Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 27 сентября 2022 г. по делу N 33а-319/2022
2-й Восточный окружной военный суд в составе председательствующего Дуняшина О.О., судей Гордеевой Е.О. и Конфеты В.Л., при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-93/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Ванчугова А.Н. об оспаривании бездействия руководителя федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), выразившегося в неначислении суммы инвестиционного дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), по апелляционным жалобам представителя административного ответчика ФГКУ "Росвоенипотека" - Трунова А.С. и представителя Министерства обороны РФ - Оленникова В.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 11 мая 2022 года.
Заслушав доклад председательствующего Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб, заслушав выступление представителя административного истца Томилина В.В, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
С 22 мая 2007 года Ванчугов проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 и в связи с присвоением воинского звания "звание" он в силу требований действующего законодательства подлежал включению в реестр участников НИС с 22 мая 2010 года. Вместе с тем, в указанный реестр Ванчугов был включен только с 15 июня 2018 года с датой возникновения основания для включения в реестр 22 мая 2010 года, в связи с чем накопления для жилищного обеспечения были начислены без учета доходов от инвестирования за период с 22 мая 2010 года по июнь 2018 года.
Ванчугов, полагая, что его права нарушены, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным бездействие руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в неначислении суммы инвестиционного дохода за период с 22 мая 2010 года по июнь 2018 года, обязать названное должностное лицо, рассчитать сумму инвестиционного дохода за указанный период и истребовать её у Министерства обороны РФ, в размере не менее "данные изъяты".
Кроме того, административный истец просил взыскать судебные расходы в размере 25 300 рублей, состоящие из государственной пошлины за обращение в суд в размере 300 рублей и издержек, связанных с оплатой услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 11 мая 2022 года административный иск Ванчугова удовлетворен частично.
Судом признано незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в непринятии мер по учету на ИНС участника НИС Ванчугова суммы инвестиционного дохода за период с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года.
На ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчет и истребовать установленным порядком от Министерства обороны РФ денежные средства, равные сумме инвестиционного дохода, который подлежал начислению на ИНС участника НИС Ванчугову за период с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года при своевременном включении его в реестр участников НИС, в размере не менее "данные изъяты". На Министерство обороны РФ судом возложена обязанность перечислить на ИНС участника НИС Ванчугова денежные средства в размере неначисленного ему инвестиционного дохода за период с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года, определенного ФГКУ "Росвоенипотека", в размере не менее "данные изъяты". С ФГКУ "Росвоенипотека" в пользу Ванчугова судом постановлено взыскать судебные расходы в размере 7 300 рублей. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФГКУ "Росвоенипотека" - Трунов А.С. просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела и принять по делу новое решение, определив сумму инвестиционного дохода, подлежащую учёту на ИНС Ванчугова из суммы инвестиционного дохода поступающего и распределяемого ФГКУ "Росвоенипотека" между всеми военнослужащими участниками НИС.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что действующие нормативно-правовые акты не содержат методики начисления инвестиционного дохода за период, в который накопительные взносы фактически не доводились из бюджета до ФГКУ "Росвоенипотека", а соответствующие денежные средства не передавались в доверительное управление. При этом ФГКУ "Росвоенипотека" не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения и учёта размера недополученного дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом.
Отмечает, что судом не рассмотрены способы, предложенные ФГКУ "Росвоенипотека" для определения размера суммы упущенного инвестиционного дохода Ванчугова, применив "Сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС", размещенные на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека", где указаны суммы учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом.
Обращает внимание на то, что ФГКУ "Росвоенипотека" в отсутствие законных оснований не обладает полномочиями по истребованию суммы недополученного административным истцом инвестиционного дохода у Министерства обороны Российской Федерации, поскольку указанный доход зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период и имеет внебюджетную природу.
Утверждает, что на основании изложенных доводов решение суда не может быть исполнено.
Не согласен автор жалобы и с тем, что судебные расходы судом постановлено взыскать с ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку причиной обращения административного истца в суд послужило не бездействие Управления, а бездействие различных учреждений Минобороны РФ, вследствие которого Ванчугов был несвоевременно включён в реестр участников НИС.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Оленников В.В, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Ссылаясь на действующее законодательство, утверждает, что решение принято с нарушением норм материального права, так как выплата военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета не предусмотрена.
Указывает, что Министерство обороны РФ каких-либо прав и законных интересов Ванчугова не нарушало, в связи с чем, не обязано перечислять на ИНС административного истца денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода.
Административный истец, руководитель ФГКУ "Росвоенипотека" Министр обороны РФ, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии с положениями ст. 150 и ст. 306 КАС РФ, окружной военный суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления представителей административного ответчика, окружной военный суд приходит следующему.
Согласно пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений.
При этом ч. 1 ст. 5 Закона устанавливает, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: 1) учитываемые на индивидуальных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
К участникам накопительно-ипотечной системы в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона, получение участником НИС в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (ч. 4 и ч. 6 ст. 14 Закона).
Следовательно, каждому военнослужащему - участнику НИС гарантировано, что после возникновения у него права на использование накопления для жилищного обеспечения, он получит данные денежные средства в полном объеме, в том числе и с доходами от инвестирования.
Согласно пп. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника НИС открывает именной накопительный счет. Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год (ч. 6 ст. 5 Закона).
Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 для обеспечения функционирования НИС и реализации указанным военным ведомством названных функций в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано специализированное учреждение - ФГКУ "Росвоенипотека".
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 245 от 24 апреля 2017 года уполномоченным федеральным органом, ведущим учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников НИС, является ФГКУ "Росвоенипотека".
При этом в силу подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации в лице Министра обороны Российской Федерации, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание этого военного ведомства и реализацию возложенных на него полномочий.
