Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 ноября 2022 г. по делу N 33-7631/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Пестовой Н.В, Хуснутдиновой И.И.
при секретаре Аликбаевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьменко О.Н. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о признании приказа в части незаконным, взыскании премии, денежной компенсации за несвоевременную выплату премии, денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Кузьменко О.Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Кузьменко О.Н. обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее по тексту МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) о признании приказа в части незаконным, взыскании премии, денежной компенсации за несвоевременную выплату премии, денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с октября 2020 года проходит государственную гражданскую службу в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО. Приказом представителя нанимателя от 12.07.2021 N 61-к назначен на должность ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и оценки. Приказом МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 24.12.2021 N 126-к по итогам работы за 4 квартал 2021 года ему установлена премия в размере 19 815 рублей. С указанным размером премии не согласен. Считает, что размер премии снижен необоснованно, что повлекло нарушение его трудовых прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Просит суд, с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, признать приказ МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 24.12.2021 N 126-к "О премировании государственных служащих МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области по итогам работы за 4 квартал 2021 года" в части установления размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий Кузьменко О.Н. незаконным, взыскать с ответчика премию за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2021 года в размере 10 988, 30 руб, денежную компенсацию за несвоевременную выплату премии в размере 2 127, 70 руб, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального, процессуального права. Просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком за фактически отработанный период в 4 квартале 2021 года со стороны истца отмечены нарушение исполнительской дисциплины и невыполнение плановых показателей, что, по мнению истца не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Судом не дана оценка правомерности и обоснованности применения основных показателей для выплаты премии, установленных принятым ответчиком локальном нормативном акте. Полагает, что ответчиком предусмотрена выплата гарантированной суммы премии, рассчитываемой от оклада гражданского служащего, установленного в штатном расписании по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу. Порядок исчисления коэффициентов не определен. Считает, что снижение ответчиком установленного размера премии, носящих субъективный характер, в силу ст. 132 ТК РФ представляется дискриминацией при установлении и изменении условий оплаты труда и нарушает трудовые права истца.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кузьменко О.Н, представитель ответчика МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признает причины неявки в судебное заседание неуважительными и приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом решения не имеется.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно пункту 9 служебного контракта денежное содержание Кузьменко О.Н. состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 4 700 рублей, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином 1 413 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 90% этого оклада, процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока 30%, районного коэффициента к заработной плате 20%, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным руководителем, других выплат в соответствии с Федеральными законами и НПА.
В соответствии с пунктом 10 должностного регламента эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ведущего специалиста-эксперта определяется своевременным и качественным выполнением возложенных на отдел задач и функций, определенных положением об отделе, положением о МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, правовыми актами, указаниями и поручениями заместителя начальника отдела, руководства МТУ в Хабаровском крае и ЕАО, а также самим должностным регламентом.
За фактически отработанный период в 4 квартале 2021 года - 20 дней ответчик отметил нарушение истцом исполнительской дисциплины и невыполнение плановых показателей Росимущества, выраженных в просрочке порученных документов, некачественного исполнения должностных обязанностей, в связи с чем, в графах 6 и 9 расчета премии проставлен коэффициент эффективности исполнения работником служебных обязанностей 0, 5.
Из представленных табелей учета использования рабочего времени следует, что в четвертом квартале 2021 года истец находился на службе 20 рабочих дней. С 01.11.2021 по 21.11.2021 находился в отпуске, с 29.10.2021 по 08.11.2021 и с 22.11.2021 по 31.12.2021 был нетрудоспособен.
Согласно выписке из расчета премии за 4 квартал 2021 года, премия истца рассчитана исходя из следующих показателей: должностной оклад: 4 700 рублей, коэффициент: 12, 5, количество отработанных дней: 20 дней, оклад с коэффициентом: 18 651 рублей, исполнительская дисциплина: 0, 5, трудовая дисциплина: 1, личный вклад, достигнутые результаты: 1, выполнение плановых показателей Росимущества: 0, 5, итого с учетом эффективности исполнения: 0, 25, итоговая премия: 4 662, 70 рублей, дополнительный фонд: 15 152, 30 рублей, итоговая премия с учетом дополнительного фонда: 19 815 рублей.
Порядок премирования гражданских служащих в Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области установлен Положением "О премировании, порядке выплаты единовременного поощрения, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.06.2011 N 212 (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1.1. Положения премирование гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества работы, творческом подходе к решению задач, возложенных на соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган), своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
Премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий и может производиться единовременно, за квартал, за полугодие и по итогам года (пункт 1.1.2. Положения).
Пунктом 1.1.3. Положения предусмотрено, что при принятии решения о премировании гражданского служащего учитываются следующие показатели его работы, а также работы территориального органа в целом:
- соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины;
- выполнение установленных Росимуществом плановых заданий;
- соблюдение сроков исполнения приказов, распоряжений, протоколов, поручений руководства Росимущества, а также запросов структурных подразделений Росимущества;
- соблюдение режима секретности, порядка хранения документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, и документов для служебного пользования;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.При этом размер премии гражданского служащего максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости (пункт 1.1.4.):
- от личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на территориальный орган и Росимущество;
- от степени сложности выполнения гражданским служащим заданий, достигнутых результатов;
- от оперативности и профессионализма гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в выполнении обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, в подготовке документов, выполнении поручений руководителя территориального органа и Росимущества.
