Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области Овсяник Ю.А. на вступившее в законную силу решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2022 г., вынесенное в отношении Озманян Зине Гасановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи по 9-му судебному участку Куйбышевского района г. Иркутска от 12 апреля 2022 г. по делу N Озманян З.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Постановлением мирового судьи по 9-му судебному участку Куйбышевского района г. Иркутска от 12 апреля 2022 г. по делу N Озманян З.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятыми мировым судьей постановлениями, Озманян З.Г. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с жалобами на указанные постановления.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2022г. постановления мирового судьи изменены, применены положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ (дела N и N), назначено одно наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе должностное лицо, государственный инспектор Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области Овсяник Ю.А, просит решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска отменить, прекратить производство по делу в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
Озманян З.Г, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подачи жалобы, в установленные сроки возражений не представила.
Изучив материалы дела, довода жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки по вопросам соблюдения земельного законодательства в отношении Озманян З.Г. на основании распоряжений Управления Росреестра по Иркутской области о проведении внеплановой документарной и выездной проверки от 11 июня 2021 г. N-р и N-р в отношении Озманян З.Г. в ходе выездной проверки были составлены акты проверки N и N от 16 июля 2021 г, с выдачей Озманян З.Г. предписаний об устранении нарушений земельного законодательства N и N от 16 июля 2021 г, неисполнение которых было выявлено по результатам проверки, проведённой на основании решений Управления Росреестра по Иркутской области о проведении внеплановой выездной проверки от 26 января 2022 г. N-p и N-p, с оформлением соответствующих актов проверки N и N от 15 февраля 2022 г. в отношении Озманян З.Г, что, по мнению судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска, относится к сфере одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления Государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводимого в отношении физического лица Озманян З.Г.
Изложенное явилось основанием для применения судьей районного суда положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначению Озманян З.Г. одно наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В настоящей жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска, указывая на то, что нарушения в действиях Озманян З.Г. были выявлены в рамках проведения двух различных контрольных (надзорных) мероприятий, в связи с чем судьей Куйбышевского районного суда г. Иркутска принято незаконное решение.
Однако по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела N следует, что согласно протокола N об административном правонарушении от 18 февраля 2022 г. усматривается, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области установлено, что Озманян З.Г. не выполнила в срок до 15 января 2022 г, включительно, предписание об устранении нарушений земельного законодательства N от 16 июля 2021 г, а именно, не предоставила в установленном законом порядке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок общей площадью 884, 93 кв.м, (из которых 753, 71 кв.м. - земельный участок, расположенный смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером N; 131, 22 кв.м. - часть земельного участка кадастровым номером N), не освободила и не прекратила использование вышеуказанных земельных участков. Тем самым, совершила правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела N следует, что согласно протокола N об административном правонарушении от 18 февраля 2022 г. усматривается, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области установлено, что Озманян З.Г. не выполнила в срок до 15 января 2022 г, включительно, предписание об устранении нарушений земельного законодательства N от 16 июля 2021 г, а именно, не прекратила использовать земельный участок с кадастровым номером N, не в соответствии с его целевым назначением, не изменила вид разрешенного использования на вид, предусматривающий использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Тем самым, Озманян З.Г. совершила правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 г. N 14-П, от 11 мая 2005 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 16 июня 2009 г. N 9-П).
В пункте 6 своего Постановления от 16 июня 2009 г. N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 г, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Куйбышевского районного суда г. Иркутска допущены существенные нарушения, которое носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела, при этом, по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2022 г. отменено быть не может.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июня 2022 г, вынесенное в отношении Озманян Зине Гасановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области Овсяник Ю.А. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.