Из материалов дела видно, что Ванчугов поступил на военную службу по контракту, который с ним был заключен "... " и общей продолжительности военной службы по контракту 3 года он достиг "... ".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ванчугов в силу п. 3 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС относится к участникам НИС, для которых основанием для включения в реестр участников НИС является достижение общей продолжительности военной службы по контракту 3 года.
Исходя из справки представителя ФГКУ "Росвоенипотека" от 6 мая 2022 года видно, что учет накоплений на ИНС административного истца и передача их в доверительное управление производятся с 1 мая 2018 года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 2-го квартала 2018 года. Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2022 года на ИНС Ванчугова учтены накопления за период с 22 мая 2010 года по 31 декабря 2021 года в размере "данные изъяты", в том числе, доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты".
С учетом вышеперечисленного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное включение Ванчугова в реестр участников НИС произошло по вине и нераспорядительности должностных лиц, что повлекло начисление на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения оснований для включения административного истца в указанный реестр по дату открытия именного накопительного счета без учета доходов от их инвестирования, то есть в меньшем размере, что препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
Что же касается доводов жалобы о том, что ФГКУ "Росвоенипотека" не имеет законных оснований и не обладает полномочиями по истребованию суммы недополученного административным истцом инвестиционного дохода у Министерства обороны Российской Федерации, в связи с несвоевременным включением Ванчугова в реестр участников НИС и отсутствие методики расчета такого дохода, в связи с чем решение суда не может быть исполнено, то они являются несостоятельными, исходя из следующего.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 3 и ч. 1 ст. 5 Закона не запрещено формирование накоплений за счёт дохода от инвестирования в случае несвоевременного включения военнослужащего в реестр участников НИС.
Пункт 7 Правил ведения ИНС предусматривает возможность производства перерасчета размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счёте и внесения в них изменений.
Следовательно, ФГКУ "Росвоенипотека" наделено полномочиями по перерасчету размера накоплений для жилищного обеспечения, то есть и доходов от инвестирования, являющимися одним из составляющих этих накоплений, а также истребования данных денежных средств с органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС - Министерства обороны РФ.
Иные доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Вопрос о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов, исходя из положений ст. 111 КАС РФ, разрешен судом правильно.
Однако, оценивая действия суда по расчёту инвестиционного дохода, окружной военный суд полагает состоявшееся судебное решение подлежащим изменению, исходя из следующего.
Суд руководствовался информацией об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2018 году размещенной в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека", Приложение N7 - Сведения о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы (по состоянию на 1 января 2018 года), о том, что примерный размер инвестиционного дохода при включении административного истца в реестр участников НИС с мая 2010 года составил бы "данные изъяты", а по состоянию на 1 января 2019 года "данные изъяты" рублей.
В связи с этим и на основании расчета инвестиционного дохода, представленного административным истцом и вышеуказанных сведений суд пришел к следующему расчету: период с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года инвестиционный доход ему не начислялся, в связи с чем административным истцом недополучено не менее "данные изъяты" рублей ("данные изъяты" "примерный размер инвестиционного дохода за квартал 2018 года при своевременном включении в реестр в мае 2010 года" + "данные изъяты").
С указанным выводом оснований согласиться у окружного военного суда не имеется, ввиду следующего.
Из представленных в суд возражений ФГКУ "Росвоенипотека" следует, что согласно п. 83 "Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 года), размещенных на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека", сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом (май 2010 года), составляет "... " рублей.
Между тем, согласно указанным возражениям, по состоянию на 1 января 2022 года на ИНС Ванчугова был учтен доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты".
Таким образом, учитывая то, что административному истцу инвестиционный доход начисляется и учитывается на инвестиционном накопительном счете с 2-го квартала 2018 года, суду первой инстанции необходимо было руководствоваться расчетом, представленным административным ответчиком в своих возражениях, и определить сумму упущенного дохода от инвестирования накоплений в тех же размерах, как у иных участников НИС, чьи накопления для жилищного обеспечения формировались в аналогичный период времени из расчета: "данные изъяты" рублей- "данные изъяты" рублей "... " копеек = "данные изъяты" рублей "... " копейки.
Вместе с тем административным истцом при подаче в суд и приведении расчета инвестиционного дохода заявлено требование о взыскании в его пользу недоплаченного ему инвестиционного дохода в размере не менее "данные изъяты".
Поскольку суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ связан с требованиями административного иска, то несмотря на расчёты, представленные административным ответчиком, полагает возможным взыскать в пользу Ванчугова недоплаченный ему инвестиционный доход в размере не менее "данные изъяты".
В силу п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС РФ одним из оснований изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В этой связи решение суда по изложенным выше обстоятельствам подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 11 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ванчугова А.Н. изменить, изложив абзацы 1, 3 - 5 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Административный иск Ванчугова А.Н. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" произвести расчет и истребовать от Министерства обороны Российской Федерации денежные средства сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы военнослужащих, равные сумме инвестиционного дохода от инвестиционных накоплений для жилищного обеспечения в размерах сумм совокупного дохода от инвестирования накоплений, аналогичных участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, своевременно включенным в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 22 мая 2010 года, за период нахождения Ванчугова А.Н. в данном реестре с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года в размере не менее "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "... " копеек.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Ванчугова А.Н. денежные средства сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы военнослужащих, равные сумме инвестиционного дохода от инвестиционных накоплений для жилищного обеспечения в размерах сумм совокупного дохода от инвестирования накоплений, аналогичных участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, своевременно включенным в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 22 мая 2010 года, за период нахождения в данном реестре с 22 мая 2010 года по 30 апреля 2018 года в размере не менее "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "... " копеек.
Вышеперечисленным должностным лицам об исполнении решения суда сообщить в Читинский гарнизонный военный суд и административному истцу не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в кассационный военный суд.
Копия верна:
Председательствующий О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.