Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Сивова В.В. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-202/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Носенко Виктора Олеговича на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 августа 2022 года по административному иску "звание" Шепелевой Анжелики Валерьевны об оспаривании действий Управления "данные изъяты" и федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с исключением из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 11 августа 2022 года, административный иск Шепелевой удовлетворен.
Суд признал незаконными действия Управления "данные изъяты", связанные с ошибочным исключением Шепелевой из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и возложил обязанность на Министерство обороны РФ перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека", а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС Шепелевой сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 1 сентября 2009 года по 31 декабря 2021 года в размере "данные изъяты", рассчитанного с вычетом ранее учтенного инвестиционного дохода ("данные изъяты").
В кассационной жалобе, поданной 20 сентября 2022 года, представитель административного ответчика, считая обжалованные судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование автор жалобы, излагая обстоятельства дела и приводя положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, утверждает, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении административного истца не было допущено каких-либо нарушений, которые повлекли или могли бы повлечь неполучение административным истцом денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период.
Далее Носенко отмечает, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению за счет бюджетных средств инвестиционного дохода не соответствует требованиям законодательства, поскольку инвестиционный доход является результатом рисковой деятельности по инвестированию денежных средств и его перечисление за счет средств федерального бюджета противоречит принципам бюджетного законодательства.
В заключение автор жалобы делает вывод, что взыскание инвестиционного дохода с бюджета Российской Федерации невозможно, поскольку он является результатом деятельности управляющих компаний.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Кассационный военный суд, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что Шепелева проходила военную службу по контракту в период с августа 2002 года по ноябрь 2008 года, а с 11 февраля 2009 года заключила новый контракт и проходит ее в войсковой части N..
9 декабря 2009 года регистрирующий орган на основании ее волеизъявления включил Шепелеву в реестр участников НИС с 1 сентября 2009 года как повторно поступившую на военную службу по контракту с присвоением категории " "данные изъяты"", о чем 16 января 2010 года уведомил административного истца.
6 декабря 2013 года административный истец ошибочно исключена Управлением "данные изъяты" из реестра участников НИС.
18 декабря 2013 года ее ИНС был закрыт без права на использование накоплений, но 1 мая 2019 года восстановлен и на нем был возобновлен учет накоплений для жилищного обеспечения.
9 февраля 2022 года ФГКУ "Росвоенипотека" уведомило Шепелеву, что с января 2014 года по май 2019 года накопительные взносы на ее ИНС не учитывались, в доверительное управление не передавались и соответственно, дохода от их инвестирования не было.
Исходя из установленных обстоятельств дела и основываясь на положениях п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), а также Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что по вине должностных лиц Шепелева Управлением расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России в декабре 2013 года была ошибочно исключена из реестра участников НИС, что привело к учету на ее ИНС накоплений без дохода от инвестирования накоплений за период с 1 сентября 2009 года по 31 декабря 2021 года в размере "данные изъяты".
В силу п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия которой установлены Федеральным законом.
Согласно с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. При этом в ст. 5 Федерального закона указаны источники формирования накоплений для жилищного обеспечения.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета. Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 названного закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 9 вышеназванного закона к участникам НИС относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы по 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, если общая продолжительность их военной службы по контракту по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет и составит три года начиная с 1 января 2005 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
Определяя размер недоначисленного инвестиционного дохода, гарнизонный военный суд верно исходил из того, что расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки, обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по восстановлению нарушенного права.
Указанная позиция также согласуется с судебной практикой, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденном 3 июля 2019 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы автора жалобы, касающиеся существа установленных судами фактических обстоятельств, аналогичны доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и судом апелляционной инстанции им была дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Таким образом, оснований для отмены или изменения оспоренных судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кассационный военный суд, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 августа 2022 года по административному иску Шепелевой Анжелики Валерьевны оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Носенко В.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 КАС РФ срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.В. Сивов
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.