Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Иванова В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 9 августа 2022г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 24 августа 2022г., вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Иванова Владимира Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 9 августа 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 24 августа 2022г, гражданин "данные изъяты" Иванов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Иванов В.А. настаивает на изменении судебного решения как незаконного в части назначения административного выдворения.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об усматривается, что 8 августа 2022г. в 8 часов 25 минут на "адрес" выявлен гражданин "данные изъяты" Иванов В.А, прибывший в Российскую Федерацию 15 апреля 2017г. в порядке, не требующем получения визы, на миграционный учет не встал. В нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ по истечении срока временного пребывания 14 июля 2017г. с территории Российской Федерации Иванов В.А. не выехал.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, указанными в обжалуемых судебных актах, в том числе объяснениями Иванова В.А, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Ивановым В.А. нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются сомнения в обоснованности назначенного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, что следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлениях от 15 июля 1999 г. N 11-П, 27 мая 2008 г. N 8-П, 13 июля 2010 г. N 15-П, 17 января 2013 г. N 1-П, 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.
Согласно указанной правовой позиции, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Из материалов дела следует, что Иванов В.А, отмечая, что по национальности он "данные изъяты", о чем указано в свидетельстве о его рождении, последовательно заявлял в свою защиту, что на территории Российской Федерации проживает с 2013г, имеет семью; состоит с Ю. в фактических брачных отношениях, имеет с ней двоих совместных несовершеннолетних детей 2015, 2016г. рождения, члены его семьи являются гражданами Российской Федерации, проживают с ним совместно, ведут общий быт, он работает, материально обеспечивая семью. Ранее он обращался за получением гражданства Российской Федерации, однако документы миграционной службой утеряны.
Указанные доводы приведены, в частности, в жалобе областному суду на постановление об административном наказании, однако не были предметом судебной проверки и оценки, отвергнуты на том основании, что в свидетельствах о рождении детей Иванов В.А. не указан отцом.
К настоящей жалобе Иванов В.А. представил свидетельства об установлении своего отцовства в отношении детей, указывает, что пояснения Ю. по обстоятельствам дела необоснованно не были учтены судом первой инстанции.
Однако, несмотря на наличие в деле копии паспорта Ю, не имеется данных о ее допросе судом, а установление отцовства Иванова В.А. в отношении детей после вынесения судебных актов не свидетельствует о наличии семьи как таковой.
Вместе с тем доводы Иванова В.А. о длительном проживании на территории Российской Федерации подтверждаются данными ФМС России АС ЦБДУИГ. Однако доводы о наличии у Иванова В.А. на территории Российской Федерации семьи, как выше отмечено, необоснованно не были предметом проверки судебных инстанций, что вызывает сомнения в необходимости и соразмерности назначения районным судом дополнительного наказания.
При таких условиях и с учетом положений п. 3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ обжалуемые судебные решения подлежат изменению: назначение Иванову В.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения следует исключить.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 9 августа 2022г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 24 августа 2022г. изменить, исключив назначение Иванову В.А. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в остальной части - оставить без изменений.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.