Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-728/2022 по иску Мухаметова Руслана Романовича к обществу с ограниченной ответственностью "Фианит-Ломбард" о признании незаконным отстранения от работы без сохранения заработной платы, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Фианит-Ломбард" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Фианит-Ломбард" Разиной Ю.С, настаивавшей на удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мухаметов Р.Р. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фианит-Ломбард" (далее - ООО "Фианит-Ломбард") о признании отстранения от работы без сохранения заработной платы незаконным, возложении обязанности допустить к работе согласно трудовому договору, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование своих требований Мухаметовым Р.Р. указано, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании трудового договора от 18 декабря 2018 года в должности товароведа. 12 ноября 2021 года он был отстранен от работы без сохранения заработной платы на основании приказа N 2605 от 11 ноября 2021 года в связи с непрохождением вакцинации от COVID-19. Полагает, что постановление N 3 от 08 октября 2021 года главного санитарного врача Челябинской области о проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям не содержит требований к работодателю об отстранении отказавшихся от вакцинации сотрудников. Кроме того, выполняемая им работа не закреплена в Перечне N 825, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года, как связанная с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Свое отстранение от работы считает незаконным.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 12 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Мухаметову Р.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2022 года решение Калининского районного суда г. Челябинска от 12 апреля 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании отстранения от работы без сохранения заработной платы незаконным, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения от работы, компенсации морального вреда отменено, принято в указанной части новое решение.
Признано незаконным отстранение Мухаметова Р.Р. от работы без сохранения заработной платы с 12 ноября 2021 года приказом ООО "Фианит-Ломбард" N 2605 от 11 ноября 2021 года.
С ООО "Фианит-Ломбард" в пользу Мухаметова Р.Р. взысканы заработная плата за период незаконного отстранения от работы с 12 ноября 2021 года по 05 июня 2022 года в размере 278 303 рубля 60 копеек, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
С ООО "Фианит-Ломбард" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 283 рубля.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мухаметова Р.Р. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Фианит-Ломбард" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Мухаметова Р.Р.
Истец Мухаметов Р.Р, представители третьих лиц Государственной инспекции труда по Челябинской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мухаметов Р.Р. на основании трудового договора от 18 декабря 2018 года и дополнительных соглашений к нему от 29 декабря 2018 года, 31 декабря 2019 года, 01 октября 2020 года состоял в трудовых отношениях с ООО "Фианит-Ломбард" в должности товароведа ломбарда.
В соответствии с должностной инструкций товароведа ломбарда, утвержденной генеральным директором ООО "Фианит-Ломбард" 08 февраля 2017 года, товаровед обязан при взаимодействии с заемщиками выполнять требования стандартов обслуживания клиентов в ломбарде, принимать в залог движимое имущество (предмет залога), проводить идентификацию физического лица перед принятием его на обслуживание и т.д.
Приказом генерального директора ООО "Фианит-Ломбард" N 2474 от 21 октября 2021 года "О направлении на вакцинацию и предоставление дополнительного выходного дня" на руководителя Регионального управления по Южному Уралу возложена обязанность провести разъяснительную беседу с работниками об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, первым компонентом в срок до 11 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины в срок до 11 декабря 2021 года. Работникам, прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации, письменно сообщить об этом руководителю и предоставить подтверждающие документы. Предоставить удобное время работникам для обязательной вакцинации. Прошедшим вакцинацию по заявлению предоставить дополнительный выходной день с оплатой согласно трудовому законодательству.
Приложением к Приказу N 2474 являлось уведомление о необходимости вакцинации против COVID-19, с указанием сроков прохождения вакцинации и предупреждением об отстранении в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний.
Согласно листу ознакомления работников с указанными приказом и уведомлением истцом Мухаметовым Р.Р. поставлена подпись об ознакомлении 23 октября 2021 года с отметкой "не согласен".
Приказом генерального директора ООО "Фианит-Ломбард" N 2605 от 11 ноября 2021 года "Об отстранении от работы" товаровед ломбарда (по технике) Мухаметов Р.Р. отстранен от работы с 12 ноября 2021 года до предоставления сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации, с указанием о неначислении заработной платы на весь период отстранения.
В судебном заседании истец пояснил, что решение об отказе от вакцинации было принято в связи с опасением относительно безопасности и эффективности вакцины от COVID-19, поскольку проведение вакцинации, по его мнению, является участием в эксперименте, нормами права на него не возлагается обязанность по обязательной вакцинации.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям", исходил из того, что требования Главного государственного санитарного врача Челябинской области об обязательной вакцинации носят обязательный характер; истец, осуществляя трудовую деятельность в ломбарде, непосредственно взаимодействовал с посетителями, в связи с чем подлежал обязательной вакцинации; документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для профилактических прививок вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, истец не представил; поскольку в Челябинской области режим повышенной готовности, введенный распоряжением Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп, не отменен, оснований для допуска Мухаметова Р.Р. к работе не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что истец, как работник ломбарда (клиентского подразделения финансовой организации), в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 подлежал обязательной вакцинации, однако, пришел к выводу о том, что отстранение истца от работы является преждевременным, то есть отстранение произведено работодателем с нарушением порядка, в связи с чем признал подлежащими удовлетворению требования истца о признании его отстранения от работы без сохранения заработной платы незаконным, взыскании заработной платы за период незаконного отстранения, компенсации морального вреда, а решение суда в указанной части - отмене.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 письма Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации. Из содержания постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области N 3 от 08 октября 2021 года следует, что проведение указанных прививок на территории Челябинской области осуществляется в период с 11 октября 2021 года до 11 декабря 2021 года.
Признав незаконным приказ об отстранении истца от работы, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 234, 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в его пользу средний заработок за период с 12 ноября 2021 года по 06 июня 2022 года в размере 278 303 рубля 60 копеек и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 предписано обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 гражданам в возрасте от 18 лет и старше, выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области в сферах, в том числе торговли, клиентских подразделениях финансовых организаций и организаций, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание. На руководителей организаций независимо от формы, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего постановления, в срок до 11 ноября 2021 года первым компонентом; в срок до 11 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Таким образом, действия ответчика, как работодателя, в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Фианит-Ломбард" в соответствии с приведенным правовым регулированием 23 октября 2021 года уведомил Мухаметова Р.Р. о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции в сроки, установленные постановлением Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3, и последствиях отказа от прививки при отсутствии установленных противопоказаний к вакцинации; Мухаметов Р.Р. выразил несогласие с вакцинацией в письменном виде, подтвердив в судебном заседание свое решение об отказе от вакцинации; доказательств наличия противопоказаний к получению вакцины Мухаметов Р.Р. не предоставил.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание основания иска, заявленные Мухаметовым Р.Р, приведенное правовое регулирование спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности отстранения истца от работы с 12 ноября 2021 года до предоставления сертификата от вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации.
Вывод суда апелляционной инстанции о преждевременности отстранения истца от работы, поскольку период вакцинации постановлением Главного государственного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года N 3 установлен до 11 декабря 2021 года, основан на неправильном толковании указанного нормативного акта, которым однозначно определены сроки вакцинации первым и вторым компонентом вакцины, а также без учета позиции истца об отказе от вакцинации, непредставления доказательств наличия у него противопоказаний к вакцинации.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N1811-ТЗ, на которое сослался суд апелляционной инстанции, не являются правовым актом, на что указано в самом письме.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционное определение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 августа 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Калининского районного суда г.Челябинска от 12 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.