Согласно пунктам 1.1.6, 1.1.7 Положения не подлежат премированию гражданские служащие, систематически не исполняющие или несвоевременно выполняющие свои служебные обязанности (задания), а также нарушающие трудовую дисциплину. Выплата премий гражданским служащим осуществляется с учетом фактически отработанного времени в отчетном периоде.
Решение о выплате премий и их размере гражданским служащим принимается руководителем территориального органа на основании представлений заместителей руководителя, начальников соответствующих структурных подразделений территориального органа и оформляется приказом территориального органа (пункт 1.3.1. Положения).
В соответствии с пунктами 1.3.2, 1.3.4. Положения гражданский служащий премируется в зависимости от результатов его работы, работы структурного подразделения территориального органа и на основании анализа информации об эффективности деятельности с учетом показателей, указанных в пунктах 1.1.3, 1.1.4 настоящего Положения. Гражданскому служащему, отработавшему неполный отчетный период в связи с призывом (поступлением) на военную службу, поступлением на учебу, рождением ребенка, увольнением по сокращению численности или выходом на пенсию, выплата премий по решению руководителя территориального органа производится с учетом времени, фактически отработанного им в данном отчетном периоде, и личного вклада гражданского служащего в общие результаты труда.
В соответствии с пунктом 2.1.4. Положения основными показателями для выплаты квартальной премии являются:
- исполнительская дисциплина, оперативность и профессионализм гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в выполнении обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, в качественной подготовке документов, выполнении поручений руководителя МТЦ и Росимущества (коэффициент от 0, 5 до 1);
- трудовая дисциплина (коэффициент от 0, 5 до 1);
- личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий МТУ, степень сложности выполняемых заданий, достигнутые результаты (коэффициент от 0, 5 до 1);
- выполнение плановых показателей Росимущества, ключевых показателей эффективности (коэффициент от 0, 5 до 1).
Согласно 2.1.5, 2.1.6. Положения основные показатели устанавливаются в виде коэффициентов, на которые умножается сумма премии. Сумма премии рассчитывается от оклада гражданского служащего, установленного в штатном расписании по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу.
Приказом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области N 37 от 20.04.2021 создана комиссия по премированию федеральных государственных гражданских служащих, утвержден её состав, положение о Комиссии, положение о премировании.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание Положение о премировании, действующее у ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из того, что выплата премии является мерой поощрения работника за добросовестный труд, является правом работодателя, определение условий выплаты и размера премии, оценка основных показателей работы, выбор коэффициента от 0, 5 до 1 является прерогативой работодателя, который дает оценку труда работника, премия не является гарантированной частью заработной платы, ее невыплата не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст.129 ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные трудовые правоотношения, а, также собранным по делу доказательствам.
Согласно ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Премии как часть заработной платы представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам.
Премии, не предусмотренные системой оплаты труда, носят характер разового поощрения и потому выплачиваются, как правило, нерегулярно и зачастую вне связи с конкретными достижениями в труде по усмотрению работодателя. Поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно.
С учетом анализа условий служебного контракта, положения о премировании, обстоятельств дела, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что премия за 4 квартал 2021 года не является обязательной составной частью заработной платы, а имеет характер дополнительной стимулирующей выплаты, решение о выплате, которой может быть принято работодателем в лице его уполномоченных лиц.
Несогласие истца с установленным ответчиком коэффициентами эффективности исполнения работником служебных обязанностей не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого истцом приказа. Положением о премировании, действующим у ответчика, предусмотрено право работодателя определять коэффициент премирования работника.
Довод апелляционной жалобы о не определении ответчиком порядка исчисления коэффициентов не является основанием для отмены судебного акта. Отсутствие у ответчика действующего Порядка определения коэффициента премии работнику не свидетельствует о неправомерности действий ответчика в части исчисления истцу размера премии.
Довод апелляционной жалобы о том, что снижение ответчиком установленного размера премии, носящий субъективный характер, в силу ст. 132 Трудового кодекса РФ представляется дискриминацией при установлении и изменении условий оплаты труда и нарушает трудовые права истца, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку установление работодателем размера премии работнику в меньшем размере не может свидетельствовать о дискриминации прав работника.
Доводы истца о нарушении его трудовых прав невыплатой премии в полном размере основаны на неверном толковании трудового законодательства, поскольку начисление и выплата премии производится в зависимости от результатов трудовой деятельности, премия является негарантированным и непостоянным вознаграждением и выплачивается в случае надлежащего выполнения работником трудовых обязанностей, а эффективность работы работника оценивается работодателем, в связи с чем выплата включенных в систему оплаты труда премий производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя, в том числе с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации, иных условий премирования и его целей, в рассматриваемом случае - в зависимости от обеспечения высоких результатов деятельности и безупречного выполнения трудовых обязанностей, с учетом чего невыплата премии работнику само по себе не может рассматриваться как нарушение его прав в сфере труда.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 августа 2022 года постановленное по исковому заявлению Кузьменко О.Н. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области о признании приказа в части незаконным, взыскании премии, денежной компенсации за несвоевременную выплату премии, денежной компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьменко О.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.