Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Яковлева И.А. и Гусейнова Т.Г., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-218/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Носенко Виктора Олеговича на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 4 августа 2022 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Ларионовой Елены Владимировны об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с определением размера доходов от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
Ларионова обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с определением инвестиционного дохода за период с 12 октября 2008 г. по 26 июня 2020 г. в размере 10 000 руб, обязав административного ответчика учесть на ее ИНС инвестиционный доход в сумме 1 441 658 руб, а Министерство обороны Российской Федерации перечислить указанные денежные средства ФГКУ "Росвоенипотека".
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить, а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС административного истца 1 421 566 руб. 66 коп, отказав в удовлетворении требований на большую сумму.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
В поданной 16 сентября 2022 г. кассационной жалобе, представитель Минобороны России, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы Носенко В.О. полагает, что со стороны Минобороны России в отношении административного истца каких-либо нарушений, которые повлекли неполучение денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) за оспариваемый период не удопущено.
Ссылаясь на положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) автор жалобы утверждает, что Ларионова Е.В. могла ежегодно получать сведения о средствах, учтенных на ее ИНС, однако этого не делала, ввиду чего пропустила срок для обращения в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также автор жалобы считает, что возложение на Минобороны России обязанности по перечислению за счет бюджетных средств инвестиционного дохода не соответствует требованиям законодательства, поскольку такой доход является результатом рисковой деятельности по инвестированию денежных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
Согласно частям 2 - 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Ларионова Е.В. включена в реестр участников НИС в июне 2020 г. с датой возникновения основания для включения - 12 октября 2008 г.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2021 г. на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчет недополученного административным истцом инвестиционного дохода за период с 12 октября 2008 г. по 26 июня 2020 г, который подлежал начислению на ее ИНС при своевременном включении в реестр участников НИС, истребовав от Минобороны России соответствующие денежные средства.
Во исполнение решения суда на ИНС Ларионовой Е.В. был учтен инвестиционный доход в размере 10 000 руб, тогда как размер этого дохода у участника НИС, своевременно включённого в реестр участников НИС, составлял на 30 августа 2021 г. - 1 421 566 руб. 66 коп.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1, 4-6 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтенные на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета. Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Таким образом, несвоевременное включение административного истца с июня 2020 г. в реестр участников НИС, то есть после более десяти лет с момента возникновения такого права, привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает ее право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Разрешая спорные правоотношения и установив имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о нарушении прав административного истца со стороны административного ответчика, и произведя расчет недополученного Ларионовой Е.В. инвестиционного дохода, скорректировав его размер, пришли к обоснованному выводу о необходимости учета на ее ИНС, помимо уже начисленных ранее денежных средств, 1 421 566 руб. 66 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 10 и пункта 13 Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий. Это министерство является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к верному выводу о том, что восстановление нарушенного права Ларионовой Е.В. возможно путем возложения на Минобороны России обязанности перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" рассчитанной судами суммы недополученного ею инвестиционного дохода, за вычетом на момент расчета фактически учтенных на ее ИНС доходов от инвестирования.
Довод автора жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку, как указано в примере N 33 Обзора практики применения военными судами в 2021 году законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2022 г, правоотношения, связанные с реализацией участниками НИС права на получение инвестиционного дохода в полном объеме за весь период нахождения на соответствующем учете, являются длящимися.
Иные доводы кассационной жалобы на правильность сделанных судами выводов не влияют, поскольку не основаны на нормах материального закона и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом принятых по делу судебных актов, что согласно процессуальному закону основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основаниями для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, в том числе к безусловной отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 4 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Ларионовой Елены Владимировны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко Виктора Олеговича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи Т.Г. Гусейнов
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.