Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В.
судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
при участии прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0006-01-2020-000614-60 (2-90/2022) по иску П.И.М. к администрации Черемховского муниципального образования о признании незаконными распоряжений, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Черемховского сельского поселения на решение Черемховского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, заключение прокурора Маслаковой О.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.И.М. обратилась в суд с иском к администрации Черемховского муниципального образования о признании незаконными распоряжений, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что в период с 1 апреля 2009 г. по 2 ноября 2020 г. она состояла в трудовых отношениях с администрацией Черемховского муниципального образования в должности директора муниципального казенного учреждения "Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения" (далее- МКУ Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения").
Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за нарушение правил предоставления руководителем организации муниципального учреждения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей.
Распоряжением исполняющего обязанности главы Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N действие трудового договора от 1 апреля 2009 г. N прекращено по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение истец считает незаконным в связи с нарушением процедуры увольнения и несоразмерностью примененного взыскания. Указывает, что требуемые сведения она представила 29 октября 2020 г, то есть до своего увольнения. Кроме того, полагает, что срок привлечения ее к ответственности, который составляет один месяц, на момент вынесения приказа об увольнении с момента обнаружения проступка, истек.
Истец просила суд у четом уточненных исковых требований признать незаконными распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, от 2 ноября 2020 г. N о прекращении действия трудового договора от 1 апреля 2009 г. N, восстановить ее в должности директора МКУ "Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения", взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула за период с 3 ноября 2020 г. по день вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Черемховского районного суда Иркутской области от 17 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г, исковые требования П.И.М. оставлены без удовлетворения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 г. решение Черемховского районного суда Иркутской области от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 июня 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Черемховского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 г. исковые требования П.И.М. удовлетворены. Суд признал незаконными вышеупомянутые распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N и N, восстановил истца на работе в должности директора МУК "Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения" с 2 ноября 2020 г, взыскал с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула размере 652 761, 45 руб, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб, возложил на ответчика обязанность уплатить страховые взносы и налог на доходы физического лица - П.И.М. в порядке и размерах, определяемых федеральными законами с 3 ноября 2020 г. по день восстановления на работе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г. решение Черемховского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 г. в части взыскания с администрации Черемховского сельского поселения государственной пошлины в размере 10 027, 61 руб. отменено, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Черемховского сельского поселения просит отменить решение Черемховского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что дисциплинарное взыскание было применено в течение месяца с момента поступления представления прокурора, в котором было указано на совершение истцом проступка, связанного с непредставлением сведений о доходах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены, в суд не явились, на основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в кассационном представлении, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 апреля 2009 г. между П.И.М. и администрацией Черемховского муниципального образования заключен трудовой договор N, в соответствии с которым она принята на должность руководителя МКУ "Культурноспортивный центр Черемховского сельского поселения" и состояла в указанной должности до момента ее увольнения.
Дополнительным соглашением от 2 апреля 2020 г. N к трудовому договору от 1 апреля 2009 г. N внесены изменения в разделы 1-9 трудового договора от 1 апреля 2009 г, N согласно приложению.
Согласно п. 2.2.25 трудового договора от 1 апреля 2009 г. N в его редакции от 2 апреля 2020 г. руководитель обязан представлять работодателю в порядке, установленном постановлением Главы Черемховского муниципального образования от 23 апреля 2013 г. N "Об утверждении правил предоставления, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителя муниципального учреждения Черемховского муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", из которых следует, что руководитель муниципального учреждения Черемховского муниципального образования обязан представлять работодателю в письменной форме сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих (супруга) и несовершеннолетних детей.
Названные правила опубликованы на официальном сайте администрации Черемховского муниципального образования, а равно в периодическом печатном издании "Вестник Черемховского сельского поселения" от 25 апреля 2013 г. N (N).
Согласно Уставу МКУ "Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения" учреждение является некоммерческой организацией, с организационно-правовой формой - муниципальное казенное учреждение, создано в целях обеспечения реализации предусмотренных Федеральными законами, законами Иркутской области, нормативными актами органов местного самоуправления организации досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию и т.д. Управление учреждением осуществляет директор, который действует на основании законодательства Российской Федерации, Устава учреждения, работает на основании трудового договора и несет ответственность, в том числе за нарушение норм действующего законодательства.
П.И.М. является руководителем муниципального учреждения, на нее возложена обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей. При этом, муниципальным служащим истец П.И.М. не является, поскольку замещаемая ею должность в реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области, утвержденном Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. N 89-оз (в редакции от 11 июля 2019 г.) отсутствует.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. N 272 "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчётный период с 1 января по 31 декабря 2019 года" постановлением администрации Черемховского муниципального образования от 25 мая 2020 г. N 40 "О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года" срок предоставления соответствующих сведений руководителем муниципального учреждения продлен до 1 августа 2020 г. С названным постановлением П.И.М. ознакомлена 28 мая 2020 г, однако в установленный срок требуемые сведения не представила.
Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N истец привлечена к дисциплинарной ответственности, за нарушение Правил предоставления, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителя муниципального учреждения Черемховского муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
Распоряжением исполняющего обязанности главы администрации Черемховского муниципального образования от 2 ноября 2020 г. N прекращено действие трудового договора от 1 апреля 2009 г. N, заключенного с истцом, с 2 ноября 2020 г. она уволена по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с утратой доверия со стороны работодателя за непредоставление работодателю сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга. С распоряжением истец ознакомлена 2 ноября 2020 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при привлечении П.И.М. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по указанному основанию работодателем нарушена процедура увольнения, в нарушение положений ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодателем не были учтены тяжесть вменяемого в вину П.И.М. дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение истца, ее отношение к труду, совершение либо не совершение ею ранее нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, а также других ограничений, запретов, требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Работодателем не приведено мотивов в чем выразилась утрата доверия к работнику в результате непредставления сведений о доходах, которые фактически в ходе проверки были представлены. Кроме того, работодателем пропущен срок для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, что безусловно свидетельствует о нарушении порядка привлечения П.И.М. к дисциплинарной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Отклоняя доводы ответчика о том, что о наличии проступка работодателю стало известно 2 октября 2020 г, в день получения представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, суд апелляционной инстанции учел, что в соответствии с постановлением администрации Черемховского муниципального образования от 23 апреля 2013 г. N 125 "Об утверждении правил предоставления лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения Черемховского муниципального образования, а также руководителем муниципального учреждения Черемховского муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей" сведения предоставляются главе Черемховского муниципального образования и другим должностным лицам администрации Черемховского муниципального образования, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителя муниципального учреждения Черемховского муниципального образования в сроки, указанные в п. 3 Правил.
Поскольку постановлением администрации Черемховского муниципального образования от 25 мая 2020 г. срок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением администрации Черемховского муниципального образования от 23 апреля 2013 г. N 125, продлен до 1 августа 2020 г, работодатель должен был узнать о совершении истцом дисциплинарного проступка 2 августа 2020 г, на следующий день, после окончания срока предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г. При этом истец привлечена к дисциплинарной ответственности 2 ноября 2020 г, то есть по истечении месячного срока, предусмотренного ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Пунктами 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
В соответствии со ст. 275 Трудового кодекса Российской Федерации лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения - в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Порядок и условия, при соблюдении которых работодатель вправе расторгать трудовой договор с работником, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности ст.ст. 71, 81, 192, 193) и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия, (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, такой работник подлежит увольнению, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Кроме того, как разъяснено в п. 53 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст.ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из ст.ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В силу ч. 3 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации относится к дисциплинарным взысканиям, поэтому при увольнении по указанному основанию должен соблюдаться порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на данные правоотношения распространяются положения ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (п. 5 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Как следует из распоряжения администрации Черемховского муниципального образования Иркутской области от 2 ноября 2020 г. N "О привлечении к дисциплинарной ответственности" и распоряжения от ноября 2020 г. N "О прекращении трудового договора" основанием к увольнению явилось представление прокуратуры г. Черемхово об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. При этом каких-либо собственных выводов работодателем не приведено. Выводы работодателя о том, какие обстоятельства дали основания для утраты доверия к П.И.М, в распоряжении о привлечении к дисциплинарной ответственности не указаны.
В распоряжении о привлечении к дисциплинарной ответственности, как и в распоряжении о прекращении трудового договора, выводов работодателя о том, что указанные сведения не были представлены П.И.М. с целью уклонения от их предоставления, не содержится. Доказательств того, что поведение П.И.М. явилось способом уклонения от предоставления сведений, с намерением их скрыть, работодателем не представлено.
Из материалов дела следует, что с момента осуществления своей деятельности в должности директора МКУ "Культурно-спортивный центр Черемховского сельского поселения" истец за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не привлекалась, допустила такое нарушение впервые, причиной несвоевременного представления сведений о доходах явилась ее недисциплинированность и невнимательность, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны работодателя. После получения требования о предоставлении объяснения причин непредоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, П.И.М. незамедлительно представила такие сведения 29 октября 2020 г.
Кроме того, ч.3 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Согласно ч. 4 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В подп. "б" п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Суды пришли к правильному выводу о том, что о наличии проступка работодателю стало известно не 2 октября 2020 г, в день получения представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, а 2 августа 2020 г, на следующий день, после окончания срока предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г. Так из представления прокуратуры от 30 сентября 2020 г. следует, что до вынесения представления администрация Черемховского муниципального образования представила информацию о том, что соответствующие сведения не размещены на официальном сайте администрации по причине непредставления таких сведений в администрацию руководителем МКУ "КСЦ ЧСП" П.И.М, что свидетельствует о том, что о совершенном П.И.М. дисциплинарном проступке работодателю стало известно до получения представления прокуратуры.
Установив нарушение работодателем порядка увольнения, суды пришли к правильному выводу о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении истца в ранее занимаемой должности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы (о том, что процедура увольнения истца была соблюдена) выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, не могут послужить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черемховского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - администрации Черемховского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.