Свердловской области от 27 октября 2021 года N 616-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения Клюкина А.И, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Губернатора Свердловской области Ануфриева А.А, возражавшего против ее удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством видео-конференц связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Губернатором Свердловской области 18 марта 2020 года издан указ N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - Указ N 100-УГ). В эту же дату Указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области "www.pravo.gov66.ru".
Указом Губернатора Свердловской области от 27 октября 2021 N 616-УГ)" (далее - Указ N 616-УГ), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области "www.pravo.gov66.ru" в эту же дату, внесены изменения в Указ N 100-УГ.
Клюкин А.И. обратился в суд с административным иском о признании не действующим Указа от 27 октября 2021 N 616.
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылался на то, что в пункт 1 Указа N 100-УГ, внесены изменения на языке не являющимся русским языком, а также изменения с использованием слов и аббревиатур, составленных из начальных букв алфавита, не являющего основой государственного языка Российской Федерации, что является нарушением статьи 21 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области". Изложение указа на языке, не являющимся государственным, нарушает его право на пользование государственным языком, а так же на получение информации на государственном языке Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 3 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Сухих А.В. просит решение суда отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пунктам "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
Под чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера согласно Федеральному закону N 68-ФЗ понимается сложившаяся обстановка, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Начиная с 01 апреля 2020 года распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "м" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ). Эти же органы наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года).
Таким образом, федеральный законодатель установилправо регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно (то есть, с учетом складывающейся ситуации) предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
В Свердловской области отношения в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулирует Закон Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области" (далее - Областной закон). Статья 6 Областного закона определяет компетенцию Губернатора Свердловской области и предусматривает, что Губернатор Свердловской области вводит режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При введении режима повышенной готовности Губернатор Свердловской области может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные федеральным законом (подпункты 3-1 и 3-3 статьи 6).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации и Свердловской области принят Указ N 100-УГ, а впоследствии в него внесены изменения Указом N 616-УГ.
Указ N 616-УГ содержит положения, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и, как верно установлено судом первой инстанции, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе устанавливающим полномочия должностного лица на принятие нормативного правового акта, его форму и вид, а также процедуру принятия и правила введения в действие, не противоречит.
Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 01 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов.
В силу пункта 2 статьи 21 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" правовые акты, принимаемые в Свердловской области, излагаются на русском языке. Допускается использование в правовых актах новых иностранных терминов и выражений, если в русском языке отсутствуют имеющие тот же смысл термины и выражения, или терминов иностранного происхождения, ставших в русском языке общеупотребительными.
Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве. Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте либо в настоящем Законе (пункт 3 статьи 21).
В целях реализации задач Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике статистическую систему и достижения статистической сопоставимости отечественной и зарубежной медицинской информации Министерством здравоохранения Российской Федерации приказано органам и учреждениям здравоохранения осуществить переход на МКБ-X - единый международный нормативный документ для формирования системы учета и отчетности в здравоохранении - с 01 января 1999 года (пункт 1 приказа Минздрава Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 170 "О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра").
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10-16. В34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" абзацем 1 приказа Росстандарта от 03 июня 2015 года N 544-ст утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code", идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 18004:2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code", с датой введения в действие с 1 февраля 2016 года.
Согласно национальному стандарту QR Code - матричная символика. Символ состоит из массива номинально квадратных модулей, структурированных в регулярную квадратную матрицу, включая уникальные шаблоны поиска, размещенные в трех углах символа (в Micro QR Code - только в одном углу) и предназначенные для упрощения определения места нахождения, размера и наклона символа.
В связи с изложенным суд первой инстанции верно заключил, что использование в оспариваемом Указе N 616 терминов "QR-код" и "2019-nCoV", ставших в русском языке общеупотребительными, не противоречит статье 21 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции, правильно констатировав, что оспариваемый указ не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушает права и законные интересы административного истца, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение в оспариваемом Указе терминов "QR-код" и "2019-nCoV" противоречит положениям законодательства, устанавливающим право на получение информации на русском языке в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются, так как основаны на неправильном понимании материального права, вышеизложенное не опровергают, основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются.
Решение Свердловского областного суда от 3 августа 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клюкина А.И. ? без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.