Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2003 г. N А05-10772/02-566/18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.,
рассмотрев 21.01.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.10.2002 по делу N А05-10772/02-566/18 (судья Чалбышева И.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к закрытому акционерному обществу "Горная Компания Терра" (далее - общество) о взыскании 5 000 руб. штрафных санкций применительно к пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании).
Третьим лицом к участию в деле привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области.
Решением от 25.10.2002 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемое решение и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы полагает, что суд пришел к ошибочному выводу относительно нарушений процедуры привлечения общества к налоговой ответственности.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, судом первой инстанции установлено следующее.
Общество зарегистрировано постановлением главы местного самоуправления муниципального образования "Приморский район" от 24.06.2002 N 189 (листы дела 5 - 6). Документы на регистрацию в управлении представлены обществом 31.07.2002.
Управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой установлено нарушение ответчиком предусмотренного статьей 11 Закона об обязательном пенсионном страховании тридцатидневного срока регистрации страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам проверки управлением составлен акт от 31.07.2002 N 13 и принято решение от 14.08.2002 N 13 (листы дела 9, 15). Общество привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании применительно к пункту 1 статьи 27 Закона об обязательном пенсионном страховании в виде 5 000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации.
Управление уведомило общество о дате рассмотрения материалов проверки и принятия решения. Направленное 09.08.2002 уведомление получено ответчиком лишь 16.08.2002, то есть по истечении даты принятия решения (листы дела 11 - 14).
Названное решение управления и требование от 14.08.2002 N 13 о добровольной уплате штрафных санкций направлены в адрес общества. Требование к моменту обращения управления в арбитражный суд ответчиком не исполнено.
В соответствии со статьей 11 Закона об обязательном пенсионном страховании регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется для работодателей - организаций в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации по месту их нахождения.
Согласно статье 27 названного Закона нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из уведомительного характера регистрации страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации, установленного пунктом 11 Временного порядка регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2001 N 33а (далее - Временный порядок). При этом суд мотивировал свою позицию ссылкой на статью 11 Закона об обязательном пенсионном страховании, согласно которой порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных к страхователям, устанавливается страховщиком.
Однако названный пункт Временного порядка связывает уведомительный характер регистрации налогоплательщиков (страхователей) в Пенсионном фонде Российской Федерации с фактом непредставления последними в органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов для регистрации. Таким образом, уведомительный характер регистрации рассчитан на исключительные случаи, когда налогоплательщики (страхователи) нарушают общие правила регистрации, установленные пунктами 1 - 10 Временного порядка и статьей 11 Закона. В подобных случаях факт правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 27 Закона об обязательном пенсионном страховании, может быть установлен регистрирующим органом, а применение уведомительного характера регистрации вовсе не исключает такое правонарушение.
Следовательно, вывод суда о том, что законодательством об обязательном пенсионном страховании в качестве общего правила установлен особый уведомительный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей) с направлением уведомлений заказными письмами, является ошибочным. Отказ в удовлетворении заявленных управлением требований по факту несоблюдения такого уведомительного порядка неправомерен.
Дополнительным основанием к отказу в иске послужило несоблюдение управлением статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 2 Закона об обязательном пенсионном страховании законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Процедура, общие условия и другие вопросы привлечения к ответственности, установленные статьей 27 Закона об обязательном пенсионном страховании за совершение названных в ней правонарушений, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Анализ норм, содержащихся в главах 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что решение, принятое соответствующим органом без учета этих норм, незаконно, поскольку в таком случае нарушаются права налогоплательщика (страхователя), предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации.
Выполнение установленного законодательством порядка налогового контроля является гарантией соблюдения законных прав и интересов налогоплательщика (страхователя) и позволяет налоговому либо иному уполномоченному государственному органу всесторонне и объективно исследовать соответствующие обстоятельства, лишь затем сделав вывод о наличии либо отсутствии в действиях налогоплательщика (страхователя) состава правонарушения.
Только после указанной процедуры уполномоченный орган принимает одно из решений, перечисленных в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Восполнение дефектов налоговой проверки в процессе судебного разбирательства противоречит требованиям статей 101, 108 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что рассмотрение материалов проверки и принятие управлением решения от 14.08.2002 N 13 состоялись без надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки соответствующих доказательств по делу.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что основания для отмены судебного акта, принятого по настоящему делу, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.10.2002 по делу N А05-10772/02-566/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
Д.В.Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2003 г. N А05-10772/02-566/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника