Апелляционное определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 октября 2022 г. по делу N 33-4450/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Соломатиной С. И, судей Насиковской А. А, Тумашевич Н. С, при секретаре Романовой В. А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3891/2021 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к СНТ "Воейково" о взыскании упущенной выгоды, пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Соломатиной С. И, объяснения истца ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика СНТ "Воейково" Решетова М. В, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к СНТ "Воейково" и с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просила:
взыскать с ответчика:
упущенную выгоду в связи с отказом отдела социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга предоставить ФИО1 ежемесячное пособие на первого ребенка ФИО6, 25 мая 2016 года рождения в размере 11 455 руб.;
пособие по уходу за вторым ребенком ФИО7, 31 июля 2018 года рождения до достижения ребенком полутора лет за период с 1 марта 2019 года по 31 января 2020 года в размере 72 103, 779 руб.;
пособие по беременности и родам и пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности (в связи с беременностью третьим ребенком) в размере 56 505, 75 руб.;
единовременное пособие при рождении третьего ребенка ФИО8, 6 июня 2020 года рождения в размере 18 004, 12 руб.;
пособие по уходу за третьим ребенком ФИО8, 6 июня 2020 года рождения, до достижения ребенком полутора лет за период с 31 августа 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 118 754, 20 руб.;
проценты за пользование денежными средствами в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 19 141, 59 руб.;
компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.;
обязать ответчика предоставить сведения о работе и доходах ФИО1 в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выдать ФИО1 справки о заработной плате за период с 1 января 2019 года по день вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 с 1 июня 2010 года работает в СНТ "Воейково" в должности кассира на основании трудового договора, является многодетной матерью. 11 марта 2019 года истцу в последний раз (за февраль 2019 года) было выплачено пособие по уходу за вторым ребенком ФИО7, 31 июля 2018 года рождения до достижения ребенком полутора лет, после чего выплата пособия прекратилась без объяснения причин; при этом последняя выплата должна была быть начислена и выплачена в январе 2020 года.
15 ноября 2019 года истец получила уведомление отдела социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении ей государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на первого ребенка в возрасте от 1, 5 до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов питания, специальных молочных продуктов; основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в справке СНТ "Воейково" не указан ее доход в виде получения пособий за период с 1 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года. Таким образом, истцом по вине СНТ не получено предусмотренное действующим законодательством ежемесячное пособие на ребенка в размере 11 455 руб.
Также в связи с отказом председателя СНТ "Воейково" принять заявление истца о предоставлении отпуска по беременности и родам, листка нетрудоспособности в связи с беременностью третьим ребенком ей не было выплачено пособие по беременности и родам, а также не назначено и не выплачено пособие по уходу за ребенком до полутора лет на ребнка ФИО8
Непредоставление СНТ "Воейково" сведений об истце как о работнике в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу Российской Федерации влечет нарушение ее прав.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1, не соглашаясь с законностью и обоснованностью судебного акта, просит отменить решение как вынесенное с нарушением норм материального права, полагает выводы суда первой инстанции, не соответствующими обстоятельствам дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между СНТ "Войеково" и ФИО15 (ФИО16) А. А. были заключены срочные трудовые договоры в соответствии с которыми истец была принята на работу на должность кассира в период с 1 июня 2010 года по 31 мая 2011 года (трудовой договор от 1 июня 2010 года), с 1 июня 2011 года по 31 мая 2012 года (трудовой договор от 1 июня 2011 года), с 1 июня 2012 года по 31 мая 2013 года (трудовой договор от 1 июня 2012 года), с 1 июня 2013 года по 31 мая 2014 года (трудовой договор от 1 июня 2013 года), с 1 июня 2014 года по 31 мая 2015 года (трудовой договор от 1 июня 2014 года).
Также в материалах дела представлены трудовой договор, заключенный между с СНТ "Войеково" и ФИО15 (ФИО16) А. А. от 1 июня 2015, в соответствии с которым истец принята на работу на должность кассира с 1 июня 2015 года по 31 мая 2016 года, трудовой договор, заключенный между с СНТ "Войеково" и ФИО15 (ФИО16) А. А. от 1 июня 2015, в соответствии с которым истец принята на работу на должность кассира с 1 июня 2015 года бессрочно.
28 сентября 2015 года ФИО9 заключила брак с ФИО10, истцу была присвоена фамилия ФИО15.
Согласно справке СПб ГБУЗ ДГП 68 Женская консультация N 8 ФИО1 состояла на учете по беременности с 1 ноября 2015 года (роды 25 мая 2016 года), с 17 января 2018 года (роды 31 июля 2018 года), с 6 декабря 2019 года (роды 6 июня 2020 года).
В соответствии со свидетельствами о рождении истец приходится матерью ФИО6, 25 мая 2016 года рождения, ФИО7, 31 июля 2018 года рождения, ФИО8, 6 июня 2020 года рождения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 10 декабря 2010 года N 1677-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1396-О, в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Вместе с тем определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статьи 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия и порядок назначения и исчисления пособия по беременности и родам, его размер.
Исполняя свою конституционную обязанность по социальной защите материнства и детства, государство гарантирует предоставление женщинам, вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (отпуск по беременности и родам), пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 3 и абзац второй статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункт 2 части 1 статьи 1.4 и статья 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Порядок назначения, исчисления пособия по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), который регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 1.1. Федерального закона N 255-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ видами социальных страховых рисков является, в том числе утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1.1. статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 7, 8, 11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при рождении ребенка являются страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.2. Федерального Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1.2. Федерального закона N 255-ФЗ страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Частью 1 статьи 1.3. Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (часть 2 статьи 1.3. Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, в том числе, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 126-ФЗ страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.В свою очередь, застрахованные лица имеют право своевременно и в полном объеме получать страховое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 часть 1 статьи 4.3. Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.1. Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 126-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
С 1 января 2022 года в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 81-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 151-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливаются, в том числе, следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ установлено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:
средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ответчик в подтверждение своих довод об отсутствии трудовых правоотношений с истцом в спорный период времени представил подлинник трудового договора от 1 июня 2015 года, согласно которому трудовой договор с ФИО9 был заключен на период с 1 июня 2015 года по 31 мая 2016 года.
В связи с заявлением ответчика о фальсификации бессрочного трудового договора от 1 июня 2015 года судом по ходатайству стороны ответчика была назначена почерковедческая экспертиза. Согласно заключению эксперта N 460-ПЧЭ от 19 ноября 2021 года, подготовленному ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз", подпись в бессрочном трудовом договоре от 1 июня 2015 года (эксперту представлена копия документа) от имени ФИО9 выполнена, вероятно, не ФИО9, а другим лицом.
С учетом этого суд пришел к выводу о недоказанности трудовых правоотношений между истцом и ответчиком после 2016 года, в связи с чем отказал ФИО9 в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что в соответствии с частью 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Вместе с тем, СНТ "Воейково" не представлены доказательства о направлении ФИО15 (ФИО16) А. А. уведомления об истечении срока трудового договора, а также об увольнении истца в связи с истечением срока трудового договора.
Напротив, согласно базе данных ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области СНТ "Воейково" представило сведения о выплатах работнику ФИО15 (ФИО16) А. А. за декабрь 2018 года, подавало в Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сведения для возмещения расходов на выплату истцу пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно сведениям отделения Фонда по результатам камеральных проверок работодателю были выделены средства на возмещение расходов за периоды с 1 апреля 2016 года по 30 сентября 2018 года. При этом ответчик не оспаривает факт выплаты истцу таких пособий вплоть до марта 2019 года.
В материалах дела имеется справка, выданная ФИО15 (ФИО16) А. А. 8 мая 2020 года председателем правления СНТ "Воейково" ФИО17 согласно которой истец работает в СНТ в должности кассира с 1 июня 2010 года по настоящее время, с 1 апреля 2016 года находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, с 28 мая 2018 года находится в отпуске по уходу за вторым ребенком.
Доводы ответчика о том, что истец не представляла работодателю сведения о своей беременности, нахождении в отпуске по уходу за ребенком судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ФИО1 представила доказательства об отказе принять у нее заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам и о направлении 15 мая 2021 года в СНТ заявления посредством почтовой связи.
Вместе с тем выплата пособий истцу была прекращена в связи с конфликтными отношениями нового руководства СНТ "Воейково" с бывшим председателем СНТ ФИО14 (отцом истца), что следует из письма, подписанного председателем правления СНТ ФИО11 от 4 июня 2020 года, адресованного ФИО1
При таких обстоятельствах оснований считать, что между СНТ "Воейково" и ФИО1 трудовые отношения прекращены, не имеется.
Таким образом, учитывая, что действующим законодательством обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с действующим законодательством была возложена на работодателя, данная обязанность не исполнена, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 1 марта 2019 года по 31 января 2020 года в размере 72 103, 79 руб.; пособия по беременности и родам, пособия при постановке на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности в размере 56 505, 75 руб.; единовременного пособия при рождении ребенка в размере 18 004, 12 руб, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 31 августа 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 118 754, 20 руб.
При этом суд принимает во внимание расчет истца относительно размера невыплаченных пособий, поскольку ответчиком иной расчет не представлен.
С учетом положений абзаца 15 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, положений статей 23, 230 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель является налоговым агентом, представляющим в налоговые органы документы, содержащие сведения о доходах физических лиц, суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в отношении работников данной организации, положений статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан выдать работнику справку о заработной плате судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании СНТ "Воейково" предоставить сведения о работе и доходах ФИО1 в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выдать истцу справку о заработной плате за период с 1 января 2019 года по 4 октября 2022 года.
Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу, что требование истца о взыскании с ответчика упущенной выгоды в связи с отказом отдела социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга предоставить ФИО1 ежемесячное пособие на первого ребенка ФИО6, 25 мая 2016 года рождения в размере 11 455 руб. удовлетворению не подлежит, поскольку отсутствует связь между действиями СНТ и отказом отдела социальной защиты населения истцу в выплате указанного пособия.
Как следует из ответа отдела социальной защиты населения, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" меры социальной поддержки в виде ежемесячных пособий на детей предоставляются малообеспеченной семье; малообеспеченная семья - семья, имеющая среднедушевой доход семьи ниже полуторакратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за последний квартал, за который определена указанная величина прожиточного минимума. При этом в справке о доходах, представленной истцом, отсутствовали сведения о полученных доходах в виде пособия по уходу за ребенком, а также не было указано, что заявитель такое пособие не получает.
Таким образом, в выплате пособия на ребенка истцу отказано по причине непредставления полных сведений о доходах. Доказательства о том, что ФИО1 обращалась в СНТ для выдачи ей другой справки, и ей в этом было отказано, отсутствуют.
Кроме того, истец не была лишена возможности обжалования отказа отдела социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Также судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку выплата указанной компенсации производится при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику. В то же время меры социальной поддержки в виде пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности не относятся к выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями.
При таком положении доводы ответчика о применении по настоящему делу последствий пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет. В данном случае применению подлежит общий срок исковой давности, который в соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет 3 года.
С учетом положений статьи 150, части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", в том числе о том, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда, принимая во внимание доказанность факта нарушения прав истца на получение мер социальной поддержки в виде пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статьи 38, 39), тесно связанных с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, судебная коллегия по гражданским делам считает обоснованным требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Принимая во внимание характер допущенных ответчиком нарушений, правовые последствия этих нарушений, личность истца, фактические обстоятельств дела, требования разумности и справедливости, в пользу истца с ответчика в качестве компенсации морального вреда подлежит взысканию денежная сумма в размере 50 000 руб.
При таком положении решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, компенсации морального вреда, обязании совершить действия.
В соответствии с частью 3 статьи 98, статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с СНТ "Воейково" в доход бюджета муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6154 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021 года в части отказа ФИО1 в удовлетворении требования к СНТ "Воейково" о взыскании упущенной выгоды оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 в указанной части - без удовлетворения.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021 года отменить и принять в указанной части новое решение.
Частично удовлетворить исковые требования ФИО1 к СНТ "Воейково".
Взыскать с СНТ "Воейково" в пользу ФИО1 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 1 марта 2019 года по 31 января 2020 года в размере 72 103, 79 руб.; пособие по беременности и родам, пособие при постановке на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности в размере 56 505, 75 руб.; единовременное пособие при рождении ребенка в размере 18 004, 12 руб, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет с 31 августа 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 118 754, 20 руб.; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Обязать СНТ "Воейково" предоставить сведения о работе и доходах ФИО1 в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выдать ФИО1 справки о заработной плате за период с 1 января 2019 года по 4 октября 2022 года.
Взыскать с СНТ "Воейково" в доход бюджета муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области государственную пошлину в размере 6154 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гусева Е. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.